После ухода от власти КПСС политические реформы в России основывались на известных достижениях политической мысли: теории естественных прав, теории общественного договора, теории народного суверенитета, теории разделения властей, теории сдержек и противовесов ветвей власти, теории федерализма и местного самоуправления.
Теория естественных прав, основы которой закладывали Аристотель, Цицерон, Фома Аквинский, Т. Гоббс, Дж. Локк, выводила права и свободы человека от природы, из факта его рождения. Свое практическое выражение эта теория получила в таких известных и авторитетных политических документах, как американская Декларация независимости, французская Декларация прав человека и гражданина, Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г.
Теория общественного договора создавалась усилиями Сократа, Эпикура, а завершенную форму приобрела в эпоху Просвещения (работы Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо). Эта концепция развивала и дополняла теорию прав человека в том отношении, что объявляла возможным и необходимым заключение договора между властью и населением о передаче последним части своих прав государству, с тем чтобы оно обеспечивало правовой порядок, необходимые международные контакты и внешнюю защиту. Современные политологи под общественным договором склонны понимать уже не согласие по поводу образования государства, а конституцию, основной закон страны, устанавливающий права и свободы граждан, порядок их изъятия в случае необходимости, структуру политической системы, режимы ее функционирования, ее взаимоотношения с гражданским обществом, функции политических институтов и обязанности должностных лиц.
Теория народного суверенитета выросла из концепции государственного суверенитета Ж. Бодена, который противопоставлял центробежным усилиям местных сеньоров, опиравшихся на феодальное право, централизующую и суверенную силу королевского абсолютизма. Автор концепции народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо полагал, что ничем не ограниченная суверенная власть изначально принадлежала и должна принадлежать народу, который путем непосредственных и прямых выборов может передавать ее на определенное время избираемому правительству.
Теория разделения властей была создана Дж. Локком по завершении так называемой Славной революции, чтобы иметь возможность надежно заблокировать любые попытки узурпации власти. Английский мыслитель предложил разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную (власть внешних отношений). Это вполне соответствовало английской традиции, где судебная власть не была отделена ни от исполнительной (назначение судей королем), ни от законодательной ветвей (некоторые судебные функции принадлежат палате лордов). Французский правовед Ш. Монтескье предложил разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга и уравновешивающие одна другую. В таком виде принцип разделения властей вошел в конституции практически всех стран мира.
Теория сдержек и противовесов существенно дополняет теорию разделения властей. Дж. Мэдисон, один из соавторов американской конституции, предложил не только разделить ветви власти, но и создать определенные правила политического равновесия этих ветвей. При этом он руководствовался принципом: чем сильнее ветвь власти в том или ином действии, чем чаще она взаимодействует с другой ветвью, тем сложнее механизм этого взаимодействия.
Теория федерализма, первичные представления о котором зародились при создании различных союзов еще в Древнем мире. Они видоизменялись и усложнялись вместе с развитием практики существования федераций. Ж. Боден дал определение федерации и конфедерации, исходя из концепта государственного суверенитета. Он полагал: если суверенитет принадлежит центру, то этот союз территорий следует называть федерацией, если же суверенитетом обладает каждый субъект союза, то такой союз есть конфедерация. Современные теории федерализма дали ответы на многие вопросы, поставленные этим политическим феноменом.
Теория местного самоуправления начала создаваться после Великой французской революции, хотя практика местной самоорганизации существует с глубокой древности и, очевидно, предшествовала протогосударственным и государственным формам организации власти. Важную роль местной самоорганизации для развития демократии доказали в своих работах еще А. де Токвиль и Дж. С. Милль. Современные теории местного самоуправления определяют его как одну из основ конституционного строя.
Эти теории, весь мировой и российский опыт конституционной деятельности, и послужили основой для разработки первой демократической Конституции России, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Современная Конституция России1 (ст. 2) трактует человека и его права как высшую ценность. Она, в отличие от царской конституции, не дарует эти права и, в отличие от советской, не обременяет их обязанностями, а признает их неотчуждаемость и обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека.
Договорная теория просматривается сразу во многих статьях. Российское государство не только обязуется охранять права и свободы граждан, но и исполнять функции, добровольно перенесенные гражданами на государство: проведение внешней и внутренней политики, поддержание правопорядка, проведение выборов и формирование органов государственной власти и т. д.
Теория народного суверенитета послужила основой для статьи 3, которая гласит: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». При этом народ осуществляет власть непосредственно с помощью референдумов и выборов, а также посредством органов государственной власти.
Разделение властей на самостоятельные законодательную, исполнительную и судебные ветви в соответствии с изложенной выше теорией четко и определенно закрепляет статья 10.
Теория сдержек и противовесов нашла свое отражение в статьях 105 и 107 Конституции, в которых речь идет о принятии законов и взаимодействии палат Федерального собрания и президента, статье 125, излагающей функции Конституционного суда, среди которых разрешение споров между федеральными органами государственной власти и толкование Конституции России.
Теория федерализма просматривается в статье 5, в которой обосновывается федеративное устройство России, в статьях, определяющих взаимоотношения между центром и регионами, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти.
Наконец, теория местного самоуправления учтена в главе 8 (статьи 130, 131, 132, 133), которая определяет его как негосударственное самостоятельное решение населением вопросов местного значения, определяет круг этих вопросов и нормы взаимодействия местного самоуправления и государственных органов.
Современная Конституция России определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим арбитражным и другими судами Российской Федерации.
Отмеченные выше теории власти не только нашли свое отражение в Конституции РФ, но и постепенно закрепляются в массовом сознании. Политологи различают Конституцию как документ, определяющий функции каждой ветви и основных институтов власти, и конституционализм как процесс принятия и освоения обществом конституционно закрепленной власти. Очевидно, что после принятия Конституции РФ россиянам еще предстоит пройти путь осознания и освоения общественным сознанием духа и буквы Конституции. Это будет происходить постепенно, в процессе применения тех или иных конституционных норм для защиты прав и свобод человека, в процессе отстаивания чести и достоинства в суде и т. д.