Классификация долговых обязательств представляет их группировку по наиболее существенным признакам (критериям) (табл. 8.1).
В РОССИЙСКОЙ Федерации в настоящее время используются облигации федерального займа с дюрацией портфеля и течение около 805 дней. Это означает, что срок погашения обязательств и годах составляет 2,2 года. По данным Банка России, на начало октября 2012 г. га составе внешнего долга России значился долг по еврооблигациям 2015—2042 гг. погашения порядка 11,8 млрд долл. Отдельно значатся облигации 2030 г. погашения (14 млрд долл.), выпущенные при второй реструктуризации долга перед кредиторами Лондонского клуба. Как видим, цепных бумаг в иностранной валюте было па сумму 25,8 млрд долл.
При анализе государственного внутреннего долга следует иметь в виду, что так называемые ГКО (государственные казначейские обязательства) погашались в течение, как правило, 3—6 месяцев. С начала текущего десятилетия в России накоплен опыт выпуска среднесрочных и долгосрочных облигаций. В 2006 г. Минфином России были впервые выпущены облигации федерального займа со сроком погашения через 30 лет. В связи с выпуском облигаций на различные сроки возможна концентрация процесса погашения в определенном периоде, в связи с чем пик долговой нагрузки на экономику возрастает. По данным Минфина России, по уже выпущенным займам пик расходов по погашению и обслуживанию долга приходился на 2008—2010 гг., а затем - на 2018 г.
В период рыночных преобразований Россия активно использовала внешние займы — МВФ, МБРР, ЕБРР, кредиторов Парижского и Лондонского клубов. Если после распада СССР внешний государственный долг России составлял около 80 млрд долл., то к концу истекшего века — порядка 159 млрд долл. Россия является с 1997 г. членом Парижского клуба кредиторов и долгое время оставалась чистым дебитором кредиторов этого клуба.
В советский период в СССР эмитировались главным образом нерыночные облигации, погашаемые в определенный срок, но официально не обращающиеся. К концу 1990-х гг. был начат выпуск рыночных облигаций (долговые обязательства можно свободно продавать, в том числе с обязательством обратного выкупа), В зависимости от инфляции доходность долговых обязательств может изменяться с учетом ситуации на рынке. И мировой практике известен эксперимент США, связанный с выпуском обеспеченных ипотечных облигаций в отличие от простых ипотечных облигаций. Обеспеченные погашаются по пене размещения и от крайностей рыночной среды, вплоть до дефолта, не зависят. Как правило, суверенные фонды вкладывают средства в «надежные» казначейское облигации США. Аналогично вкладываются и средства российских резервных фондов (в 2004—2008 гг. — Стабилизационный фонд, в настоящее время — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния).
Представленная выше классификация государственного (муниципального) долга не является исчерпывающей. Особенности имеются в любой стране. Б частности, в Малайзии выпускались даже мусульманские облигации. Однако приведенная классификация имеет существенное значение при определении долговой стратегии государства. Оно может выбирать формы заимствований в зависимости от обстоятельств.
В К РФ предусматривает следующие виды государственных внешних долгов Российской Федерации, государственных внешних активов Российской Федерации:
а) по кредитам правительств иностранных государств:
— задолженность официальным кредиторам Парижского клуба;
— задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба;
— задолженность бывшим странам Совета экономической взаимопомощи (СЭБ);
б) по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм: задолженность кредиторам Лондонского клуба;
— задолженность по всем видам коммерческой деятельности;
в) но кредитам международных финансовых организаций отражается задолженность по кредитам, полученным от МВФ, МБРР, ЕБРР.
Долговые обязательства в иностранной валюте отражаются но позициям:
— государственные ценные бумаги Российской Федерации в форме еврооблигацией пых займов;
— облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ). Представление о составе, структуре и динамике государственного внешнего долга России за ряд лет дает табл. 8.2.
Внешний долг перед Российской Федерацией относится к внешним активам, поскольку на него начисляются проценты. Иначе говоря, активы приносят доход. Номинальная, нередко не имеющая перспективы погашения задолженность ряда бывших партнеров СССР постепенно списывается. В таком случае накопленные внешние долговые требования России не имеют определенности активов и таковыми являются условно. В БК РФ им дано и адекватное название внешних долговых требований.
Виды государственного внутреннего долга* До недавнею времени государственный и муниципальный долги России учитывались по 38 позициям, ряд из которых был исключен в связи с погашением и реструктуризацией. Из оставшихся примерно 30 позиций некоторые уже не воспроизводятся и находят отражение в учете только потому, что по ним еще значатся незначительные остатки непогашенных долгов (целевой заем 1990 г., целевые вклады и чеки на автомобили, государственный внутренний заем 1991 г. и др.).
В составе основных долговых инструментов в учете значатся облигации федерального займа рыночного типа:
— облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);
— облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);
— облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК);
— облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);
— государственные сберегательные облигации (ГСО).
В классификации значатся долговые инструменты субъектов РФ и муниципальных образований.
Государственные гарантии также относятся к долговым обязательствам, поскольку в случае неспособности должника платить по своим обязательствам за него рассчитывается по кредиту гарант.
В мировой практике в разных странах существует определенная национальным законодательством классификация государственных долговых обязательств и видов ценных бумаг. Весьма характерно, что в Китае государственные ценные бумаги до последнего времени были преимущественно инвестиционными; это свидетельствует о том, что государство предпринимает займы для структурных инвестиций как решающего фактора экономического роста, чего нельзя сказать о долговой политике России.