Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

Представляя собой постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, педагогическая культура не существует как нечто данное, материально зафиксированное; она функционирует, будучи включенной в процесс творчески активного освоения педагогической реальности личностью. Профессионально-педагогическая культура преподавателя школы объективно существует для всех преподавателей как возможность, а как действительность она возможна лишь для тех, кто способен творчески усвоить ценности и технологии педагогической деятельности в условиях школы, наполнив их личностным смыслом.

В современной культурологии многие исследователи рассматривают творчество как интегративный, системообразующий компонент культуры. В рамках данного пособия необходим анализ таких категорий, как «педагогическая культура», «личность педагога», «педагогическое творчество», «педагогическая деятельность».

Проблема взаимоотношения личности, культуры и творчества нашла свое отражение в трудах Н.А. Бердяева. Рассматривая глобальный вопрос взаимодействия цивилизации и культуры, Н. А. Бердяев считал, что цивилизация в известном смысле старее и первичнее культуры: цивилизация обозначает социально-коллективный процесс, а культура более индивидуальна, связана с личностью, с творческим актом человека.

«Творчество есть огонь, – писал философ, – культура же есть уже охлаждение огня. Творческий акт есть взлет, победа над тяжестью объективного мира, над детерминизмом, продукт творчества в культуре есть уже притяжение вниз, оседание. Творческий акт, творческий огонь находится в царстве субъективности, продукт же культуры находится в царстве объективного».
Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Мир философии: Ч. 2. – М., 1991.-С. 310.

Бердяев писал, что человеческое творчество, реализация собственного Я проявляются через культуру, в многообразных формах культуры и одна из этих форм – педагогическая культура.

В исследованиях Н.Н. Бабыкиной, Т.Н. Борисовой, Н.А. Бугаец, В. Д. Губина и др. раскрываются механизмы взаимодействия творчества личности и культуры через рассмотрение функций культуры, исследуются репродуктивный и творческий элементы в системе культуры и их соотношение. В частности, Т. Н. Борисова выделяет три уровня творчества: на первом уровнепреобладает репродуктивный элемент, это точка отсчета процесса творчества; включение субъекта творчества в социокультурный контекст; на втором уровне преобладает продуктивный элемент, процесс создания нового; на третьем уровне опять доминирует репродуктивный элемент как способ актуализации новизны, это использование и тиражирование нового. Названные уровни творчества могут быть положены в основу не только анализа соотношения личности и культуры, но и выделения этапов этого соотношения, когда период адаптации к педагогической культуре сменяется периодом активного вхождения в нее, а затем создания и последующего воспроизведения, но на более высоком уровне.

Теоретической основой построения системы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя школы могут служить выделенные нами этапы профессионального становления личности преподавателя как носителя педагогической культуры. Первый этап характеризуется накоплением исходного массива жизненно-практического и научного понимания педагогической реальности, в котором коренится педагогическое мышление, происходит движение соответствующих смыслов. В педагогической деятельности на этом этапе преобладает репродуктивный элемент, а в процессе становления преподавателя – ролевое начало. Второй этап характеризуется образованием рефлексивного пласта индивидуально-педагогического опыта, позволяющего выходить педагогическому мышлению за пределы имеющихся научных воззрений на педагогическую реальность, которые по своей сути имеют нерефлексивную природу. В педагогической деятельности преподавателя в этот период преобладает продуктивный (творческий) элемент, а в процессе становления преподавателя – творческое начало, проявляющееся в развитии потребности в творческой самореализации и способности ее удовлетворять.

Особое значение при этом приобретает личностный подход к анализу культуры и выявлению особенностей формирования личности в культуре. Только педагог, осознающий себя личностью, может увидеть личность и в своем воспитаннике, строя свое взаимодействие с ним как диалог, как обмен интеллектуальными, эмоциональными и социальными ценностями, развивая как личность и своего ученика, и самого себя. Важнейшей предпосылкой творческой деятельности является способность выделять свое Я-профессиональное из окружающей педагогической действительности, противопоставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и анализировать свои действия, слова и мысли.

Профессиональное самосознание, с одной стороны, обеспечивает устойчивость и интенсивность педагогического сознания и мышления, а с другой – способствует социальной детерминации творческой педагогической деятельности. Иначе говоря, самосознание обеспечивает внутреннюю устойчивость и преемственность осознания своих переживаний, состояний, эмоций и, таким образом, поддерживает стабильную работу интеллекта личности. Кроме того, субъект творчества сопоставляет свои цели, установки, средства с нормами своей социальной группы, общества в целом, нормами и ценностями, которые были освоены им и благодаря которым он стал творческой личностью. Так как индивидуальное самосознание предполагает саморегуляцию и самоконтроль, то оно выступает и условием сознательного развития творческих сил и способностей личности.

Самосознание преподавателя не только способствует формированию интегративного образа Я-профессиональное, но и построению некоторой теоретической модели, оказывающей влияние на решение индивидуальных профессиональных проблем, связанных с реализацией (преподавателем) своих творческих возможностей преподавателя. Используя разнообразные формы творческой деятельности, выступая в качестве ее необходимого условия, самосознание влияет на оптимальность, интенсивность, направленность и объективность самооценки творческой активности индивида, обеспечивая состояние внутренней устойчивости.

Творческий характер педагогической деятельности, обусловливая особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, приводит к сложному взаимодействию всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности преподавателя. Особое место в этом комплексе занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным*, обеспечивает преподавателю возможность активно преобразовывать педагогическую информацию, преодолевая временные параметры педагогической реальности.

Эффективность профессиональной деятельности преподавателя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способности использовать данную в педагогических ситуациях информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет преподавателю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания студенческой молодежи. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального самосовершенствования и развития личности будущего специалиста, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности преподавателя. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое понимание смысла педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности.

Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора, склонность к шутке и др. Данные качества раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности. Для личности такого типа характерна устойчивая направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющих ей достичь социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Творчество не может быть понято вне личностного контекста. Поэтому, обращаясь к проблеме педагогического творчества, мы обращаемся к специфике педагогической деятельности, своеобразию проявления индивидуально-творческих качеств личности педагога. Специфика педагогического творчества преподавателя состоит в том, что объектом и одновременно субъектом его профессиональной деятельности является личность учащегося. Все другие виды творческой деятельности уступают педагогическому творчеству по своей сложности и ответственности именно в силу того, что в педагогической работе происходит «творение» и «сотворение» личности специалиста.
Педагогическое творчество имеет ряд особенностей.

Во-первых, оно более «регламентировано» во времени и пространстве; этапы творческого процесса – возникновение педагогического замысла, его разработка и реализация и т.д. «жестко» связаны между собой во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому. Если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы паузы между различными этапами творческого акта, то в практической деятельности педагога они практически исключены. Преподаватель ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, аудиторным временем и др. В ходе учебного занятия возникают предполагаемые и непредвиденные проблемы, требующие квалифицированного решения. Качество решения этих проблем, выбор наилучшего варианта решения обусловлены указанной особенностью, психологической спецификой решения именно педагогических задач.

Во-вторых, результаты творческих поисков педагога отсрочены. В материальной сфере деятельности результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью. А результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения будущих специалистов и оцениваются весьма частично и относительно. Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности преподавателя позволяют на основе частичных результатов предвидеть и прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности.

В-третьих, сотворчество преподавателя с учащимися и коллегами, основанное на единстве цели профессиональной деятельности, атмосфера творческого поиска в педагогическом и школьном коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Преподаватель – ученый, педагог, специалист в определенной области знаний – в ходе учебно-воспитательной работы, производственной практики демонстрирует своим ученикам творческое отношение к профессиональной деятельности.

В-четвертых, проявления творческого педагогического потенциала преподавателя зависят от методического, технического оснащения учебно-воспитательного процесса. Стандартное и нестандартное учебно-исследовательское оборудование, техническое обеспечение, методическая подготовленность преподавателя и психологическая готовность учеников к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества.

В-пятых, умение преподавателя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение учащихся. Способность педагога организовать общение с учениками как творческий процесс не подавляет их инициативы и изобретательности, создает условия для полного творческого выражения и самореализации учащихся. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности. Реакция аудитории может стимулировать преподавателей к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск.

Названные особенности педагогического творчества позволяют лучше понять обусловленность сочетания установленного и творческого компонентов в педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность становится творческой в тех случаях, когда установленные формы и методы не дают желаемых результатов. Усвоенные педагогом алгоритмы, приемы, способы, нормы педагогической деятельности включаются в огромное множество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует постоянного «упреждения», внесения изменений, коррекции и регулирования, развивая у преподавателя инновационный стиль педагогического мышления.

Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству. Такие возможности заложены прежде всего в той части педагогической деятельности, которая составляет ее нормативную основу: знание закономерностей целостного педагогического процесса, осознание целей и задач совместной деятельности, готовность и способность к самоизучению и самосовершенствованию и др.

Овладение педагогическими ценностями и технологиями решения педагогических задач – творческий процесс. Как было показано ранее, педагогические задачи независимо от их отнесенности к той или иной группе могут решаться и на алгоритмическом и на творческом уровнях. В том случае, когда педагогические задачи решаются на творческом уровне, это происходит поэтапно:

  1. возникновение педагогического замысла; 
  2. разработка замысла; 
  3. воплощение педагогического замысла в деятельность;
  4. анализ и оценка результатов такого творчества.

Наибольшее значение приобретает такое решение аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических и коррекционно-регулирующих задач, которое производится путем самостоятельного поиска его. Педагог включается в творческое решение задач тогда, когда у него появляется стремление к подобному поиску, когда он овладевает эффективной системой педагогических знаний.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная культурно-творческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия. Одним из таких условий, не получившим пока научного обоснования, можно считать влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического контекста, в котором творит, созидает педагог в определенном промежутке времени. Без признания и осмысления этого обстоятельства невозможно понять действительную природу, источники и средства реализации педагогического творчества.

К другим объективным условиям относятся: положительный эмоционально-психологический климат в коллективе; уровень развития научного знания в психолого-педагогической и специальной сферах; наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок; материально-техническая оснащенность педагогического процесса; наличие общественно-необходимого времени. Субъективные условия развития педагогического творчества составляют: знания основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса; высокий уровень общей культуры преподавателя; владение современными концепциями подготовки специалиста с высшим образованием; знание типичных ситуаций и умение принимать решения в таких ситуациях; стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умения принимать оперативные решения в нестандартных ситуациях; проблемное видение, владение педагогическими технологиями.

Преподаватель вступает во взаимодействие с педагогической культурой, как минимум, в трех ситуациях: во-первых, когда он усваивает культуру педагогической деятельности, выступая объектом социально-педагогического воздействия; во-вторых, когда он живет и действует в определенной культурно-педагогической среде; в-третьих, когда он создает и развивает профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества.

Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации преподавателя школы. Самореализация выступает сферой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Проблема педагогического творчества имеет прямой выход на проблему самореализации личности преподавателя. В силу этого педагогическое творчество может быть раскрыто как процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

Современная ситуация, складывающаяся в жизни школы, стимулирует преподавателя к переходу от адаптивной формы активности, ориентированной в настоящее, к креативной – ориентированной в будущее. Профессиональная самореализация личности преподавателя – это всегда совокупность того, что реализовано на сегодняшний день, и того, что содержится как некоторая возможность последующего развития. При этом можно выделить две модели личностной самореализации преподавателя: модель прогрессивной самореализации и модель регрессивной самореализации. Прогрессивная самореализация – это процесс, когда сама личность созидает себя в самых разных сферах: нравственной, эстетической, правовой и др.; это непрерывное развитие личности преподавателя школы путем самоотрицания и самоопределения в процессе и результатах профессионально-педагогической деятельности на основе прогрессивных культурно-исторических идеалов.

Регрессивная самореализация не предполагает ориентации преподавателя на решение сложных задач в планах созидания и самосозидания. Для личностной самореализации преподавателя в рамках «регрессивной» модели характерен уход в узкие сферы самореализации. Психологическое состояние преподавателей при этом определяется как «самодовольство» с присущей ему успокоенностью, падением личностного напряжения, иллюзией неисчерпаемости прошлого опыта, обеспеченного прошлым успехом. В конечном итоге видимость сохранения прежнего уровня дидактической, нравственной и других видов культуры не позволяет осуществлять полную самореализацию. Неполнота самовыражения в процессе профессиональной деятельности порождает неудовлетворенность ею, а это ведет к неудачам в работе специалиста.

Способность к постоянному профессионально-личностному совершенствованию через максимально возможную реализацию своих творческих сил является одним из важнейших критериев личности преподавателя как профессионала. Самосовершенствование обеспечивает постоянное личностно-творческое обогащение педагогическими ценностями, новыми технологиями педагогической деятельности. Формирование инновационного индивидуального стиля педагогической деятельности, готовности к систематизации, обобщению своего собственного опыта, а также опыта своих коллег становится непременной характеристикой творческой деятельности преподавателя школы.

* Дивергентный (от лат. divergentia – расхождение) – разнонаправленный, подвижный, изменчивый. – Примеч. ред.

Источник: 
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Материалы по теме
Педагогическая культура
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Сущность профессионально-педагогической культуры
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Культура педагогического общения
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Педагогические ценности в структуре профессионально-педагогической культуры
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Коммуникативная культура
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Формирование основ нравственной культуры личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Роль и значение психолого-педагогической компетентности
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Осмысление культуры в эпоху Просвещения
Монина Н.П., Культурология
Оставить комментарий