Педагогические ценности в структуре профессионально-педагогической культуры

Признанием профессионально-педагогической культуры сложным социально-педагогическим явлением обусловливается обращение к анализу различных аспектов ее исследования. Аксиологический аспект предполагает построение модели профессионально-педагогической культуры преподавателя, содержание которой составляют педагогические ценности. Совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессиональную работу преподавателя, носит целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся в обществе взглядом на проблемы профессионального обучения и воспитания, с одной стороны, и профессионально-педагогической деятельностью преподавателя – с другой.

Педагогические ценности объективны, формируясь исторически в ходе развития общества, образования, школы и отражаясь в педагогической науке как форме общественного сознания в виде специфических образов и представлений. В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности преподаватель овладевает педагогическими ценностями, субъективирует их. Уровень субъективации педагогических ценностей является показателем личностно-профессиональной развитости преподавателя, его педагогической культуры как степени реализации идеально-ценностного, трансформации потенциального (должного) в актуальное (сущее).

По мере изменения условий социально-педагогической жизни, изменения потребностей общества, школы, личности изменяются, переоцениваются и педагогические ценности. В истории педагогики, например, отчетливо прослеживается восхождение теорий обучения от схоластической к объяснительно-иллюстративной, а от нее к проблемно-развивающей; в разные исторические периоды по-разному оценивалась ценность курсовой и предметной систем обучения, методов наглядного и абстрактного обучения, ценность технических средств и компьютеризации в обучении. Известны случаи, когда под влиянием какого-либо индивидуального или группового интереса в педагогической науке или практике распространялись ложные утверждения о педагогических фактах, явлениях, теориях.

Таким образом, педагогические ценности – относительно устойчивые ориентиры, с которыми педагоги соотносят свою жизнь и свою педагогическую деятельность. Общечеловеческие ценности добра и красоты, справедливости и долга, равноправия и чести в сочетании с педагогическими ценностями создают основу для совершенствования профессионально-педагогической деятельности.

Субъективное отношение преподавателя к общечеловеческим культурно-педагогическим ценностям определяется богатством его личности, направленностью профессиональной деятельности, профессионально-педагогическим самосознанием, индивидуальным стилем деятельности и отражает, таким образом, его внутренний мир. В связи с этим справедливо утверждение С. Л. Рубинштейна о том, что ценностное отношение остается способом отражения действительности в сознании человека.

Степень присвоения личностью этих ценностей зависит от состояния педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе ее оценки данной личностью. Критерием такой оценки и ее результатом является обобщенный образ, сложившийся на основе психолого-педагогических знаний преподавателя, результатов его собственной профессиональной работы и сопоставления ее с деятельностью других преподавателей. Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать, а могут и не совпадать с выработанными и признанными в обществе или в профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте педагогической работы, обо всем том, что обеспечивает компетентность и целесообразность деятельности педагога.

Профессионально-педагогическое сознание преподавателя выполняет сложную регулятивную функцию. Оно структурирует вокруг единого личностного «ядра» все многообразие усваиваемых и выполняемых способов учебной, методической, воспитательной, научной, общественно-педагогической деятельности. Многообразные виды деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными отношениями, в которые они вступают. Эти узлы и образуют личность Я.

Иерархия видов работы преподавателя содействует развитию индивидуальности. Он аккумулирует это многообразие, находясь в центре особым образом организованной и структурированной деятельности. В своей деятельности каждый преподаватель как личность актуализирует лишь ту часть профессиональных ценностей, которая является для него жизненно и профессионально необходимой. Эта особенность неповторимой профессиональной инициативы осознается педагогом как Я-профессиональное, с которым и соотносится его личный профессионально-педагогический опыт и соответствующие убеждения, профессиональные связи и отношения.

Профессиональное сознание направлено на анализ разных сторон Я личности преподавателя и его профессиональной деятельности и призвано определять границы и перспективы личностного смысла, т. е. внутренне мотивированного, индивидуального значения для субъекта того или иного действия, поступка. Оно позволяет преподавателю самоопределяться и самореализовываться, решать для себя в конечном счете проблему смысла жизни. Представляя собой не только систему наиболее общих суждений, знаний о работе, о себе, о других и об обществе в целом, педагогическое сознание является в то же время продуктом исключительно личного опыта, особым механизмом профессионального становления преподавателя, позволяющим сделать всеобщность педагогической культуры индивидуальной сферой деятельности.

Педагогические ценности, являясь условием и результатом соответствующей деятельности, имеют разные уровни существования: индивидуально-личностный, профессионально-групповой и общественно-педагогический. Общественно-педагогические ценности раскрывают характер и содержание ценностей, функционирующих в масштабе всего общества и сконцентрированных в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Они представляют собой идеи, нормы и правила, регламентирующие воспитательную деятельность и социальные контакты.

Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих профессионально-педагогическую работу. Эта совокупность носит целостный характер, обладая относительной стабильностью и повторяемостью. Названные ценности выступают ориентирами в определенных профессиональных группах (школа, училище, колледж, вуз). Совокупность индивидуально-личностных ценностей представляет собой сложное социально-психологические образование, в котором сливаются целевая и мотивационная направленность личности, составляя систему ценностных ориентации.

Эта система, представляя собой аксиологическое Я, дана личности не как система знаний, а как система когнитивных образований, сопряженных с эмоционально-волевыми компонентами, и принимаемая личностью в качестве собственного внутреннего ориентира, побуждающего и направляющего ее деятельность. Сознание каждого конкретного преподавателя, ассимилируя общественно-педагогические и профессионально-групповые ценности, строит свою личностную систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций, к числу которых может быть отнесена концепция формирования личности специалиста, представления о технологии построения учебно-воспитательного процесса, о специфике взаимодействия с учащимися, о себе как профессионале и др. Функцией, объединяющей все другие, является индивидуальная концепция смысла профессионально-педагогической работы как стратегия деятельности в жизни преподавателя.

Многообразие педагогических ценностей требует не только их классификации, но и объединения наиболее близких, однородных из них в упорядоченные группы. Критерием такой классификации являются достаточно устойчивые структуры общественного бытия, а также формы сознания и деятельности. Названные ценности могут перегруппировываться в соответствии с разными исследовательскими задачами и условиями.

С учетом изложенного можно выделить следующие группы профессионально-педагогических ценностей.

  • Первая группа – ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя школы (ценности-цели): концепция личности профессионала в ее многообразных проявлениях в различных видах деятельности и концепция Я-профессиональное как источник и результат профессионального самосовершенствования.
  • Вторая группа – ценности, раскрывающие значение и смысл способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства): концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии, педагогического мониторинга и инновации и др.
  • Третья группа – ценности, раскрывающие значение и смысл отношений (преподавателя к ученикам, к себе, к другим преподавателям) как основы педагогической деятельности(ценности-отношения), концепция собственной педагогической позиции как совокупности названных отношений.
  • Четвертая группа – ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в профессионально-педагогической деятельности (ценности-знания): теоретико-методологические знания закономерностей формирования личности, целостного педагогического процесса, знание психологии и др.
  • Пятая группа – ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества): многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных и внешнеповеденческих качеств личности преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, находящих отражение в специальных способностях (программировать свою деятельность и предвидеть ее последствия; творчески действовать; соотносить свои цели и действия с целями и действиями других; вырабатывать совместную позицию сотрудничества; диалогически мыслить и т.д.).

Представленные группы педагогических ценностей образуют систему как содержательную основу, стержень профессионально-педагогической культуры преподавателя. Очевидна связь между группами: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств, ценности-отношения определяются характером ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д. В качестве доминирующей аксиологической функции в системе педагогических ценностей выделены ценности-цели, определяющие смысл профессиональной деятельности преподавателя.

Особое место в данной системе занимают ценности-качества, раскрывающие личностный потенциал преподавателя, его сущностные и профессиональные силы. В этой связи возникает необходимость обращения к личности и индивидуальности педагога, к анализу его профессиональных и индивидуальных качеств преподавателя как субъекта своей профессиональной деятельности. Именно субъект определяет требуемое «количество» активности для различных форм деятельности и «качество» этой активности, т. е. гарантирует меру активности соответственно масштабам решаемых задач (К.А. Абульханова-Славская). В таком случае преподаватель получает удовлетворение не только от хороших результатов своей работы, но и от самого педагогического процесса, приобретая новые способности урегулирования возникающих противоречий, новые способы соотнесения себя с учащимися и коллегами, убеждаясь в правильности своей позиции.

Таким образом, функционирование системы педагогических ценностей зависит от переплетения всех ее составляющих. Данная система служит основой и критерием приятия или неприятия (педагогом) новых или уже выработанных ценностей, «определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к вновь создаваемым произведениям человеческого духа, так и к ценностям, созданным в прошлой истории того или иного народа» (А.Г.Здравомыслов). Чем богаче мир личностных ценностей педагога, тем эффективнее и целенаправленнее идут отбор и приращение новых ценностей, их переход в мотивы поведения и профессиональной деятельности.

Система объективно существующих ценностей (целей, средств, отношений, качеств и знаний) порождает в сознании преподавателя индивидуальную систему ценностных ориентации. При этом важно, чтобы она существовала не только в сознании, но и в реальных профессионально-ориентированных действиях и поступках, выявляя себя в роли регулятора профессионально-педагогической деятельности.

Источник: 
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Материалы по теме
Сущность профессионально-педагогической культуры
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Культура педагогического общения
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Педагогическая культура
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Культура как контекст правовой социализации
Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор:...
Культура индустриального и постиндустриального общества
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Франко фламандская живопись XIV-XVII веков
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Педагогические способности
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Оставить комментарий