Толерантность к фрустрациям и адаптированность

Одна и та же ситуация может быть фрустрирующей для двух лиц, однако их реакции на нее могут быть существенно различными. Причина этих различий в значительной мере заключается в различной их толерантности. Есть люди с высокой степенью толерантности к фрустрациям, у других же, как мы знаем, порог толерантности очень низкий.

Как показали экспериментальные исследования, различия в толерантности к фрустрациям обнаруживаются уже у детей, причем они соотносятся с хорошей или плохой адаптированностью. В одном эксперименте детям предлагали тест интеллекта Стэнфорда-Бине. В этом тесте обычно вначале даются легкие задачи, но постепенно предлагаемые для решения задачи усложняются. Дети обычно без труда решают первые задачи, но трудные задачи им не удается решать.

Была выдвинута гипотеза, согласно которой для плохо адаптированных детей такое постепенное усложнение задачи является фрустрирующим фактором, и поэтому они должны собрать меньше баллов, чем в других (нефрустрирующих) условиях. Поэтому детей разделили на две группы - хорошо и плохо адаптированных. Половине членов каждой группы тест был предложен в обычной «фрустрирующей» форме, другой половине - трудные и легкие задачи давались смешанно. Вследствие этого после каждой неудачи дети могли решить легкую задачу и добиваться успеха.

В среднем хорошо адаптированные дети получили почти одинаковые результаты независимо от того, в какой форме давался тест, тогда как результаты плохо адаптированных резко различались в этих двух случаях: результаты были высокие при «нефрустрирующей» форме теста и значительно более низкие - при обычной «фрустрирующей» форме. Предполагается, что низкие результаты плохо адаптированных детей при «фрустрирующем» тесте обусловлены низким уровнем порогом их толерантности.

Специальными методами можно повысить порог толерантности детей. В одном эксперименте были выбраны 10 детей, которые вначале подверглись тестированию по шкале зрелости. Эти 10 испытуемых были выбраны по тому признаку, что у них уровень зрелости был ниже среднего и они в трудных ситуациях чаще и глубже фрустрировались, чем дети со средним или высоким уровнем зрелости.

После тренировки эти дети выполняли различные действия значительно лучше и даже лучше, чем зрелые, т. е. испытуемые показали более высокий уровень зрелости. Тренировка состояла в том, что экспериментаторы поощряли выполнение детьми простых заданий, упорство в выполнении более трудных задач, внушали ожидание успехов, показывали, каким образом конструктивно и без помощи старших решать задачи.

Различия порога толерантности у взрослых можно наблюдать и в повседневной жизни. Ценные сведения можно получить у заключенных концентрационных лагерей, участников войн и трудных экспедиций и т. п.

Истоки того или иного уровня толерантности к фрустрациям, как и истоки других важнейших свойств личности, следует искать в социально-психологических взаимоотношениях детских лет. Представляет интерес вывод американского психолога Д. Леви, который на основе анализа многочисленных случаев пришел к выводу, что материнская сверхпротекционизм по отношению к своему ребенку приводит у последнего к формированию низкого уровня толерантности к фрустрациям, а отсюда - и к патологичности переживаний.

Ключевые слова: Адаптация, Фрустрация
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Адаптивная активизация воображения и других познавательных процессов
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Социализация как адаптация
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Рекомендации по работе с новыми сотрудниками
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Стресс и фрустрация
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Общая характеристика экзистенциальной фрустрации
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Трудовая адаптация, ее сущность и виды
Лукашевич Н.П., Сингаевская И.В., Бондарчук Е.И., Психология труда
Этапы адаптации персонала
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Самооценка, уровень притязаний и фрустрации
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий