Установки как психологические позиции в общении

Установка - неосознаваемая готовность к определённому, привычному действию или реагированию, сформировавшаяся в процессе жизни.

Если говорить кратко, то установка - это приобретённая шаблонная реакция. Установка обусловлена прошлым опытом человека.

Установки человека относительно других людей и групп, влияющие на отношение к себе и другим, оказывают очень большое влияние на процесс и результат общения.

Канадско-американский психолог и психиатр Эрик Берн (1910-1970), создатель трансактного анализа, выделил четыре основные установки как психологические позиции при общении (другими словами - при трансакциях).

1.    Я плохой - Ты плохой. Люди, стоящие на этой позиции, не только себя оценивают невысоко, но и окружающих воспринимают как людей тоже в том или ином смысле ущербных. Эта позиция может иметь отрицательные последствия для личности, приводя к утрате уверенности, бодрости, сил и воодушевления. Люди с такой установкой депрессивны, ощущают безнадёжность, подвержены стрессам, не проявляют настойчивости, свыклись с неудачами, недостаточно творчески относятся к работе, имеют плохие взаимоотношения с окружающими и т. д.

2.    Я плохой - Ты хороший. Эти люди не нравятся самим себе потому, что считают себя слабыми, неудачливыми, никчёмными, некрасивыми, не соответствующими требованиям окружающих, имеющими много недостатков и т. д. Других же они оценивают более высоко; считают, что окружающие более значительны, умны, свободны от недостатков, удачливы, талантливы и/или красивы. Короче говоря, люди, стоящие на этой позиции, смотрят на окружающих снизу вверх. Люди с такой установкой ощущают безнадёжность, не уверены в себе, склонны к отступлению, не способны взять на себя инициативу и руководство, низко оценивают свою роль в работе, подвержены стрессам.

3.    Я хороший - Ты плохой. Люди, придерживающиеся такой жизненной позиции, в основном, положительно относятся к себе, но они чувствуют очень значительную разницу между собой и окружающими. Они считают большую часть других людей несовершеными или худшими чем они сами; находят, что окружающим не хватает многих важных качеств, например, таких как ум, честность, нравственность, привлекательность, интеллект или опытность. Люди этой жизненной позиции думают, что превосходят других, и стремятся демонстрировать это им и себе. Они могут выглядеть надменными, холодными, высокомерными; таких руководителей обычно не любят. Смотрят на окружающих сверху вниз. Люди с такой установкой имеют раздутое самомнение, трудны в общении, считаются надменными, подавляют других, преувеличивают свою роль в работе и свои заслуги.

4. Я хороший - Ты хороший. Для людей, стоящих на этой позиции, характерно, преимущественно, положительное отношение и к себе и к другим. Для них характерны уверенность в себе, отзывчивость, спокойствие, адекватная реакция на изменившуюся обстановку, дружелюбие, добрые отношения с окружающими, доверие к ним окружающих.

Из рассмотренных вариантов видно, что только позиция «я хороший -ты хороший» является позицией уверенного в себе и гармонично развитого человека, культурного и с высоким уровнем социального интеллекта. И это позиция победителя. Уверенные люди, как правило, добиваются поставленных целей несмотря ни на какие трудности, помогают другим, у них высокая стрессоустойчивость.

Перечисленные выше четыре установки действуют не только в межличностных отношениях, но и в межгрупповых, а также в отношениях личности и группы.

Источник: 
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 217 с.
Материалы по теме
Хвастовство как фактор, провоцирующий зависть
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Развитие потребности в общении
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Типы общения и виды межличностного общения
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Императивные прямые формы воздействий в общении
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Общение как коммуникативная деятельность
Руденский Е.В., Социальная психология
Соотношение категорий общения и деятельности в психологии
...
Сущность взаимопонимания и этапы его установления
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Общение как восприятие людьми друг друга
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Оставить комментарий