Виды алкогольных опьянений и их судебно-психиатрическая оценка

В судебно-психиатрической практике принято различать простое алкогольное опьянение, которое отграничивают от патологического опьянения.

Состояние простого алкогольного опьянения характеризуется в первую очередь замедлением течения ассоциаций, начинающий приобретать и более поверхностный характер, что влечет за собой снижение качества интеллектуальной работы. С увеличением дозы принимаемого алкоголя настроение поднимается, начинает нарастать картина пьяного возбуждения, как в психической, так и в моторной деятельности. Характерными проявлениями этого состояния, еще относимого к легкому опьянению, являются повышенный, эйфоричный фон настроения с общим чувством беспечности, благодушия, веселья, развязности, склонности к шутовству и дурачеству. Одновременно пьяные часто обнаруживают озорство, стремление покуражиться. Повышенное самомнение, хвастливость, стремление показать себя человеком особенным, имеющим большие заслуги, призванным подчинять и командовать, часто приводят пьяных к конфликтам с окружающими.

Этому способствует и появляющаяся повышенная обидчивость и как следствие ее — задиристость и драчливость. У многих пьяных это состояние ведет к расторможенности в сексуальных проявлениях. Наблюдаются плоские шутки, циничные замечания, ругань. В состоянии опьянения человек очень часто оскорбляет словом и действием окружающих, что является основной причиной всякого рода скандалов, драк и хулиганских поступков. При дальнейшем усилении опьянения агрессивные тенденции переходят в пьяное буйство, что может повлечь за собой тяжкие преступления вплоть до убийства.

Во многих случаях, несмотря на выраженные признаки алкогольной интоксикации, пьяные, как правило, способны осознавать свои действия и руководить ими. В тех же случаях особо тяжелого опьянения, когда очевидно теряется эта способность, о вменяемости следует говорить потому, что как бы ни была тяжела при простом опьянении алкогольная интоксикация, она не приводит к возникновению сумеречного расстройства сознания, к галлюцинаторным и бредовым переживаниям и к иным психотическим состояниям. К тому же опьянение как отравление алкоголем есть патологическое состояние, произвольно вызываемое, причем произвольно вызвана и сама его тяжесть, всецело определяющаяся количеством выпитого алкоголя, принимаемого по совершенно определенным мотивам — поднять свое настроение, добиться получения приятных ощущений.

Патологическое опьянение — острый кратковременный психотический эпизод, возникающий на фоне простого алкогольного опьянения. Другими словами, это кратковременное расстройство психической деятельности (исключительное состояние), возникающее в связи с приемом сравнительно небольшой дозы алкоголя и характеризующееся рядом типичных для него признаков. Для возникновения патологического опьянения имеет значение не столько воздействие алкоголя, сколько наличие постоянной и временной патологической почвы. Постоянная почва проявляется в остаточных явлениях прошлых органических заболеваний ЦНС, в том числе и черепно-мозговых травм. Эти остаточные явления в обычном состоянии выражены столь незначительно, что незаметны для окружающих, и данное лицо считается психически здоровым. Определяющую роль в возникновении патологического опьянения играет временная почва: недосыпание, физическое и психическое переутомление, волнение, страх, тревога.

Для патологического опьянения характерно внезапно наступающее изменение сознания типа сумеречного расстройства, в клинической картине которого сочетаются признаки сумеречного помрачения сознания и галлюцинаторно-бредовые переживания, в результате чего возникает искаженное восприятие и бредовая трактовка окружающего. Обычно отмечается резко выраженная аффективная напряженность — безотчетный страх, тревога, растерянность, гнев. Поступки больных оторваны от реальной ситуации и полностью определяются фабулой болезненных переживаний. Определяющим признаком для отграничения простого алкогольного опьянения от патологического является установление характера нарушения сознания, качественно отличающего от оглушенности при простом опьянении.

Совершаемые в состоянии патологического опьянения общественно опасные действия не являются реакцией на какие-то реальные события. В основе их лежат болезненные импульсы, побуждения, представления. У больных в этом состоянии не нарушаются нервно-психические механизмы, регулирующие сложные автоматизированные навыки и равновесие, поэтому лица с патологическим опьянением могут совершать довольно ловкие и сложные движения, направленные на реализацию болезненных общественно опасных действий. У них сохраняется способность совершать сложные целенаправленные поступки, пользоваться транспортом, правильно находить путь к дому и т. д. Заканчивается патологическое опьянение, как правило, внезапно, так же как и начинается, иногда переходит в сон, после которого наступает полная амнезия или сохраняются отрывочные воспоминания о пережитом.

Судебно-психиатрическая оценка

Патологическое опьянение в судебно-психиатрической практике расценивается как временное расстройство психической деятельности и подпадает под действие ст. 21 УК РФ. Лица, совершившие противоправное действие в патологическом опьянении, признаются невменяемыми.

С учетом того обстоятельства, что диагноз патологического опьянения всегда ставится ретроспективно, помимо психопатологического анализа в практике экспертизы большое значение приобретает изучение материалов уголовного дела. Материалы дела должны отражать, наряду с доказательствами совершения преступления данным лицом, описание особенностей его поведения, характера речевой продукции в исследуемой ситуации. Большое диагностическое значение имеют свидетельские показания о внешнем виде правонарушителя, данные о неправильном восприятии им окружающего, ложных узнаваниях, высказываниях, отражающих наличие болезненных переживаний (страх, непонятные выкрики и т. п.), об особенностях его движений, последовательности действий и прочее.

Клинический пример (цит. по Б.В. Шостаковичу):

«Ш., 28 лет, обвинялся в хулиганских действиях, превышении своих служебных обязанностей с применением оружия.

Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Перенес ряд детских инфекционных заболеваний. Рос спокойным, жизнерадостным, общительным. Окончил 10 классов и железнодорожное ПТУ, служил в армии. Женат, семейная жизнь сложилась благополучно. В 8 и 16 лет перенес травмы головы с кратковременной потерей сознания, в больницах не лечился. В последние годы работал участковым милиционером, характеризовался положительно как исполнительный, скромный, застенчивый человек. О правонарушении известно следующее: накануне чувствовал себя утомленным после суточного дежурства, плохо спал, болела голова. Утром не позавтракав ушел на работу, до 15 часов был занят на службе, а затем вместе с сослуживцем за обедом выпил 350 г водки. Чувствовал себя удовлетворительно, был веселым, слушал музыку, танцевал. Примерно в 18 часов пошел в клуб, по дороге вел себя правильно, шутил, интересовался состоянием дел в селе, а когда подошли к клубу, вдруг замолчал, “замкнулся”, отошел от сослуживца, а потом тот услышал металлический щелчок, напоминающий взвод курка пистолета. Из показаний потерпевшей К. известно, что примерно в 20 часов Ш. подошел к ее дому, молча разбил стекла в двух рамах, влез в дом, достал пистолет и произвел несколько выстрелов. При этом лицо его было бледным, “волосы стояли дыбом”, глаза смотрели в одну точку. Затем он побежал к другому дому, кричал “спасите”, что-то выкрикивал о бандитах и опять разбил окно. При задержании его сельскими жителями сопротивления не оказывал и вскоре уснул. Был разбужен фельдшером через три часа, с удивлением осмотрел свои окровавленные и порезанные руки, сотрудникам милиции ничего не мог объяснить, говорил, что ничего не помнит. Позже сообщил, что, когда шел в клуб, на него напали трое мужчин и избили его. Сослуживец категорически отрицал факт его избиения.

При обследовании в Центре им. Сербского со стороны внутренних органов и нервной системы патологии не отмечается. Психическое состояние: сознание ясное, ориентирован, обеспокоен сложившейся ситуацией. О правонарушении говорит: “Не помню”, и “было страшно”.

Диагноз: психическим заболеванием не страдает. В момент совершения правонарушения обнаруживал временное расстройство психической деятельности в форме патологического опьянения. Его рекомендовано считать невменяемым. В лечении у психиатров не нуждается».

Ключевые слова: Алкоголь, Экспертиза, Суд
Источник: Лисняк М. А., Курс судебной психиатрии для юристов: учебное пособие. — Москва : Проспект, 2015. — 216 с.
Материалы по теме
Клинические проявления синдрома зависимости от алкоголя
Лисняк М. А., Курс судебной психиатрии для юристов: учебное пособие. — Москва : Проспект,...
Cудебно-психиатрическая оценка маниакально-депрессивного психоза
Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :...
Судебно-психиатрическая оценка лиц, перенесших ЧМТ
Лисняк М. А., Курс судебной психиатрии для юристов: учебное пособие. — Москва : Проспект,...
Судебно психиатрическая оценка олигофрении
Лисняк М. А., Курс судебной психиатрии для юристов: учебное пособие. — Москва : Проспект,...
Реактивные психозы и их судебно-психиатрическая оценка
Лисняк М. А., Курс судебной психиатрии для юристов: учебное пособие. — Москва : Проспект,...
Понятия правоспособности, дееспособности, недееспособности
«Судебная психиатрия: Учебник / Под ред. проф. А. С. Дмитриева, проф. Т.В. Клименко.»:...
Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе
Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание. Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г...
Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе
Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание. Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г...
Оставить комментарий