Утрата близкого человека — необратимое значимое событие

Понятия, которыми люди чаще всего обозначают смерть близкого человека, — «уход», «потеря», «утрата», «горе» — на первый взгляд кажутся одинаковыми по смыслу. Тем не менее каждое из них имеет свой уникальный смысловой оттенок.

Говоря о смерти близкого человека как об «уходе», утративший прежде всего определяет фактическую суть события: близкий человек ушел, перешел в иной мир, его нет рядом с утратившим. А частично или полностью ответственным за уход является ушедший, так как именно он в этом событии является центральным действующим лицом. Отношение же утративших к уходу близкого может быть самым разным. Утративший может обвинять ушедшего: «Почему он ушел?», «Как она могла нас оставить?», «Он бросил нас на произвол судьбы». Но может действовать и более конструктивно, понимая, осознавая нежелание или невозможность ушедшего бороться за жизнь, сопротивляться: «Она все в жизни сделала»; «Мне кажется, что он сам захотел уйти»; «Он устал от постоянной боли». Можно сказать, что использование понятия «уход» заостряет проблему распределения ответственности в происходящих событиях между тем, кто ушел, и тем, кто остался.

Отношение потерявшего человека к событию заложено в понятиях «утрата» и «потеря»: в результате произошедшего он лишился, у него было отнято нечто важное и значимое. В словарях русского языка (Даль В. И., 1999; Ожегов С. И., 1964) «утрата» и «потеря» являются синонимами по общим характеристикам, однако отмечается, что в понятие «утрата» вкладывается оттенок тотальности, невозвратимости. Высказывание «утраченный человек» означает то, что его уже никогда не вернуть. И обычно это словосочетание используется в связи с безвозвратными событиями (например, смертью). Выражение «потерянный человек» чаще несет иной оттенок — это человек, который «потерял сам себя», не может вернуться к прежней жизни, не может существовать в данном социуме (например, «человек, потерянный для общества»). Но при этом речь не идет о смерти. Люди, потерявшие близких, по этому поводу часто говорят: в потере есть надежда что-то найти, утрата — это навсегда.

Кроме идеи безвозвратности в понятии «утрата» также заложена идея значимости. А именно: тот, кого больше нет, занимал очень важное место в жизни, «был частью жизни», «был самым дорогим и любимым», «была самой лучшей». Это то, чего нет в «потере». Потерять можно вещь, а вот утратить — человека.

В сознании утратившего утрата отражается пониманием, что «такого больше никогда не будет». Именно поэтому «утрата» является наиболее точным и полным обозначением произошедшего события.

Есть еще одно понятие, прочно закрепленное в повседневной речи за событием смерти близкого. Это понятие «горе».

«Горе» передает прежде всего негативную эмоциональную нагрузку события без учета собственно сути и смысла произошедшего. Использование в речи этого понятия погружает человека в осознание ужаса произошедшего. Если в начале переживания события слово «горе» указывает на потребность утратившего человека максимально выразить тяжелые и угнетающие чувства, то в дальнейшем эмоциональная захвачен-ность через слово «горе» может препятствовать осознанию и принятию факта смерти близкого.

Психологи не всегда учитывают описанную специфику понятия «горе» и очень часто используют слово «горевание» для обозначения всего процесса переживания утраты. Таким образом не учитывается, что горюющий человек выступает только как страдающая сторона, а не переживает утрату осознанно и активно. Горевание — это лишь часть, начало процесса переживания утраты, когда человеку необходимо полностью погрузиться в ощущение необратимости события, кардинального изменения всей жизни. После этого возможен подъем на новый уровень понимания, новая серьезная внутренняя работа и даже личностное и духовное развитие.

Утративший человек обозначает событие смерти близкого теми словами, которые ему самому кажутся наиболее точными и правильными. В них он выражает свое отношение к событию, потребности в переживании того или иного его аспекта. Психолог же при употреблении тех или иных понятий должен ориентироваться на потребности обратившегося за помощью человека и способствовать осознанию важных и значимых для утратившего смыслов того, что привнесло для него событие смерти близкого человека.

Таким образом употребление понятий «утрата» и «переживание утраты» специалистами наиболее корректно для описания события смерти.

Переживаниям утратившего человека. Называние, обозначение события предполагает ответ на вопрос: «Что это за событие?» — и тем самым требует признания реальности события. Но затем у человека возникает следующий вопрос: «Какое это событие?» Иными словами, теперь утратившему нужно определить психологические характеристики события, попытаться описать его для себя.

Опыт практической работы с потерявшими близких позволяет сделать вывод, что люди выделяют три основные характеристики утраты: необратимость, значимость, независимость от воли человека. Эти особенности утраты анализируются и переосмысляются утратившими на протяжении всего процесса переживания утраты, все больше и больше усложняясь по содержанию и смыслу.

Необратимость утраты близкого описывается людьми следующим образом: «Утратой может быть только смерть»; «Смерть — это когда нет возможности что-то завершить, отношения оборвались»; «Никогда не услышу голос, не возьму за руку. Все. Никогда его не будет...». Независимость от воли человека и неожиданность события утраты могут выражаться в таких словах: «Это то, что происходит без твоего согласия»; «Тебя просто поставили перед фактом»; «Когда это смерть или предательство другого человека — ты ничего не сделаешь»; «Это потеря какого-то момента, который оборвался не по твоей вине».

Так же остро переживается значимость утраченного человека: «самое дорогое», «самое лучшее, что у меня было»; «тебя вырвали с корнем, обрезали какие-то нитки», «отношения с ним были самыми главными»; «точно такого же не будет, это был уникальный человек»; «она была всем, что у меня в жизни получилось»; «часть тебя навсегда останется пустой».

В переживании значимости человека есть две стороны: его ценность («самый») и встроенность в собственную жизнь, в собственный внутренний мир («часть меня»).

При этом значимость одного человека для другого предполагает не только положительный спектр чувств. Человек, к которому проявляется неприязнь или ненависть, тоже является значимым — ведь он занимает свою нишу в жизни другого человека, влияет на его самоидентификацию. После ухода такого отрицательно значимого человека может быть потерян смысл жизни (если он состоял, например, в противостоянии), а может произойти переоценка ушедшего человека и осознание его положительной роли в жизни утратившего. Например, оказывается, что человек, по отношению к которому присутствовало сильное чувство неприязни и соперничества, самим своим существованием заставлял другого проявлять активность в жизни, добиваться успеха. Он ушел — и исчез стимул для развития. Однако практический психолог чаще сталкивается с проблемами людей переживающих утрату близкого человека.

Под близостью имеется в виду чаще всего психологическую и духовную близость, а не родственная. Близкий человек выполняет определенную роль (роль любимого, роль мамы, роль заботящегося и т. п.) и сам является субъектом определенного отношения (тот, о ком заботятся; любящий; ребенок и пр.), его присутствие может быть воплощением постоянства и доброты мира (как, например, родители для детей).

«...А как это — приручить?

—    Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: создать узы.

—    Узы?

—    Вот именно, — сказал Лис. — Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для-тебя один в целом свете.»

Антуан де Сент-Экзюпери

Такая роль одного существа для другого предполагает его включенность в структуру внутреннего мира другого. Близкий формирует и представление человека о самом себе («с его появлением я стала совсем другой»), о своем состоянии («с ним я почувствовала себя защищенной»), о возможностях («благодаря ей я понял, на что способен»). Существует целая система связей, которая определяет его место, нишу в этой структуре.

Когда близкий человек уходит из жизни — его ниша становится пустой, меняется вся система отношений утратившего, появляется ощущение пустоты в себе, в своем внутреннем мире.

В роли утраченного может выступать не только человек. Животное, живущее долгое время в семье или с одиноким человеком, наделяется множеством ролей и индивидуальных характеристик, которые обычно считаются человеческими. Люди обычно очень хорошо помнят, как сильно переживались детские потери домашних любимцев. Для ребенка и хомячки, и кошки, и птички понимают его и говорят с ним — они полноценные участники отношений. Собака или кошка может быть единственным близким существом у одинокого человека, поэтому смерть этого существа переживается как серьезная утрата. Утрата близкого — это не столько констатация некоторого фактически произошедшего события, сколько субъективное обозначение этого события самим утратившим.

Утратой может быть не только потеря близкого существа. Она может случиться в разных жизненных сферах. Так, утратой можно назвать ситуацию вынужденной миграции, когда люди теряют свое имущество, дом, социальное, культурное и языковое пространство. Утрата — это и ситуация необратимого физического или психического увечья, когда навсегда теряется привычный внешний облик или душевная суть человека. Утратой можно назвать и развод, когда прежние отношения с человеком становятся невозможными.

Завершая анализ утраты как жизненного события и как психологического понятия, еще раз кратко сформулируем наиболее важные идеи.

Событие смерти близкого человека обретает для утратившего название («уход», «утрата», «потеря», «горе») и определенные осознаваемые свойства (необратимость, значимость, независимость). С этого момента начинается осознание реальности утраты и осмысление его в рамках собственной картины мира.

Понимание смысловых оттенков часто употребляемых понятий, знание особенностей, которыми наделяет человек ситуацию утраты, необходимо психологу и может пригодиться тому, кто оказался рядом с утратившим. Все это помогает лучше понять особенности восприятия события человеком и правильно использовать (и обсуждать) понятия в разговоре с ним.

Ключевые слова: Утрата, Горе
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Непатологическая реакция горя
В.В. Шевляков. Медицинская психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Реакция горя
Юрьева Л.Н., Кризисные состояния
Что такое горе? Стадии горя
Ромек В.Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Типичные симптомы переживания горя
Ромек В.Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Психологическая помощь при переживании горя
Ромек В.Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Утрата как травма
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Переживание утраты: основные характеристики
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Стадии переживания утраты
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Оставить комментарий