Судебная власть в Российской Федерации

Третья ветвь государственной власти — судебная. Это институт, основным направлением деятельности которого является строгое соблюдение законов, их защита от посягательств со стороны как отдельных лиц, так и со стороны официальных структур государства и общества. Именно в судебной власти наиболее рельефно воплощается демократическая сущность государства.

Судебная власть обеспечивает неукоснительное соблюдение основного закона страны — Конституции, совершенствование текущего законодательства, защиту законных интересов человека и общества, компетенцию институтов государственной власти. В демократическом государстве суд является независимым, что обеспечивает беспристрастное, справедливое правосудие. Критерием независимости служит возможность для каждого гражданина выиграть дело в суде в отношении любого политического института, включая сам суд.

Дела о нарушениях закона рассматривает только суд, решения которого принимают статус закона и подлежат неукоснительному выполнению. Важным морально-нравственным аспектом функционирования судебной власти является обеспечение торжества справедливости посредством отправления правосудия, то есть утверждение приоритета права, закона, а следовательно, истины.

Эффективная судебная система — это в значительной мере критерий демократичности власти. Судебная власть — единственная, которая защищает человека от государства. Демократический характер третьей ветви власти реализуется через общественный контроль, характерная особенность которого — гласное судопроизводство. Объективно-критический взгляд общественности — это эффективная форма демократического контроля. Суд обязан исходить не из принципа целесообразности, а из неукоснительного приоритета закона. Для демократического суда характерны следующие правила, общепринятые в практике судопроизводства: презумпция невиновности, необратимость закона, сомнения — в пользу обвиняемого, добровольное признание вины нуждается в доказательствах, один свидетель — не свидетель, нельзя быть судьей в собственном доме. Важной предпосылкой торжества законности является право граждан на судебную защиту. Каждый гражданин имеет право рассчитывать на помощь суда в деле защиты своих прав, чести и достоинства. Неправомерные действия властей могут быть обжалованы в судебном порядке.

Система правоохранительных институтов включает в себя прокурорский надзор, следственные органы, адвокатуру, другие структуры, обеспечивающие правопорядок. Но центральным элементом этой системы все же остается суд.

В октябре 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы, положившая начало новому этапу отечественного правосудия. В Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Судебная система представляет собой совокупность осуществляющих правосудие судебных учреждений, действующих на различных территориальных уровнях, иерархически объединенных в систему судебных инстанций, обеспечивающих движение любого спора от низшей из них к высшей в предусмотренных процедурах судопроизводства при определенном законом разграничении функций судов по территориальному, предметному и отраслевому критериям.

В России действуют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации. Федеральные суды представляют собой судебные органы, осуществляющие функции судебной власти от имени Российской Федерации на всей ее территории. К этим судам относятся:

  • Конституционный суд Российской Федерации, который решает дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, договоров между органами государственной власти России, а также дает толкование Конституции Российской Федерации; это единственный федеральный судебный орган, который осуществляет конституционное судопроизводство и не имеет судов нижестоящего уровня;
  • Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, которые составляют систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, которые составляют систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

  • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации — органы судебного контроля, которые создаются по собственному решению каждого субъекта Российской Федерации, руководствуются в своей деятельности конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, на их основе осуществляют свои полномочия и организационно не входят в единую судебную систему;
  • мировые судьи субъектов Российской Федерации, которые являются судьями общей юрисдикции и включены в единую судебную систему в качестве суда первой инстанции, рассматривающего гражданские, административные и уголовные дела. Институт мировых судей появился в России в 1998 г.

В 1993 г. в Московской, Ивановской, Рязанской и Саратовской областях были образованы первые в современной России суды присяжных. Суд присяжных — форма судопроизводства по уголовным делам, при которой вопросы факта (то есть вопросы о том, имело место или нет само преступление, совершал ли подсудимый данное преступление, виновен ли подсудимый в его совершении, заслуживает ли он снисхождения) решают не профессиональные судьи-юристы, а коллегия граждан-неюристов, сформированная методом случайной выборки; решение вопросов права (квалификация содеянного, назначение наказания, разрешение гражданского иска и т. д.) остается за профессиональным судьей, председательствующим в процессе.

Суд присяжных обеспечивает более широкую коллегиальность, независимость, а следовательно, меньший риск злоупотреблений и судебных ошибок.

Как отмечает Ю. Нисневич, «он привносит в атмосферу казенной юстиции житейский здравый смысл и народное правосознание, стимулирует состязательность процесса, испытывает правоту закона в конкретном случае».

Судьи Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Однако российская судебная система так и не стала гарантом законности и справедливости, «совестью государства», о чем мечтали авторы судебной реформы. Поэтому в последние годы по инициативе президента ведется борьба с коррупцией, в том числе и среди судей, гуманизируется уголовное законодательство, ограничивается применение санкций, связанных с лишением свободы, о чем Д. Медведев указал в своем президентском послании:

«Сила суда не в жесткости, а в неотвратимости и справедливости наказания, а миссия правосудия — не только карать, но и исправлять».

Важным проявлением особой государственной и общественной значимости судебной власти служит размещение государственной символики на зданиях судов и в залах судебных заседаний, торжественный, ритуальный характер судопроизводства, что призвано стимулировать уважение и доверие к правосудию и осуществляющим его судебным органам.

Ключевые слова: Суд, Власть, Россия
Источник: Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 448 с., ил.
Материалы по теме
Роль политической власти в России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Легитимность политической власти в современной России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Теоретические основы реформы политической власти в современной России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Реформа политической власти в России 2000 г.
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Реформа политической власти в РФ 2004 г.
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Реформирование политической власти в России 2008-2010 гг.
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Вспомогательные и совещательные органы при президенте РФ
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Форма правления российского государства
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Оставить комментарий