Внешние долговые требования РФ как кредитора

Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банком — агентом Правительства РФ государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам, а также долговые требования юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между ними.

Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком — импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.

Внешние долговые требования РФ формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.

Под объемом долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией понимается:
* номинальная сумма долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией по предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией кредитам за счет средств бюджетов бывшего СССР и Российской Федерации соответственно;
• номинальная сумма долга иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, возникшая до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета бывшего СССР;
* номинальная сумма долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, по которому у Российской Федерации имеются права требования по договорам об уступке прав требования;
• номинальная сумма долга иностранных юридических лиц по предоставленным им банком — агентом Правительства РФ государственным экспортным кредитам.

Сведения о номинальной сумме долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией предоставляются по состоянию на конец отчетного финансового года в составе документов и материалов к проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.

При анализе внешнего долга России приводилась информация о внешних активах России, сформировавшаяся на момент распада СССР. Будучи крупным должником Запада, Россия одновременно является международным кредитором примерно в сопоставимых размерах. С учетом реалий настоящего времени долг иностранных государств перед Россией на конец 2007 — начало 2008 г. был определен в размере около 68 млрд долл. Кроме того, значился долг стран СНГ перед Россией на конец 2008 г. и размере более 3 млрд долл. По нашим оценкам, с учетом всех списаний внешняя задолженность ряда стран перед Россией на начало 2013 г, не превышала 40 млрд долл.

Долги перед СССР формировались странами, вступившими на путь национального возрождения после крушения колониальной системы, В тот период кредитовать их, не возрождая неоколониализм, было просто некому. Политический характер финансовой поддержки особенно подчеркивался после распада СССР, когда политическая ситуация на постсоветском пространстве изменилась радикальным образом. Да и в ряде стран-заемщиц ситуация тоже изменилась. Трудности возврата кредитов возрастали. Конечно, их нельзя назвать внешними активами. Выступая с докладом о содержании «Концепции внешней политики Российской Федерации», экс-президент Российской Федерации Д. А. Медведев не мог не отметить: «Идеологическими инвестициями мы сыты... Они были... и отдача от них, совершенно понятно, какая. Выцарапываем свои деньги через различного рода международные механизмы, потраченные неэффективно для поддержания коррупционных режимов. Этого в будущем не должно быть».

Наиболее крупными должниками России до указанных выше списаний были (но состоянию на 1 января 2006 г.): Ливия (в разных источниках называется различная величина — от 3,5 млрд до 4,6 млрд долл.), Сирийская Арабская Республика (1,38 млрд долл. США), Республика Ирак, Алжир, Афганистан, Куба. Погашение незначительной части этой задолженности осуществляется нерегулярно и в основном товарными поставками, а погашение се основной части представляется вообще проблематичным по экономическим и политическим причинам.

В 2008 г. практически был решен вопрос о списании Ираку задолженности перед Россией на сумму 12 млрд долл. (93% от общей суммы иракского долга, равной 12,9 млрд долл., как было представлено в информации Минфина России, в «обмен* на получение права участвовать в конкурсе на размещение нефтяных контрактов, т.е. в обмен на право участия в разработке нефтяных месторождений и в реализации других инфраструктурных проектов в области электроэнергетики на территории Ирака. Сначала подлежали списанию 7,5 млрд долл. долга, а остальные 4,5 млрд долл. — в два этапа: после выполнения Ираком программы МВФ, ориентированной на активизацию инвестиционных факторов экономического роста, на снижение инфляции до уровня не более 12% в год и на доведение среднедневного объема добычи нефти до уровня 2,2 млн баррелей. В публикациях по данному вопросу высказывачосъ весьма критическое отношение к столь значительным списаниям при отсутствии каких-либо гарантий для России в условиях жесточайшей конкуренции. К тендерам на получение права участия в проектах были допущены участники из 44 стран, что свидетельствует об отсутствии каких-либо гарантий для России. В марте 2006 г. проводилось урегулирование и списание части алжирского долга. В 2008 г., через два года после списания крупной суммы алжирского «оружейного» долга (4,7 млрд долл.) в обмен па новые контракты, «Стройтрапсгаз» активизирует работу в Алжире по созданию газотранспортных мощностей. АО «РЖД» выиграло тендер на строительство железных дорог в Алжире, проект строительства которых стоимостью около 7 млрд долл. реализовался при несущественном участии России — российская часть этого проекта (около 300 млн долл.) компенсирует лишь часть «потерь» от контракта по поставленным в Алжир 15 военным самолетам МиГ, которые в связи с дефектами Россия согласилась забрать обратно.

В сентябре 2007 г. было подписано соглашение об урегулировании задолженности бывшего СССР перед Объединенными Арабскими Эмиратами (500 млн долл.). Кредит был получен в канун развала СССР в 1991 г. Б порядке погашения долга Россия поставляла в ОАЭ продукцию машиностроения и удовлетворяла просьбу руководства этой страны по закрытой части соглашения.

В апреле 2008 г. был решен вопрос о судьбе ливийского долга перед Россией как правопреемницей СССР. По оценкам экспертов, принимавших участие в выверке долговых обязательств, Ливия должна была России 4,6 млрд долл. (с учетом задолженности Внешэкономбанка перед Ливией в объеме 100 млн долл. — 4,5 млрд долл.). Речь шла о возможном «обмене» списания долга на новые контракты по поставкам в Ливию преимущественно военной техники. Ливия подписала также контракт на строительство ОАО «РЖД» железной дороги Сирт — Бенгази но побережью Средиземного моря длиной 554 км стоимостью 2,2 млрд евро (3,49 млрд долл.), проводилась работа по определению участия России в разработке нефтяных и газовых месторождений на территории Ливии с оплатой работ и услуг сырьем. В 2006—2007 гг. «Газпром» выиграл тендер и получил лицензию на добычу нефти на шельфе Средиземного моря, с учетом интересов «Газпрома» удерживать позиции на мировом рынке путем добычи и продажи не только российских газа и нефти. Ливийская национальная нефтегазовая компания заключила соглашение с «Газпромом» о разделе продукции в нефтегазоносном бассейне Гадамсс. Однако списание ливийского долга в «обмен» на инвестиционные перспективы для России в Ливии оказалось не вполне осмотрительным с учетом последующих трагических событий в Ливии в результате агрессии.

Присоединение России к Парижскому клубу кредиторов обусловило также списание большей части задолженности в рамках проводимой политики списания с беднейших стран их долгов. Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2006 № 1730-р одобрено Заявление Правительства РФ о намерении списать задолженность государств — дебиторов Российской Федерации, завершивших до 31 декабря 2006 г. свое участие в расширенной Инициативе по облегчению задолженности беднейших стран. В 2007 г. Россия планировала списать 558,5 млн долл. долга африканских стран, что и было сделано.

В последние годы активизирована деятельность Правительства РФ, связанная с обменом долга перед Россией на долю участия в инвестиционных проектах, а также с определением необходимых России товаров, поставка которых может быть обеспечена в счет долга государствами-должниками. Примером является обмен индийского долга перед Россией в рупиях, эквивалентного 2 млрд долл., па поставки не производимого в России диоксида титана. На средства долга будет построен с участием России химико-металлургический комбинат но производству необходимой России продукции, в том числе диоксида титана, причем с долей России в проекте 55%. В сентябре 2007 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» заключил соглашение с британской компанией Aricom о строительстве в России предприятия по производству диоксида титана. В мае 2008 г. Правительством РФ было дано поручение «Технопромэкспорту» о подготовке варианта выкупа у Индии в счет погашения ею долга перед Россией ТЭС «Бар», в строительство которой Индией было инвестировано 600—800 млн долл. при потребности в средствах для ее достройки около 4 млрд долл.

Примером удачного решения управления внешними активами в рамках СИГ является списание Россией долга Киргизии в объеме 180 млн долл. в обмен на пакет акций (48%) завода «Дастан», производящего комплектующие для торпед подводных лодок. В феврале 2009 г. был решен вопрос о предоставлении Киргизии не только безвозмездной финансовой помощи на 150 млн долл., но и льготного кредита на 300 млн долл. сроком на 40 лет под 0,75% годовых с льготным семилетним периодом. Учтено, что Киргизия имеет значительный внешний долг, а также приняла стратегически важное для России решение об отказе в дислокации на территории страны американской авиабазы «Ганси».

Управление внешними активами, связанное с формированием внешних долговых требований государства, предполагает не только организацию работы по возврату дебиторами своей задолженности, но и регулирование предоставления новых займов от имени Российской Федерации. В ежегодно утверждаемых программах предоставления кредитов иностранным государствам значатся основные позиции договоренностей по этому вопросу между Россией и зарубежными государствами. На 2007 г. в программу было включено предоставление кредита Индии на строительство АЭС в рамках указанной выше суммы в пределах 283,3 млн долл. на поставку оборудования и в пределах 84,3 млн долл. — на поставку ядерного топлива. Аналогично продолжалось кредитование строительства АЭС «Тяньвань» в Китае. Особо рассматриваются вопросы предоставления Россией кредитов странам СНГ и Беларуси как члену Союзного государства, В декабре 2007 г. было подписано соглашение о предоставлении Российской Федерацией кредита Беларуси на сумму 1,5 млрд долл. сроком на 15 лет. Позднее был решен вопрос о дополнительном кредите еще на 2 млрд долл. по ставке LIBOR + 0,75%.

Источник: 
Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Ю. Катасонова, В. П. Биткова. — 2-е изд., перераб. и доп. 2016 г.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.