Вспомогательные и совещательные органы при президенте РФ

Многогранность работы президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства — эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации президентом его конституционных полномочий. Таким органом является Администрация президента.

Администрация президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации президентом его конституционных полномочий. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их президентом в Госдуму в порядке законодательной инициативы. Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных посланий президента Федеральному собранию.

Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений президента и представляет ему соответствующие доклады; обеспечивает взаимодействие президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.

В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады президенту.

За время существования структура и состав Администрации президента многократно менялись. Общее руководство Администрацией осуществляет президент. Непосредственно управляет работой Администрации ее глава — руководитель Администрации. С 12 мая 2008 г. руководителем Администрации президента назначен С. Е. Нарышкин.

У руководителя Администрации есть один первый заместитель и два заместителя. Высокопоставленными должностными лицами Администрации являются также пресс-секретарь президента, руководитель протокола президента, помощники и советники главы государства, полномочные представители президента в органах государственной власти, уполномоченный при президенте по правам ребенка, руководители самостоятельных подразделений Администрации. Полномочные представители президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее руководителю. Администрация обеспечивает работу президентских полпредов во всех восьми федеральных округах.

К числу самостоятельных подразделений Администрации относятся 14 управлений и референтура президента. В состав Администрации входит также аппарат Совета безопасности. Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при президенте. В президентской Администрации насчитывается около двух тысяч государственных служащих.

Администрация Президента — государственный орган, но при этом органом власти не является. Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности президента и его Администрации занимается Управление делами президента — самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Управление делами не входит в состав Администрации.

Совет безопасности Российской Федерации (СБ) — конституционный орган, осуществляющий подготовку решений президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития страны, обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Он действует на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О безопасности» 1992 г., Положения о Совете безопасности Российской Федерации 2004 г. и других нормативно-правовых актов и состоит из постоянных членов и просто членов СБ, назначаемых указом президента. В статье 83 пункт «ж» Конституции Российской Федерации говорится о том, что президент формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом. Текущей работой СБ руководит секретарь Совета безопасности.

В число постоянных членов Совета безопасности по должности входят председатель правительства и секретарь Совета безопасности. Постоянными членами Совета безопасности, как правило, назначаются председатели обеих палат парламента, руководитель Администрации президента, министр обороны Российской Федерации, министр иностранных дел Российской Федерации, министр внутренних дел, директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директор Федеральной службы внешней разведки.

Решения на заседаниях принимаются постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения председателем СБ. Члены Совета безопасности принимают участие в его заседаниях с правом совещательного голоса.

Основные задачи Совета безопасности:

  • обеспечение условий для реализации президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;
  • определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;
  • разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;
  • подготовка предложений президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
  • подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;
  • подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка предложений президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;
  • подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
  • подготовка предложений президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности.

Государственный совет Российской Федерации является совещательным органом, содействующим главе государства в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он был образован Указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. после вступления в силу Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации».

Название совещательного органа имеет историческое обоснование. Так, 1 января 1810 г. императором Александром I по предложению М. Сперанского был образован Императорский Государственный Совет, который до 1906 г. был высшим законосовещательным учреждением, а затем был реорганизован и получил права верхней палаты российского протопарламента.

Основной задачей Государственного совета является обсуждение вопросов особого государственного значения, касающихся государственного строительства, развития Федерации, хода экономических и социальных реформ, исполнения органами государственной власти и местного самоуправления федеральных законов и других нормативно-правовых актов, и внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации.

Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета и членов Государственного совета. Председателем Государственного совета является президент Российской Федерации. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица субъектов Российской Федерации. По решению президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации два и более срока подряд.

Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе восьми членов Государственного совета.

Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца. Персональный состав президиума определяется президентом Российской Федерации и подлежит ротации один раз в полгода. Президиум Государственного совета рассматривает план работы Государственного совета, а также повестку дня его очередного заседания.

Президиум Государственного совета анализирует реализацию плана работы Государственного совета и его решений. Заседания президиума Государственного совета проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в месяц.

Государственный совет представляет собой полностью подконтрольную президенту структуру, которая предназначена, по выражению Ю. Нисневича,

​«для компенсации главам субъектов Федерации утраченного ими реального политического влияния на процессы государственного управления, но при этом лишена властно-принудительных полномочий».

Ключевые слова: Президент, Власть, Россия
Источник: Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 448 с., ил.
Материалы по теме
Роль политической власти в России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Легитимность политической власти в современной России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Теоретические основы реформы политической власти в современной России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Институт президентской власти в России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Судебная власть в Российской Федерации
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Реформа политической власти в России 2000 г.
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Реформа политической власти в РФ 2004 г.
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Реформирование политической власти в России 2008-2010 гг.
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Оставить комментарий