Сущность профессионально-педагогической культуры

В последнее десятилетие в педагогической науке наметилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности. Анализ профессионально-педагогической культуры, работ культурологов свидетельствует о двух основных направлениях исследования культуры – культуры общества и культуры личности, между которыми существует диалектическая взаимосвязь. Представители первого направления (В.Е. Давидович, М.С. Каган, Э. С. Маркарян) уделяют основное внимание исследованиям адаптационной функции культуры, заключающейся в самосохранении и развитии общества и образовательных процессов внутри него. Представители второго направления (В. С. Библер, В. М. Межуев, И.А. Ильяева), изучая личностные аспекты культуры, фокусируют внимание на человеке как субъекте деятельности и общения, на его творческой активности и самосовершенствовании, определяя культуру как меру и способ саморазвития личности.

Культура личности и культура социума – объекты, совместно развивающиеся, творящие, обогащающие друг друга. Культура есть и условие, и поле проявления, реализации индивидуальности и неповторимости человека. Уровень культуры личности зависит от культуры социума, который, в свою очередь, определяется культурой человеческих индивидов, составляющих его, в противном случае социум рискует превратиться в серую аморфную массу, лишенную каких-либо источников и стимулов развития. Культура социума порождает и некие общесистемные черты и качества, интересы и ценности, присущие всем индивидуальностям, входящим в него.

Но эти общие характеристики приобретают смысл, прочность и силу только в том случае, если они не подавляют уникальные особенности личностей, а выступают средством развития личностей, представляющих эту культуру. Эта взаимосвязь, взаимообусловленность между субъектами – носителями культуры – механизм самодвижения общества. Кризис культуры начинается там и тогда, где и когда общие нормы культуры подавляют и ограничивают развитие индивидуальности, превращают человека в «стадного» индивида, в конформиста, в приспособленца.

Культурно-личностные качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоение норм, ценностей, идеалов индивидуумом. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, является предпосылкой развертывания его творческой деятельности, превращая его в созидателя культурного процесса. Усвоение культуры как результата исторического творчества представляет собой процесс личностного открытия, создания особого микромира культуры в себе через сопереживание и сотворчество, в которых каждым новым элементом дополняется и преобразуется предыдущий элемент.

При рассмотрении профессионально-педагогической культуры как элемента культуры общества возможно изучение педагогических явлений и процессов в контексте педагогических ценностей, технологий, уровней и направлений творческой самореализации личности. Овладевая общей и педагогической культурой как «внебиологическим механизмом» передачи социально-педагогической наследственности, преподаватель становится способным не только к воспроизводству культуры, но и к ее созданию и трансляции.

Культурологический подход позволяет провести анализ профессионально-педагогической культуры в системе общефилософских категорий общего, особенного, отдельного и единичного и построить логически субординированный ряд понятий: общая культура – профессиональная культура – педагогическая культура – профессионально-педагогическая культура. Рассмотрим более подробно составляющие элементы профессионально-педагогической культуры.

Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности; цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Так, педагогическая профессия, чрезвычайно идеологизированная в недалеком прошлом, требует серьезного обновления, коррекции теоретических и методологических установок, окультуривания. Но для того чтобы стать действительно культурной, профессия должна «взламывать собственную скорлупу» (О. Крокинская), уметь расстаться с, казалось бы, достигнутым совершенством и впускать в себя цели и ценности, нормы и образцы других профессий, других сфер человеческой деятельности – в частности философии искусства, науки, религии и др.

Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению педагогических задач, т. е. развитым профессиональным мышлением и сознанием. Но развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно превращается в догму, поглощая другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. В этом случае мы согласны с авторами, относящими профессиональную культуру к средству, сдерживающему узкий профессионализм. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура рассматривается нами как определенная степень овладения (профессиональной группой) приемами и способами решения специальных профессиональных задач.

Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, но специальных работ, посвященных теоретическому изучению данного феномена, очень мало. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства преподавателя данная проблема нашла свое отражение в работах О.С. Анисимова, З.Ф. Есаревой, И.Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, В. Г. Максимова, А. И. Мищенко, П. И. Решетникова, Г. Б. Скок, В.А. Сластёнина, Г. И. Хозяинова, Е.Н. Шиянова, Н. Е. Щурковой и др. Особый вклад в исследование названной проблемы вносят труды А. В. Барабанщикова и С. С. Муцынова, в которых исследуется педагогическая культура преподавателей высшей военной школы.

С началом активной разработки культурологического подхода в философии, социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры, изучаются вопросы методологической, нравственно-эстетической, этической, коммуникативной, духовной, этнопедагогической, физической культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая культура преподавателя – это часть педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся воспитательной практикой не только профессионально. А носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять на профессиональном уровне труд, составными частями которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект названных деятельности и общения.

Впервые в научном аспекте проблема педагогической культуры преподавателя была поставлена А. В. Барабанщиковым еще в 1970-е гг. Понимая педагогическую культуру преподавателя как определенную степень овладения им педагогическим опытом человечества, степень его совершенства в педагогической деятельности как достигнутый уровень развития его личности, автор выделяет слагаемые педагогической культуры. К ним он относит педагогическую направленность личности, психолого-педагогическую эрудицию и интеллигентность, нравственную чистоту, гармонию рационального и эмоционального, педагогическое мастерство, умение сочетать педагогическую и научную деятельность, систему профессионально-педагогических качеств, педагогическое общение, требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию.

В данном подходе сделана перспективная заявка на рассмотрение педагогической культуры как сложного системного образования, включение слагаемых педагогической культуры, отражающих разнообразные стороны личности преподавателя. Вместе с тем такая характеристика педагогической культуры преподавателя не может быть признана завершенной, так как в ней представлены разнопорядковые слагаемые (педагогическое мастерство и умение сочетать научную и педагогическую деятельность, педагогическая направленность личности и потребность в самосовершенствовании и др.) и не показана их связь; зафиксированы только профессионально-личностные характеристики, но не отражена педагогическая деятельность как важнейший элемент педагогической культуры; не акцентируется внимание на роли индивидуальности преподавателя; расширенная трактовка педагогического мастерства приводит к его фактическому отождествлению с педагогической культурой.

Вместе с тем мы подчеркиваем особую актуальность и перспективность проблемы, поставленной А. В. Барабанщиковым. Долгое время его исследования, посвященные вопросам педагогической культуры, оставались единственными в отечественной педагогике. Впоследствии их широко обсуждали и применяли в работе секций педагогики высшей школы Педагогического общества Российской Федерации; послужили основой для дальнейшей разработки теории и практики педагогической культуры преподавателей разных типов учебных заведений.

Различные подходы к исследованию сущности и содержания профессионально-педагогической культуры раскрывают ее со стороны статики и динамики, совокупности индивидуально-профессиональных качеств, раскрывают ее на пересечении нескольких смысловых координат. Многообразие подходов к объяснению феномена педагогической культуры позволяет представить ее как интегральное качество личности педагога-профессионала, как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности преподавателя и как цель профессионального самосовершенствования.

В нашем построении модели профессионально-педагогической культуры преподавателя мы исходили из следующих методологических предпосылок: универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах своего существования (педагогическая культура общества, школы, семьи, отдельной личности); интериоризированная общая культура, специфическим образом спроецированная в сферу педагогической деятельности; системное образование, избирательно взаимодействующее с социально-педагогической средой и обладающее интегративными свойствами целого; особенности формирования профессионально-педагогической культуры обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими, возрастными характеристиками, опытом личности.

Учет указанных методологических оснований дает возможность обосновать модель профессионально-педагогической культуры, составляющими элементами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры – это совокупность педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития школы. В этом процессе преподаватели овладевают определенными идеями и концепциями, приобретают знания и умения, составляющие гуманистическую технологию педагогической деятельности, и в зависимости от степени их приложения в реальной жизни они оценивают их как более или менее значимые. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей.

Педагог становится мастером своего дела, профессионалом, по мере того как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, овладевает педагогическим капиталом, признавая педагогические ценности. История школы и педагогической мысли – это процесс постоянной оценки, переосмысления, установления ценностей, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия. Умение в старом, давно известном увидеть новое, по достоинству его оценить и составляет непреложный компонент педагогической культуры преподавателя. К сожалению, формирование личности преподавателя, его профессионально-педагогической культуры в своем большинстве проходит за пределами освоения опыта российской и зарубежной педагогики. Область историко-педагогической культуры остается преподавателями в основном неосвоенной.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности преподавателя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, и это подтверждается фактом неразрывной связи данной культуры и данной деятельности. Гуманистическая направленность технологической составляющей педагогической культуры дает возможность исследовать механизм удовлетворения многообразных духовных потребностей личности. В частности, выявляются способы удовлетворения ее потребности в общении, в получении новой информации, в передаче накопленного индивидуального опыта, т. е. всего того, что составляет основу целостного педагогического процесса.

Педагогическая деятельность по своей природе в некоторой мере технологична. Поэтому требуется ее операциональный анализ, позволяющий рассматривать ее как решение многообразных педагогических задач. В ходе опытно-экспериментальной работы выявлена совокупность аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих задач, приемы и способы решения которых и составляют технологию профессионально-педагогической культуры преподавателя.

Категория «педагогическая технология» помогает понять суть педагогической культуры, раскрывает исторические изменения ее способов и приемов, объясняет направленность деятельности в зависимости от отношений, складывающихся в обществе. Именно в таком случае педагогическая культура выполняет функции регулирования, сохранения, воспроизведения и развития педагогической реальности.

Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения профессионально-педагогической культурой. Процесс присвоения преподавателем ценностей педагогической культуры происходит на личностном уровне. Творчески интерпретируя ту или иную теорию, концепцию, педагог реализует свои интеллектуальные возможности и становится как бы сотворцом определенных ценностей.

Именно в педагогической деятельности, творческой по своей природе, обнаруживаются и разрешаются следующие противоречия: между накопленным обществом педагогическим опытом в области образования и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития; между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением предела этого развития и др. Таким образом, с одной стороны, педагогическое творчество выступает одним из проявлений педагогической культуры в качестве процесса создания новых педагогических ценностей, с другой стороны, педагогическое творчество – это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой которого является педагогическая культура. Педагогическое творчество требует от преподавателя адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и чувства личной ответственности.

Становится очевидным, что педагогическая культура – это сфера творческого приложения и проявления педагогических способностей личности. В педагогических ценностях личность реализует свои индивидуальные силы и опосредствует процесс освоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т. е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Выделенные структурные компоненты специфически преломляются в таких функциональных компонентах профессионально-педагогической культуры, как гносеологический, гуманистический, коммуникативный, образовательный, воспитательный, нормативный и информационный.

Отражая процессуальный аспект профессионально-педагогической культуры, функциональные компоненты определяют цели, содержание конкретных видов педагогической культуры. Так,гносеологический компонент обусловливает методологическую, исследовательскую, интеллектуальную, историко-педагогическую, этно-педагогическую, психологическую культуру преподавателя; гуманистический – нравственную, духовную; коммуникативный – культуру общения; культуру речевую, рефлексивную, эмпатическую; культуру межнационального общения в учебно-воспитательном процессе; образовательный – дидактическую, технологическую, методическую; воспитательный – эстетическую, политическую, экономическую, физическую, экологическую; нормативный – правовую, управленческую; информационный – диагностическую, инновационную, мониторинговую, компьютерную культуру преподавателя. Каждый взятый в отдельности вид профессионально-педагогической культуры обладает своими структурными компонентами, заданными общей структурой педагогической культуры.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы, исследования деятельности преподавателя, теоретические обобщения позволяют сделать вывод о том, что профессионально-педагогическая культура – это мера и способ творческой самореализации личности преподавателя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.

Профессионально-педагогическую культуру можно включать в следующий категориальный ряд: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности преподавателя. Профессионально-педагогическая культура – это обобщающая характеристика разнообразных видов педагогической деятельности и педагогического общения, отражающая закономерности развития потребностей, интересов, ценностных ориентации, способностей человека, избравшего профессию педагога, преподавателя.

Источник: 
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Оставить комментарий