Системный семейный подход в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Семейная политика государства на современном этапе развития, опираясь на идеи гуманизации общественных отношений, ставит своей задачей создание необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, развивающего и другого потенциала и предполагает помощь в осуществлении основных ее функций. Сегодня от семьи общество ожидает большей ответственности за жизнь и воспитание ребенка. Развитие ребенка, его психики, личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью (несовершеннолетним) и ее ближайшим взрослым окружением (семья).

Многолетняя психологическая практика показывает, что в большинстве случаев разрешение личностных проблем конкретного клиента требует существенных изменений в системе его семейных взаимоотношений. Пока эти изменения не происходят, психо-коррекционная, социально-реабилитационная работа не достигает успеха. Именно семья, её структура и психологический климат выступают источником психологических проблем, и ресурсов личности.

На протяжении своей жизни семья сталкивается с самыми разнообразными событиями, влияющими на состояние семейной системы, в том числе различного рода трудными и кризисными ситуациями.

Согласно закону развития каждая семейная система проходит свой жизненный цикл, представляющий смену событий и стадий. На определенных отрезках жизненного пути семьи возникают «кризисы развития», такие как брак, рождение ребенка и пр., а также изменения физического возраста людей и соответствующие им стадии психического развития, когда семья оказывается неспособной решать новые ситуации привычными способами. Кроме того, семейная система может переживать и другие кризисные ситуации, связанные с утратой, например, развод, смерть близких, лишение свободы кого-либо из членов семьи и травматическими событиями, такими как, террористический акт, война, катастрофа, насилие. Перед семьей возникает необходимость усложнять свои приспособительные реакции, то есть переходить в новое качество.

Трудности ежедневной жизни, с одной стороны, приводят к нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с другой стороны, способствует умножению усилий членов семьи, направленных на ее сохранение.

Понимание семьи как системы, т.е. единого функционального целого, открывает новые возможности и перспективы психо-коррекционной, социально-психологической работы.

Семья в трудной жизненной ситуации стремится к восстановлению стабильности любыми путями. Деформированные взаимодействия также сохраняют семейный гомеостаз, а, следовательно, становятся стержнем жизнедеятельности семьи. В этом заключается трудность социальнопсихологической работы с семьей в трудной жизненной ситуации. Такие семьи зачастую не хотят менять стиль и образ жизни и уклоняются от помощи специалистов.

Понятие трудной жизненной ситуации в целом специфично для представителей дисфункциональных семей. Для них стресс не является чем-то невероятным и экстраординарным. Большинство таких семей постоянно находится в экстремальных, или близких к экстремальным условиям, испытывая хронические состояния тревожности, нестабильности, эмоционального, психологического, социального дискомфорта. Со временем люди адаптируются к этим условиям, как к чему-то неизбежному и должному. Длительное переживание стресса оказывает патогенное действие и выводит из строя привычные способы совладания с ним. В результате люди, представители дисфункциональных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, становятся пассивными и покорными, неспособными к глубокой рефлексии, ориентирующимися не на решение, а на отрицание проблем, а также на обвинение во всем, кого угодно, только не себя.

Вмешательство социальных служб чаще всего происходит в моменты обострения трудной жизненной ситуации. Например, алкоголизация членов семьи, деликвентное/девиантное поведение несовершеннолетнего, привлечение к административной или уголовной ответственности несовершеннолетнего или кого-либо из членов семьи, угроза изъятия ребенка из семьи и лишение родительских прав. Трудные жизненные ситуации различаются по временной длительности. Естественно, что содержание и характер трудной жизненной ситуации зависят от того, какая именно потребность семьи не удовлетворяется.

Многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее жизнедеятельности, по силе и длительности своего воздействия подразделяются на острые и хронические. Примером первых может служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапные перемены в судьбе, материальном или социальном статусе (арест одного из членов семьи, крупная имущественная потеря, утрата работы), неожиданное и тяжелое заболевание. Хронические трудности: чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи, невозможность иметь ребенка и пр.

Воздействие сложных жизненных ситуаций на семью затрагивает разные сферы ее жизнедеятельности и приводит к нарушению ее функций: воспитательной, хозяйственно-бытовой, сексуально-эротической и пр. Эти нарушения неизбежно влияют на благополучие членов семьи, не позволяют им удовлетворять свои потребности, вызывают состояние внутреннего напряжения и дискомфорта, служат источником соматических, нервнопсихических и поведенческих расстройств, а также тормозят развитие личности. Значимость ситуации для семьи в целом и каждого ее члена, прежде всего, зависит от того, насколько далеко идущие неблагоприятные последствия она имеет. Например, бездетность для женщины, которая вышла замуж только ради того, чтобы в браке родить ребенка, а потом обнаружила, что ее супруг не может иметь детей, приведет к более катастрофическим результатам, чем для женщины, которая вышла замуж по любви. Точно так же потеря мужа-кормильца для женщины с маленькими детьми более трагична, чем для женщины с уже взрослыми и самостоятельными детьми.

Неодинаковая устойчивость семей к сложностям объясняется по-разному. Чаще всего говорят об определенном механизме, обеспечивающем достижение успеха, - о копинг-стратегии «решения проблем», о семьях, умеющих справиться с проблемой (ее опознать, проанализировать, выдвинуть версии решения и выделить из них наиболее удачную).

В случае если семья совладает с трудной ситуацией, ее члены приобретают опыт совладания с такой ситуацией и переходят на новый виток развития. В случае несовладания, трудная жизненная ситуация может приводить к усилению дисфункции семьи, кризису семьи, а нередко к фактическому распаду семьи и, в случае алкогольной/наркотической зависимости, постепенной окончательной деградации ее взрослых членов. Одним из последствий кризиса является реакция семьи, выраженная в ее выборе защитного поведения. Дисфункциональные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, чаще всего, самостоятельно не совладают с кризисом, и им требуется помощь специалистов социально-психологических служб.

Психологическая практика позволяет определить следующие особенности семейной структуры, особенности функционирования семьи, при которых риск попадания одного из ее членов в деструктивный культ существенно возрастает.

Распространенной ситуацией обращения родителей в социальные службы в период проживания стадии, когда ребенок переходит к самостоятельной жизни. Возраст идентифицированного (вовлеченного) клиента около 20 лет. Как правило, такие семьи характеризуются авторитарным стилем воспитания в течение нескольких поколений. Часто сопровождается мифологией «спасатели». Родители (чаще мать) «спасают» своего ребенка, что становится их смыслом жизни. Первичным запросом таких семей является восстановление контроля над ребенком, которого родители потеряли. Такие семьи предъявляют завышенные требования к своему ребенку.

Следующим распространенным поводом обращения за помощью являются супруг (супруга) проживающие стадию рождения первого ребенка на этапе его первичной социализации (устройство в детский сад, чаще перед поступлением в школу). В качестве причины обращения выступает страх. Этот период наиболее тяжел для семьи, так как обычно эта стадия накладывается на возрастные кризисы самих родителей.

Начиная психологическую или реабилитационную работу с выявленной/обратившейся за помощью в Центр семьей специалисту необходимо учитывать следующие маркеры, характеризующие семью как систему:

Жизненный цикл семьи.

Как говорилось выше, семья - это развивающая система, и в своем развитии проходит ряд стадий. Родительская семья с взрослыми детьми. Для российского общества практически отсутствует период, в течение которого человек до брака живет самостоятельно, что осложняет формирование взрослой идентичности и принятия ответственности за свою жизнь. Всю свою жизнь молодой человек - элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не может проверить на практике те правила жизни, стандарты и нормы, которые получил от родителей и часто не может выработать свои правила.

-    Период диады, кто-то из молодых людей знакомится с будущим партнером, женится и приводит его в дом своих родителей.

Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная - создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам, но они еще должны договориться с родителями о том, по каким правилам маленькая новая семья будет существовать внутри большой. Как правило, родители активно вмешиваются в жизнь молодой семьи. Патриархальные правила предлагают вариант такого договора: молодой супруг или супруга входит в большую семью на правах еще одного ребенка - сына или дочери. Тогда молодые супруги как бы и не супруги, а вновь обретенные брат с сестрой. Не всякая молодая семья готова к такому сценарию отношений. Хорошо, если супруги не готовы к этому вместе, гораздо хуже, когда к этому не готов кто-то один. Например, один член пары хочет быть мужем или женой, во-первых, а сыном или дочерью, во-вторых, у другого же супруга приоритеты обратные. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен, и часто выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и тещей. На самом же деле в основе его лежит конфликт ролевых приоритетов у супругов.

Новая подсистема (молодая семья), прежде всего, нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть, и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительная для всех.

-    Рождение ребенка. В этот период жизненного цикла может происходить смешение ролей, когда молодая мама становится как бы старшей сестрой ребенка. Это так же кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает, и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Например, не ясно кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, т.е. кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутаны, и ребенок, скорее, сын или дочь бабушки, а не матери. Его собственные родители, скорее, старшие брат и сестра ребенку. Мать и отец - работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть не совсем хорошими.

Рождение второго ребенок в семье. На этой стадии семье всегда приходится иметь дело с ревностью сиблингов друг к другу. В российской семье детская ревность часто используется в отношениях взрослых членов семьи.

Например, мама первого своего ребенка отдала бабушке, он стал замещающим ребенком для бабушки, и бабушка его фактически вырастила. Но отношения между мамой и бабушкой не очень хорошие, а ребенок -явно бабушкин. Рождается второй ребенок. Бабушка не может помогать так, как она помогала раньше, и мама становится более эмоционально зрелой и теперь материнство дается ей проще, так что второй ребенок становится маминым. Естественно возникающая ревность детей друг к другу усиливается и используется взрослыми. Два ребенка становятся «рупорами» двух «воюющих» женщин.

-    Активное старение бабушек и дедушек, и начало школьного обучения старшего ребенка в школе. На этой стадии начинают активно стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически, они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как всем ходом предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий. Это стадия очередного передоговора. В культуре существует стереотип «хорошей дочери /сына/» - это тот, кто на старости лет поднесет своим родителям стакан воды. Те старики, у которых нет близких - достойны сожаления, т.к. «некому подать им стакан воды». В общественном сознании нет модели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, во время болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома не отдавать в больницу. Могут возникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения, например, старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков.

В то же время у среднего поколения есть хорошая управа на подростков. Больные старики в доме требуют ухода и присмотра, эту обязанность вполне можно передать подросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедлив процесс построения их идентичности.

-    Смерть бабушек и дедушек, отчасти повторяет первую стадию. В это же время происходит половое созревание старшего ребенка.

Прохождение каждой стадии требует перестройки отношений между членами семьи, перераспределения обязанностей и прав, ответственности. Эти изменения затрагивают саму структуру семейной системы, а не только поведение ее отдельных членов.

Семейные мифы.

Кроме стадий жизненного цикла семьи поведение ее членов регулируется семейной мифологией.

  • «Дружная семья» - члены семьи играют позитивные роли, избегают проблем, уходят от их обсуждения, как правило, наиболее страдающей стороной в семье с таким мифом являются младшие дети.
  • «Мы герои» - для семьи с таким мифом характерно стремление бросаться из крайности в крайность. Их девиз - «Мы не ищем легких путей, можем выживать только в невыносимых условиях».
  • «Спасатели» - в семье постоянно кто-то «нуждается в спасении», а остальные члены семьи его «спасают».
  • «Мы люди» - в семье принято игнорировать бытовую сферу, декларируется важность духовной жизни. Эти семьи отличаются повышенными требованиями к детям.

С точки зрения системного семейного подхода важно отметить, что в семье, как и в любой системе, взаимодействие между ее составляющими происходит спиралевидно. Индивид (член семьи) является сложной открытой системой и одновременно элементом семейной системы. Кроме того, он также включен в другие социальные системы (работа, учеба и пр.). Важно отметить, что каждый человек в своих решениях и действиях ориентируется на удовлетворение собственных потребностей. Именно поэтому, исследуя семью и анализируя семейную ситуации конкретной семьи, необходимо рассматривать вовлечение индивида в деструктивный культ семьи с двух позиций:

  • какую роль поведение отдельного члена семьи играет в структуре данной семьи для самого индивида, и какую потребность он пытается удовлетворить;
  • какое значение имеет вовлечение отдельного индивида в деструктивный культ для семейной системы, как этот факт влияет на ее функционирование.

Отметим следующие особенности работы с семьёй с лицами, вовлеченными (идентифицированными клиентом) в деструктивные культы:

  • обращение за помощью к психологу никогда не происходит по инициативе индивида, вовлеченного в деструктивный культ. Чаще за помощью обращается один из родителей или супружеская пара по поводу несовершеннолетнего ребенка, либо один из супругов, по поводу второго супруга;
  • существуют определенные закономерности в том, на какой стадии жизненного цикла семьи происходит уход одного из ее членов в культ и кого именно, и соответственно, кто будет обращаться за помощью;
  • есть связь между мифологией семьи, и отношением к вовлеченному члену семьи.

Кроме того, специалисту, начинающему работу с семьей, важно придерживаться основных методологических принципов системного семейного подхода, которые во многом определяют отличие данного подхода от других техник и методов работы с семьей.

- Циркулярность, то есть, все, что происходит в семье, подчиняется не линейной, а циркулярной логике. Например, мама обращается к психологу по поводу неудовлетворительной учебы дочери. Следуя линейной логике необходимо разбираться в причинно-следственных связях такого поведения ребенка. Подросток плохо учится, потому что у него наблюдаются нарушения развития высших психических функций, и он просто не справляется со школьными требованиями в силу нарушений памяти, внимания, мышления и т.п. Или ребенок плохо учится, потому что у него не складываются отношения со сверстниками в школе, а в силу проживания подростковых процессов, пропуски уроков - протест против контроля со стороны родителей. Возможно и то, и другое.

Психологическая диагностика позволяет проверить и ту, и другую линейную гипотезу. Заметьте, что линейная логика направляется вопросом «почему» и предполагает ответ «потому что». В очень многих случаях мы видим, что неуспеваемость не связана или целиком не объясняется вышеназванными возможными причинами. Сделаем первый шаг к круговой причинности. Расспросив обратившихся, выясняем, что мама все время делает уроки с ребенком. Следовательно, у ребенка не выработаны навыки самостоятельной работы, которые он мог использовать при работе в классе. Редкая мать этого не понимает, но, тем не менее, часами делает уроки с ребенком. На этом этапе вопрос «почему» оказывается бессмысленным. Разумнее задать себе вопрос: «Зачем?» Зачем мама делает своего ребенка беспомощным в классе? Зачем ей нужно проводить так много времени за уроками? Затем, что в это время она чувствует себя нужной и необходимой. Зачем маме нужно это чувствовать? Затем, что у мамы и папы не слишком хорошо складываются отношения, мама часто чувствует себя ненужной мужу, у нее возникает эмоциональный вакуум, она восполняет его в общении с ребенком. Если у дочери будет все в порядке, интенсивность скандалов между мамой и папой увеличится просто в силу того, что у мамы будет больше времени задуматься о проблемах своей семьи. Скандалы - угроза стабильности семьи. Их не хочет никто. Таким образом, круг замкнулся. Чем хуже дочка учится в школе, тем больше времени мама и ребенок проводят вместе за уроками, тем меньше мама и папа выясняют отношения, тем стабильнее семья. Понятно, что эту круговую зависимость видит вначале работы с семьей только специалист. Постепенно с помощью специально разработанного метода циркулярного интервью эту зависимость начинают видеть все. Как только это произошло, в семье становятся возможными перемены, она становится доступной для социальнопсихологического воздействия. Если специалист остается в линейной логике, то либо он может наладить учебу ребенка в школе на короткое время, либо у ребенка возникнет другое нарушение поведения, которое будет стабилизатором семейной системы вместо неуспеваемости. В худшем случае успех ребенка приведет к распаду семьи.

-    Нейтральность - эффективная психологическая/реабилитационная работа специалиста требует сохранения нейтральной позиции. Он равно сочувствует всем членам семьи, не присоединяется внутренне ни к кому и обеспечивает всем членам семьи равные возможности говорить и быть услышанным и понятым. В дисфункциональной семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, страдают все, но страдание несовершеннолетних детей видится ярко, особенно в нашей центрированной на детях культуре. Кажется, что нерадивые родители несправедливо обижают детей. Специалист занимает позицию защиты маленьких и беззащитных, тем самым бессознательно сообщая родителям или матери этих детей: «Я была бы лучшей матерью этим детям, чем вы». Это сообщение очень легко прочитывается, и мать, естественно, защищается и сопротивляется. Это сопротивление, спровоцированное поведением специалиста, часто сводит все его усилия на нет. Семья прерывает взаимодействие со специалистом.

-    Гипотетичность. Цель взаимодействия специалиста с семьей -проверка гипотезы о цели и смысле семейной дисфункции в связи с нахождением семьи в трудной жизненной ситуацией. Основные вопросы, которые задает себе специалист: зачем в семье происходит то, что происходит? каким образом наблюдаемая дисфункция используется системой?

Первичная гипотеза специалиста и определяет его стратегию беседы с семьей. В тех случаях, когда у специалиста не сформулирована первичная гипотеза, его беседа с семьей хаотична; нередко инициативу в ведении беседы берет на себя самый мотивированный член семьи, жалобы которого на сложившуюся трудную жизненную ситуацию или «трудного» подростка могут занять большую часть отведенного для беседы времени. Не следует забывать, что вести беседу со всей семьей одновременно непросто. Также не является моделью работа с группой, поскольку при работе с семьей мы не можем опираться на обычную групповую динамику. Единственная возможность построить эффективное общение со столь разновозрастной формальной группой, которой является семья, - это опора на некую мета цель, обеспечиваемую первичной гипотезой.

Опыт практической работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации подтверждает, что развитие способности семьи справляться с трудностями, с которыми ей приходится сталкиваться на различных стадиях жизненного цикла, подготовка к ним повышает ее устойчивость к стрессу. Конструктивное решение проблем семьи в трудной жизненной ситуации зависит не столько от интеллектуальных возможностей членов семьи, но и от их личностных особенностей: способностей к самоограничению, уменьшению уровня потребления, способности принимать на себя большие нагрузки, волевых качеств, стремления к взаимопониманию и компромиссам.

Семейная система - это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Поэтому объектом социального вмешательства в период трудной жизненной ситуации является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы.

В практике работы учреждения наработан опыт работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Именно, восприятие семьи как целостного, саморегулирующегося организма позволяет эффективно работать с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с использованием технологий системного семейного подхода. Одним из видов социального вмешательства в семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации, является кейс-менеджмент.

Кейс-менеджмент семьи - это работа специалиста с семьей, благодаря которой семья, получает на дому конкретную социальнопедагогическую, юридическую, психологическую помощь по преодолению трудной жизненной ситуации, призванная мобилизовывать и повышать адаптационные возможности самой семьи для преодоления этой ситуации. Кейс-менеджмент является социальным вмешательством - это действия, посредством которых специалисты по социальной работе, социальные педагоги, психологи пытаются произвести изменения к лучшему в жизнедеятельности семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Анализ практики социальной работы с семьями показывает, что социальное вмешательство в семью объективно оправдано и происходит в следующих трудных для семьи ситуациях:

  • тяжелые, травмирующие события, представляющие угрозу для жизни, способные привести членов семьи к сильным эмоциональным расстройствам и острым переживаниям экстремального характера, к выбору саморазрушающих форм поведения типа попыток самоубийства, желания расправиться с близкими или окружающими, убежать из дома, оставить семью и т.п.;
  • резкие изменения внешней, социальной ситуации, к которым семья не успела подготовиться и реакция, на которые подавляет адаптивные механизмы ее членов (увольнение с работы, смерть близкого человека, развод, хроническая болезнь, получение инвалидности и т.д.; в этом же ряду можно отметить беременность и рождение детей у несовершеннолетней матери), что чревато развитием острого кризиса или истощением защитных механизмов;
  • глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной, наркотической, игровой субкультуре, необратимые в принципе или без квалифицированной помощи поведенческие и личностные изменения у членов семьи, опасные для родственников (прежде всего несовершеннолетних детей) и окружающих.

Данный вид работы состоит из следующих этапов:

1.    Скрининг

  • выявление, диагностика и оценка семейной ситуации как трудной, кризисной или опасной, сбор предварительной информации о семье и отдельных членах семьи (общие сведения о семье, структура семейных ролей, семейные подсистемы и границы, правила, стандарты взаимодействия, мифы и истории, семейные стабилизаторы, семейное наследование, жизненные циклы семьи;
  • нарушение жизнедеятельности семьи (семья в трудной жизненной ситуации, семейный стресс и копинг, латентное семейное нарушение и его причины, семейный диагноз);
  • характеристика межличностных отношений в семье и её взаимодействие с социальным окружением, факторы, определяющие все отношения семьи и их предварительный анализ, продолжительность нахождения семьи в трудной жизненной ситуации, ресурсность, адаптивность семьи и пр.), анализ полученной информации для разработки программы реабилитации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. На данном этапе специалист на основании полученных данных выстраивает первичную гипотезу дисфункции семьи.

2.    Вмешательство специалиста или комплекса специалистов для стабилизации социальной ситуации семьи. Максимально снизить риск и нивелировать возможность перехода ситуации из трудной жизненной в опасную, прежде всего для проживающих в семье несовершеннолетних. Для этого, в зависимости от потребностей семьи, предоставить ей необходимую информацию для стабилизации ситуации в социальном плане.

3.    Социально-педагогическая, социально-психологическая работа специалиста по изменению мотивации семьи и ближайшего окружения. Консультативная работа с семьей, выявление ресурсности семьи и поддержание мотива к изменению трудной жизненной ситуации.

4.    Проблемный анализ - непосредственная работа специалиста с семьей по проработке причин неблагополучия, характера проблемы и их влияние на жизнедеятельность отдельного члена и всей семьи в целом, выявление ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке семьи (образовательные, медицинские, правоохранительные и др.).

5.    Рассмотрение диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных для данной семьи. Заключение договора с определением ответственности, обязанностей, сроков и других параметров, включенных в патронажную программу.

6.    Социально-психологическая поддержка семьи - непосредственное выполнение действий специалистом совместно со всеми членами семьи, направленных на достижение запланированных преобразований, с учетом потребностей семьи и отдельных ее членов, мотивации и ресурсности семьи как системы для преодоления трудной жизненной ситуации. На начальном этапе специалист «присоединяется» к семейной системе и видит семейные отношения «изнутри», что помогает ему выявить нарушенные коммуникации между членами семьи, деструктивные паттерны поведения, трансгенерационные межпоколенные связи, затрудняющие самостоятельный выход семьи из трудной жизненной ситуации. Задача специалиста «подвести» семью к осознанию выявленных нарушений взаимодействия, помочь в выработке конструктивных способов взаимодействия как внутри семьи, так и при взаимодействии семьи с социумом, помощь в выработке эффективных копинг-стратегий поведения в новых жизненных условиях. На этом этапе целесообразно использовать технику циркулярного интервью.

7.    Оценка эффективности запланированных действий специалиста и семьи, и, при необходимости внесение изменений в программу работы с семьей.

8.    Завершение работы с семьей. Рефлексивный анализ проведенного социального вмешательства совместно с семьей.

Применение техник системного семейного подхода позволит в короткие сроки и с минимальными ресурсными затратами специалистов социальных служб оказывать эффективную помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Темы: Психокоррекция, Семья
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Основы психологического консультирования семей «группы риска»
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Коррекция нарушения детско-родительских отношений в семье
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Задачи оказания психологической помощи семье
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Семейное консультирование супружеских пар, ожидающих появления первенца
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Поведенческая психокоррекция
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Правовые основы семейного воспитания
Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн....
Биологическая терапия и психологическая помощь больным шизофренией
Фролова Ю.Г., Медицинская психология
Модели поведения супругов в конфликте
Монина Г.Б., Психология семьи
Оставить комментарий