Адаптивная активизация воображения и других познавательных процессов

А. Проблемная ситуация и активизация воображения. - Психологические особенности и функции воображения и его особой разновидности - фантазии, нами подробно рассмотрены в другой работе. Здесь мы очень кратко обсудим вопрос о том, какую роль играет воображение, когда оно начинает функционировать в ответ на воздействие фрустрирующей ситуации. Более подробно защитные функции воображения исследуются в следующей главе.

В российской психологии принята точка зрения, согласно которой процессы мышления и воображения у индивида начинаются, когда он оказывается в проблемной ситуации. В работах упомянутых авторов отмечается, что активность воображения наблюдается при возникновении особенно трудной и отличающейся значительной неопределенностью проблемной ситуации.

Анализ существующих точек зрения и эмпирического материала позволил нам выдвинуть следующее определение этого важного познавательного процесса: воображение есть оперирование представлениями и поиск новых путей разрешения проблемных ситуаций. Это определение помогает адекватному пониманию защитно - адаптивных функций воображения. В фрустрирующих проблемных ситуациях, в результате блокады целенаправленной деятельности личности, наряду с другими процессами, имеет место появление в сфере сознания многочисленных образов. Процессы реализации мотивов переносятся полностью во внутрипсихический план, строятся картины удовлетворения подавленных потребностей. Грезы в этом смысле имеют, наряду с другими, важную защитно-адаптивную функцию.

Фантазии человека, в качестве способов бегства от фрустраций, являются вполне нормальными психическими процессами, если не доходят до такого патологизированного уровня, когда человек отказывается от удовлетворения своих желаний и осуществления своих целей в реальной жизни. Фантазирование в пределах нормы является необходимой формой психической активности и играет определенную роль в онтогенетическом развитии личности. Более того, поскольку сновидения, как показывают современные исследования, являются подсознательными психическими процессами, в первую очередь - процессами воображения, совершенно необходимыми для сохранения психического здоровья личности, становится очевидным, что воображение играет колоссальную роль в жизни человека.

Частота защитного фантазирования зависит от интенсивности подавляемых (блокируемых) мотивов и от степени их фрустрации. Существуют возрастные различия по частоте и содержанию защитных фантазий. В одном исследовании была предпринята попытка выяснения частоты и содержания фантазирования 195 студентов и 195 выпускников американских колледжей. Средний возраст студентов - 21 год, для выпускников - 28 лет. У членов обоих групп грезы занимали заметное место в их психической жизни. Только 3 % обследованных сообщили, что в последнее время не фантазируют. Самыми частыми были фантазии об успехах в деятельности, о сексуальных и других достижениях. В целом в грезах людей отражаются те ценности, которые характерны для их социально-культурной среды.

Сновидения людей, как процессы подсознательного фантазирования, имеют ряд важных функций. Но функция удовлетворения в них фрустрированных желаний так ясно бросается в глаза, что психоаналитики объявили ее чуть ли не единственной их функцией. Однако их компенсаторно-защитное значение не подлежит никакому сомнению.

Фантазия связана с другими защитно-адаптивными механизмами и процессами. Очевидна связь фантазии с агрессией: те агрессивные импульсы, которые у личности возникают вследствие фрустрирования, не находя прямого выхода в реальных действиях, приводят к возникновению воображаемых агрессивных сцен, в которых фрустрированная личность без особого труда освобождается от фрустраторов и осуществляет свои желания, поскольку может свободно управлять всеми существенными условиями своей психической активности. Многочисленны также сновидения с агрессивным содержанием, обстоятельство, которое подробно описано в ряде других работ и нами - в упомянутой выше книге.

Защитная фантазия, частично освобождая человека от напряженности и негативных эмоций, играет катартическую роль. Она также способствует образованию новых целей, замещает прежние объекты интересов, вызывает тенденцию к высшей духовной активности и, таким образом, является одним из когнитивных механизмов сублимации фрустрированных мотивов.

Б. Другие когнитивные реакции на фрустрацию. - Когда человек оказывается в проблемной ситуации, его внимание становится активным, но диффузным. Это необходимо для моментального восприятия возникающей полезной информации. Но когда решение задачи начинает протекать успешно, т. е. в ситуации постоянно возникают целенаправленные изменения, внимание становится селективным и устойчивым. При возникновении трудностей на пути решения, как уже сказано, появляются образы. Обилие образов, как правило, свидетельствует о неуспешности продвижения мыслительного процесса. С другой стороны, появляются и отклоняющиеся от пути решения образы. Это особенно четко наблюдается в тех случаях, когда процесс решения требует большого напряжения избирательного внимания. Здесь указанные два вида внимания начинают противоборствовать. Когда побеждает селективное внимание и процесс решения успешно продолжается, количество образов уменьшается, а оставшиеся из них теряют свою четкость, становятся смутными и неопределенными.

Исходя из этого, можно прийти к следующему общему заключению: в трудных проблемных ситуациях, которые зачастую фрустрируют личность, на помощь приходят диффузное внимание и связанные с ними обильные и яркие образы. Это как бы поиск путей избавления, психологическая защита от возникших трудностей. Появление избирательного внимания и связанное с ним уменьшение количества ярких образов означает, что человек уже «нащупал» какой-то путь (или план), ведущий к решению задачи. Решение нередко получается путем «озарения», важнейшим моментом которого является появление в сфере сознания определенной совокупности (ассоциации) образов, составляющих план решения. Эта ассоциация возникает помимо активности сознания, и ее переход в сферу сознания подчиняется общим закономерностям этого процесса перехода. Когда оказывается, что план решения имеет недостатки, вновь начинается поиск новых возможностей с помощью психических образов.

Интересно (и это специально отметил, например, Ян Освальд, известный исследователь сна и сновидений), что обилие образов наблюдается как при наличии трудности, так и в дремотном состоянии, и в обоих этих случаях направленность внимания отсутствует или выражена относительно слабо. Таково положение вещей и в условиях сенсорной депривации, и мы уже знаем, что когда сенсорная изоляция длится несколько часов, в сфере сознания человека появляются комплексные галлюцинации. Переживающий такое состояние человек нередко затрудняется сказать, спал он или бодрствовал.

Можно предложить гипотезу, согласно которой если человек не находится в актуальной проблемной ситуации, но в дремотном состоянии у него возникают обильные и яркие образы (как и в трудных фрустрирующих ситуациях), то это является следствием его общей фрустрированности или, говоря мягче, проблемной насыщенности его психики.

Данное утверждение можно доказать тем, что большинство спонтанно возникающих в дремотном состоянии образов связаны с реальными проблемами жизни человека, с радостными или горестными событиями, с поиском новых целей и путей осмысления жизни. Эти образы нередко призваны оправдывать прошлые поступки личности, осмыслить их, найти новые решения и пути самоутверждения. Тот факт, что в этих образах значительное место занимают мечты о желаемом будущем, подтверждают наше предположение об их роли в качестве защитных психологических средств. В тех случаях, когда налицо актуальная проблемная ситуация, эта связь с ней образов воображения, возникающих самопроизвольно, достаточно очевидна. В случае же дремотного, мечтательного состояния мир образов, выражая общую проблемную насыщенность психики, в каждом отдельном случае требует специального анализа, целью которого является установление связи с теми или иными проблемами, беспокоящими индивида, поскольку они еще не до конца решены. По существу, незавершенность анализа проблемных ситуаций является причиной подсознательной психической работы, благодаря которой при первой же возможности и необходимости (в дремотном состоянии или во сне) возникают образы. С их помощью «Я» человека даже на подсознательном уровне осуществляет поиск решений для проблем личности. Интуитивное нахождение решений после прекращения сознательного анализа задач является одним из самых эффективных путей использования этих образов и преодоления проблемных ситуаций.

Поэтому в очень общем виде можно считать, что мышление вообще, интуитивное мышление, в частности, являются защитными психологическими механизмами, избавляющими личность от проблемных фрустрирующих ситуаций.

Ключевые слова: Воображение, Фрустрация, Адаптация, Познание
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы и их генезис / А. А. Налчаджян, 2013
Материалы по теме
Толерантность к фрустрациям и адаптированность
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Сущность воображения и его соотношение с другими познавательными процессами
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Воссоздающее воображение
Теплов Б.М., Психология
Иерархия и уровни защитно-адаптивных механизмов
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Воображение и мышление
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Развитие познавательных процессов младших школьников
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Наказание и контроль как стресс-фрустраторы
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Чувства и познавательные процессы
Теплов Б.М., Психология
Оставить комментарий