Коррекция нарушения детско-родительских отношений в семье

Семейное воспитание - это система, которая управляет взаимоотношениями родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют правильному и равномерному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве случаев ведут к трудности в воспитании и изменении личности.

Последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье: детская безнадзорность и беспризорность; побеги из дома; половая распущенность; правонарушения и преступная деятельность; алкоголизм; наркомания и токсикомания.

Для снижения девиантного поведения детей в обществе Коджаспи-рова Г.М. выделяет систему принципов семейного воспитания:

  1. дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
  2. родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию;
  3. воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей;
  4. диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;
  5. личность самих родителей идеальная модель для подражания детей;
  6.  воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
  7. все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;
  8. оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье [7].

Мардахаев Л.В. для повышения воспитательных возможностей семьи предлагает ряд следующих мер:

  • подготовку к семейной жизни;
  • поддержание нравственного климата в семье;
  • психологическую и нравственную подготовку к рождению ребенка;
  • обеспечение взаимодействия семьи и детского сада, школы в воспитании детей;
  • обеспечение единства и согласованности воспитательных усилий родителей;
  • формирование критического подхода родителей к своей педагогической деятельности, разумный поиск путей совершенствования воспитания детей.

Основная задача помочь члену семьи (независимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социальнопсихологической и социально-педагогической работы.

Формы работы с семьёй:

  • социальный патронат;
  • консультационные беседы (консультирование, убеждение и т.д.);
  • социально - педагогический мониторинг семьи;
  • родительские тематические собрания;
  • психодиагностика (мониторинг);
  • психокоррекция;
  • психопрофилактика и просвещение.

Когнитивно-поведенческий подход в работе с детско - родительскими отношениями предполагает обучение родителей конструктивным способам взаимодействия с детьми. Одной из наиболее популярных форм когнитивно-поведенческой психотерапии в сфере детско-родительских отношений является тренинг детско-родительского взаимодействия (ТДРВ), разработанный Ш. Айберг [15].

Задачами ТДРВ являются: установление эмоционально тёплого, доверительного контакта родителей и ребёнка, нормализация негативных поведенческих проявлений ребёнка, повышение родительской компетентности, нормализация отношений сиблингов.

Программа ТДРВ ориентирована на семьи с детьми от трех до семи лет. Она состоит их четырёх блоков.

  1. Вводная часть, во время которой происходит установление контакта, осуществляется сбор информации о проблеме, проводятся диагностические процедуры, члены семьи мотивируются на прохождение тренинга. Диагностика детско-родительского взаимодействия осуществляется с помощью опросника Ш. Айберг и структурированного наблюдения за детско-родительским взаимодействием.
  2. Игровая стадия - обучение родителей совместной игре, которую им предлагается осуществлять по пять минут каждый день. Родители учатся следовать за ребенком, в то же время, устанавливая твердые и очевидные границы взаимодействия. На этой стадии родители применяют методы поощрения позитивного поведения ребенка и игнорирования как ответ на негативное поведение. Результатом прохождения данного этапа является установление и укрепление эмоционального контакта родителей и детей.
  3. Дисциплинарная стадия - обучение родителей устанавливать в отношениях с детьми границы и правила взаимодействия. Во время дисциплинарной стадии родителям предлагается процедура «тайм-аута». Таймаут предполагает удаление ребенка на несколько минут из ситуации, богатой интересными стимулами, например, из игровой комнаты. Тайм-аут последовательно переносится из игровой ситуации в повседневное семейное взаимодействие. Результатом данного этапа становится обучение детей послушанию, а родителей - эффективным воспитательным воздействиям.
  4. На заключительной стадии проводится оценка поведенческих изменений, диагностика, осуществляется получение обратной связи от родителей и подведение итогов.

Тренинг детско-родительского взаимодействия является краткосрочной формой психотерапевтической работы и занимает, в среднем, около 12 сессий. Он зарекомендовал себя в качестве весьма эффективной формы коррекции детско-родительских отношений во многих странах мира. Тем не менее, ТДРВ применяется для работы с семьями, в которых возраст детей варьирует от трех до шести лет. В работе с семьями, имеющими более старших детей, принципы ТДРВ сохраняются, однако большее внимание уделяется когнитивному компоненту взаимоотношений.

По мере взросления ребенка границы семейного взаимодействия должны становится более гибкими, и родителям стоит апеллировать к способности ребенка осознавать и регулировать собственное поведение. Задачей родителей является обучение ребенка (в том числе на собственном примере) навыкам коммуникации, ассертивности и ответственного поведения. Основные методы - обсуждение, предоставление выбора, конструктивные указания и реализация логических последствий за нарушение договоренностей.

Данный принцип реализуется в двух весьма распространенных в США подходах. Во-первых, это разработанный Р. Грином подход, ориентированный на совместное решение проблемы (Collaborative Problem Solving approach) [2, 19]. Данный подход делает акцент на работе с «трудными» детьми, имеющими различные клинические формы нарушений поведения (СДВГ, аутизм, органические нарушения и т.д.). Он базируется на принципах обучения и последовательной позиции родителей в отношениях с ребенком. При этом большим преимуществом данного подхода является лежащее в его основе уважение к личности ребенка, а также убеждение в праве каждого человека на выбор.

Концепция установления границ представляет собой последовательность этапов, направленных на коррекцию отношений родителей и детей [10]. Обозначенные подходы могут быть реализованы в работе с семьями с детьми старше трех лет. Обобщив перекликающиеся принципы психотерапевтической работы с семьями в этих подходах, можно выделить алгоритм коррекции детско-родительских отношений в когнитивно-бихевиоральной психотерапии. Данный алгоритм состоит из ряда этапов.

1.    Прояснение проблемы. Первый этап работы начинается с установления конструктивного доверительного контакта с членами семьи. При этом ответственность за работу распределяется поровну, а психотерапевт выступает в качестве наставника, обучающего членов семьи конструктивному взаимодействию. На данном этапе заключается контракт на психотерапевтическую работу, в котором достигается договоренность относительно продолжительности встреч, результатов, а также вклада каждого из участников процесса в психотерапевтический процесс. В ходе прояснения проблемного взаимодействия выясняются особенности актуальной семейной ситуации, выявляются реперные точки, запускающие конфликтные ситуации. Важно выявить цикличную последовательность действий, чувств и мыслей членов семьи во время конфликта. Основной метод -циркулярное интервью. Чтобы высветить различия в отношениях между членами семьи, терапевт может попросить одного из них прокомментировать, как он видит отношения между двумя другими. Далее по кругу терапевт опрашивает всех членов семьи вплоть до выявления последовательности взаимодействия. Триадические вопросы являются весьма эффективными, они обеспечивают более ясной информацией о паттернах взаимоотношений и помогают преодолеть семейное сопротивление. Результатом данного этапа является наглядная схема последовательности взаимодействия, также включающая перечисление эффективных и неэффективных действий членов семьи и их последствий. Помимо прояснения актуальной проблемной ситуации психотерапевт может попросить родителей описать стиль семейного воспитания, принятый в их родительских семьях. Данные заносятся в совместно составляемую схему и иллюстрируют типичные паттерны воспитания, передающиеся из поколения в поколение. Схемы помогают взрослым членам семьи осознать зачастую бессознательный характер собственных реакций и способствуют выработке осознанной родительской позиции. Подобная работа ведется без участия детей.

2.    Выявление мишеней психотерапевтической работы. На данном этапе психотерапевт предоставляет семье информацию относительно компонентов конструктивного общения. Происходит соотнесение актуальной семейной ситуации с предпочитаемой, после чего осуществляется совместное обсуждение недостающих элементов взаимодействия. Функция терапевта заключается в предоставлении информации и обучении. Так, например, обсуждается, какими навыками должен обладать ребенок для того, чтобы уметь справляться с негативными эмоциями и контролировать собственное поведение.

Среди них можно выделить следующие [2]:

  • Навыки сознательного самоуправления предполагают способность переключаться с одной задачи на другую, организацию и планирование, а также способность дистанцироваться от аффекта. Если этот навык не развит, ребенок оказывается не в состоянии выполнять родительские указания и соблюдать договоренности.
  • Речевые навыки включают в себя навык определения и выражения эмоций, навык распознавания и формулирования собственных потребностей и навык разрешения проблем. В случае отсутствия данного навыка ребенок не сможет сообщать о своих чувствах и потребностях, он будет выражать свое недовольство посредством негативного поведения.
  • Навыки контроля эмоций необходимы для организации конструктивного общения. Подобно раздражительности, беспокойство и тревога мешают рационально рассуждать. Некоторые дети склонны к чернобелому и буквальному восприятию действительности. При таком восприятии любое незначительное для родителей событие может вызвать бурную реакцию ребенка. Кроме того, ребенок в состоянии аффекта не способен к конструктивному разрешению конфликта.
  • Навыки интеллектуальной гибкости способствуют преодолению рамок черно-белого восприятия действительности, они развиваются достаточно медленно. Некоторые недостаточно адаптивные дети предпочитают предсказуемость и размеренность, они теряются при столкновении с неожиданными, многозначными ситуациями. Интеллектуальная гибкость позволяет преодолевать тревогу и действовать более ассертивно.
  • Социальные навыки - это навыки обработки информации в процессе социального общения. Некоторые дети плохо разбираются в нюансах человеческих взаимоотношений и часто неверно истолковывают ситуацию. Они действуют стереотипным образом независимо от ситуации и не учатся на прошлом опыте. Кроме того, эти дети не понимают, каким образом их поведение воспринимается окружающими. Любое общение для них является стрессогенным фактором.

Когнитивно-бихевиоральные терапевты полагают, что эти навыки нельзя приобрести исключительно в результате поощрения и наказания, ребенку необходимо длительное и последовательное обучение. Кроме того, зачастую сами взрослые не обладают описанными навыками, поэтому в процессе психотерапии происходит обучение взрослых, которые затем обучают своих детей. В результате данного этапа выявляются проблемные зоны взаимодействия (мишени психотерапевтической работы) и анализируются их причины. Результатом данного этапа становится совместная разработка плана действий.

3.    Последовательная реализация плана и оценка его эффективности. Как уже было сказано, план действий вырабатывается совместно. Сразу стоит отметить, что план не является однозначно заданным, он может меняться в зависимости от обратной связи, предоставляемой семьей. Выделяются несколько основных принципов и приёмов, которые рекомендуются родителям к реализации [10].

1)    Принцип нейтральности является базовым для регуляции детскородительских отношений. Он заключается в том, что родители учатся сохранять самообладание в любой, даже самой эмоционально насыщенной ситуации. Только нейтральный, спокойный и дружелюбный тон родителей может способствовать налаживанию конструктивного взаимодействия. Демонстрация негативно заряженных аффективных реакций является подкреплением негативного поведения ребенка. Для совладания с бурными эмоциональными реакциями родителям предлагается использовать я-высказывания, в которых они описывают свои чувства в связи со сложившейся ситуацией. В случае, когда чувства, переполняющие взрослых, слишком сильны, им предлагается использовать процедуру «давай успокоимся». Данная процедура предполагает, что родитель и ребенок проводят непродолжительное время отдельно друг от друга. Несколько минут тишины позволяют человеку пережить всплеск негативных эмоций, не направляя их на других людей. В случаях, когда родителям все же не удалось оставаться нейтральными, и они переступают грань нормального общения, им рекомендуется извиниться перед ребенком. Тем самым на личном примере они учат его конструктивным способам справляться с аффектом.

2)    Конструктивные указания являются важнейшим элементом функциональных детско-родительских отношений. Они позволяют донести до ребенка пожелание родителей в наиболее ясной и уважительной манере. В любой семье с нарушениями общения можно проследить большое количество неэффективных указаний, которым относятся: неясные послания, многочисленные повторения и напоминания, предупреждения, вразумления, констатация факта, сделки, дебаты, подкуп, противоречия родителей, неэффективный личный пример и т.д. (Маккензи). Важно, чтобы указания родителей содержали ясные и утвердительные сообщения, были конкретны и недвусмысленны, направлены на поведение, произносились обычным тоном, содержали в себе последствия непослушания и озвучивались не более двух раз, после которых родители переходят к конкретным действиям.
3)    Предоставление выбора является важным механизмом регуляции детско-родительских отношений. Наличие выбора позволяет ребенку структурировать ситуацию, предупреждает его о последствиях поведения, позволяет взять на себя ответственность и обучает самостоятельности. Выбор может предоставляться в случаях, когда ребенок не может определиться с предпочитаемой деятельностью - тогда его функция состоит в структурировании ситуации. Также родители могут предлагать ребенку выбор, когда их просьба не обязательна к немедленному исполнению. Например, «Ты хочешь сначала поесть или убрать игрушки?» Если же указание родителей требует незамедлительных действий ребенка, взрослые озвучивают выбор, содержащий альтернативу в виде последствий непослушания. Например, «У тебя есть выбор - либо ты прямо сейчас собираешь игрушки, либо я забираю их до конца дня». В данном случае родитель информирует ребенка и предоставляет ему возможность самостоятельно отвечать за собственные действия.

4)    Логические последствия. Семейные психотерапевты полагают, что условием нормальной семейной организации являются четкие и обоснованные границы. Границами можно назвать правила взаимодействия внутри и вне семьи (внутренние и внешние границы). Выделяют четыре типа границ:

  • Хаотичные границы предполагают практически полное отсутствие всяких правил и ролей внутри семьи.
  • Гибкие границы предполагают, что в семье не слишком много правил, и они могут изменяться в соответствии с ситуацией и семейными нуждами. В детско-родительских отношениях преобладает демократический стиль руководства. с. Структурированные границы предполагают наличие некоторой демократии, однако семейные роли и правила вполне четко определены и не всегда поддаются изменениям.
  • Жесткие границы - правила, регламентирующие большое количество взаимодействий и не изменяющиеся ни при каких обстоятельствах.

Наиболее функциональными с точки зрения семейного взаимодействия являются средние типы - гибкие и структурированные границы. Дисфункциональность хаотичных границ проявляется в том, что у детей отсутствуют ориентиры, следствием чего является повышение уровня тревоги и преобладание негативных форм поведения. Жесткие границы, в свою очередь, не позволяют детям быть активными, инициативными и самостоятельными. Применение в системе воспитания логических последствий нарушения правил позволит установить необходимые границы, в то же время, сохраняя в отношениях с детьми черты демократии. Основное условие реализации логических последствий состоит в том, что последствия нарушения правил необходимо применять безотлагательно, последовательно (в каждой аналогичной ситуации) и логически обоснованно. Логическая обоснованность последствий означает, что наказание логически следует из проступка: ребенок ломает игрушки - родители их не чинят, ребенок «забывает» сделать уроки - идет в школу с невыученным домашним заданием, ребенок медлит - родители дают почувствовать результат промедления и т.д. В применении логических последствий предлагается использовать таймер, который отсчитывает время до начала действия санкций. Стоит отметить, что по силе и значимости последствие должно соответствовать проступку, а не превосходить его. Кроме того, после истечения срока действия последствия, общение начинается с «чистого листа», без взаимных претензий и упреков. В качестве одного из последствий также предлагается использовать описанную выше процедуру тайм-аута. Для тайм-аута подходит любое помещение, в котором ребенок оказывается лишён интересных стимулов. Во время тайм-аута родители прекращают любое общение с ребенком на заранее определенное время. Количество минут, проведенных ребенком в изоляции, обычно соответствует количеству его лет. Перед применением данной процедуры ребенку обязательно предоставляется выбор из двух вариантов - выполнить указание или пойти на тайм-аут. Если ребенок спорит, вырывается и демонстрирует деструктивное поведение, можно увеличить время тайм-аута, предварительно сообщив ему об этом.

5)    Обучение коммуникативным навыкам является необходимым звеном коррекции детско-родительских отношений. Практикующиеся многими родителями наказания без обсуждения приводят к слепому подчинению и не позволяют ребенку развиваться и действовать более осознанно. Обучение коммуникативным навыкам позволяет ребенку в дальнейшем самостоятельно в конструктивной манере разрешать конфликтные ситуации и выражать свою точку зрения. Обучение осуществляется посредством обсуждения либо стандартной конфликтной ситуации, когда родители предполагают возможность её возникновения в определенных обстоятельствах, либо по следам уже свершившегося конфликта.

Обучение состоит из нескольких этапов:

  1. Совместный разбор ситуации с обсуждением всех возможных вариантов поведения.
  2. Тренировка коммуникативных навыков посредством ролевого проигрывания ситуации в различных вариантах.
  3. Тренировка в «полевых условиях». Если в повседневной жизни ребенок забывает о достигнутых договоренностях, родитель в спокойной, уважительной манере предлагает ему начать сначала и реализовать конструктивный способ поведения.
  4.  Позитивное подкрепление успехов ребенка. Поощрение может быть, как материальным (конфеты, подарки, жетоны), так и нематериальным (похвала, прикосновения, совместное времяпрепровождение).
  5. Завершение работы, обратная связь. Коррекция детскородительских отношений в когнитивно-бихевиоральном подходе длится несколько месяцев и предполагает регулярные встречи со всей семьей или родителями каждую неделю. Решение о завершении работы принимается совместно с членами семьи. Заключительные сессии предполагают оценку проделанного пути, получение обратной связи от родителей.

Литература

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика / М.К. Акимова. -СПб., 2005 - С. 304.
  2.  Грин Р.В. Взрывной ребенок: новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей/Р.В. Грин; [пер. с англ. А.Смолян, Н Музычкиной]. - Изд. 2-е. - М: Теревинф, 2009. - С.264.
  3. Дементьева, И.Ф. Издержки социализации детей в неблагополучной семье/ И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика. - 2011. - №6. -С. 99-106.
  4. Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии. / И.В. Добряков // Журнал практической психологии и психоанализа, 2006г. - №1. - С 18-29.
  5. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13 - 15 апреля 2004 года. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. - С. 114 - 115.
  6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Г ардарики, 2005 - С.320.
  7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. -М.: КНОРУС, 2010. - С.744.
  8. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование / Г.И. Колесникова. - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 288.
  9. Маданес К. Стратегическая семейная терапия /К Маданес; [пер. с англ. Т.В Снегиревой] - М.: Класс, 1999. - С.272.
  10. Маккензи Р.Дж. Упрямый ребенок: как установить границы дозволенного. /Р.Дж. Маккензи; [пер. с англ. Э.И. Мельник] - М.:ЭксмоПресс, 2011. - С.352.
  11. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник/ Л.В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - С. 797.
  12. Минухин С., Ч.Фишман «Техники семейной терапии» / С. Ми-нухин, Ч Фишман; [пер. с англ. А.Д. Иорданского]. - М.: Класс, 1998. -С.304.
  13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова - 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1996. - С.352.
  14. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. заведений/Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - 2-е издание, стер. - М.: «Академия», 2004. - С. 256.
  15. Психотерапевтическая энциклопедия. / под ред. Б. Д. Карвасар-ского - СПб.: Питер, 2000. - С.752.
  16. Сельвини Палаццоли М., Босколо Л., Чеккин Дж., Прата Дж. Парадокс и контрпарадокс: Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие / Пер. с итал. - М.: «Когито Центр», 2002. - С. 204.
  17. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - С.272.
  18. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т. И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - С.254
Темы: Психокоррекция, Семья
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Семейное консультирование супружеских пар, ожидающих появления первенца
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Системный семейный подход в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Основы психологического консультирования семей «группы риска»
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Задачи оказания психологической помощи семье
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Групповая работа с зависимой семьёй
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Семейная психотерапия и семейное консультирование
Полин А.В., Медицинская психология
Сказкотерапия
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Причины насилия в семье, его виды
Профилактика семейного насилия : рекомендации психолога / В. В. Козырева, С. Н. Савинков...
Оставить комментарий