А. Регрессия как основа для сублимации. - То обстоятельство, что между регрессией и сублимацией существуют опосредованные связи, не ускользнуло от внимания психоаналитиков. На это, кроме Фрейда, обратил внимание также Салливен. Он указал на то, что когда человек оказывается в конфликтной ситуации (например, страстно стремится к овладению определенным объектом, обладание которым считается в обществе делом позорным), то часто регрессирует к ранним этапам своего психического развития. Так бывает, например, когда конфликт возникает из-за запретных желаний. Многие из подобных конфликтов имеют межличностный характер.
Салливен предположил, что неудовлетворительные межличностные отношения получают сублиматорные формулировки (sublimatory reformulations).
Б. Гипотеза: сама регрессия может сублимироваться. - Мы полагаем, что идея о существовании взаимосвязи между сублимацией и регрессией позволяет, используя указания Салливена, превратить в полезную гипотезу. Особенно важной нам представляется мысль о том, что межличностные отношения и, в частности, конфликты путем регрессии получают новые, сублиматорные формулировки.
На основе этих идей можно выдвинуть следующую гипотезу: одной из психологических предпосылок сублимации является регрессия. Это означает, что процесс психической защиты в виде регрессии не завершается возвращением к прежним фиксациям или созданием новых фиксаций: следующим шагом является сублимация этих фиксаций. (Кстати, здесь возникает важный вопрос: а что именно сублимируется? Сублимируются ли те конфликтные отношения, которые вызывают активизацию регрессивных процессов, или же сублимируются итоги процесса регрессии?
Возвращаясь к идеям Салливена мы должны сказать, что идею о сублиматорных формулировках социально-психологических проблем он иллюстрирует на примерах, одним из которых является следующий: женщина имеет фантазии о проституции (поскольку ее муж импотентен), которые выражаются в сублимированной форме. А именно: она развивает бурную филантропическую деятельность, беря на себя роль добродетельницы для обитателей борделей. Этим путем потребность в сексуальных связях с другими мужчинами получает частичное удовлетворение в социально санкционированной форме.
Принципом сублимации Салливен считал следующий: мотив, вовлеченный в конфликт, комбинируется с социально-культурно детерминированной техникой жизни; последняя маскирует его конфликтопорождающий характер и обычно предусматривает некоторое представление для второго из вовлеченных в конфликт мотивов. Избранная таким образом карьера часто осуществляется с большой энергией, поскольку она комбинирует замаскированное удовлетворение с достижением личной безопасности. Когда сублиматорные переформулировки работают, то работают они прекрасно, заметил Салливен.
Но такой сублимирующий человек становится невнимательным к интересам и занятиям других людей, нереалистичным. Такова цена сублимации. Хотя сублимация помогает освобождению от суровых конфликтов, однако не приводит к улучшению общения с другими. Но в ограниченных сферах общения сублимация повышает престиж личности. Однако она создает барьеры на пути к установлению простых интимных отношений и создания такой ситуации, которая удовлетворяет потребность человека в общении.
Сублимация предоставляет в распоряжение человека новые порции психической энергии.
В. Сублимация, регрессия и взаимосвязь защитных механизмов. - В последней суре поэмы Ав. Исаакяна «Абу ал-ала аль Маари» поэт в порыве воодушевления сравнивает свободу с материнским лоном. Желание взрослого человека возвращаться в лоно матери является типичной психической регрессией, пробуждением детских желаний. Но в поэме эта регрессия представлена в сублимированной форме. Если бы она была изложена в прямой и наивной форме, то оставила бы впечатление комического.
Отсюда можно вывести следующую важную гипотезу: сублимироваться могут также такие регрессии человека, как тоска по матери и по родине (ностальгия) и воспоминания, те фиксированные впечатления, которые приобретены индивидом в годы раннего детства и являются нормальными фиксациями.
Эта идея интересна не только потому, что раскрывает новые механизмы сублимации, но и в том отношении, что расширяет теорию сублимации. Фрейд считал, что сублимироваться может почти исключительно сексуальное влечение (либидо). Неофрейдисты предложили идею о том, что человек нередко сублимирует также агрессивное влечение. Мы же добавляем сюда следующую новую и, на наш взгляд важную идею: очень часто сублимируются также наши регрессивные тенденции, их фиксированные содержания.
Эта идея является перспективной для психологии личности и по той причине, что позволяет еще больше конкретизировать и углублять предложенное ранее автором настоящих строк положение о возможности взаимных трансформаций защитных механизмов. Как агрессия, так и регрессия, могут предоставлять психологический материал для сублимации, что позволяет выдвинуть предположение, что должны существовать взаимные переходы также между этими двумя механизмами - регрессией и агрессией. Эта идея конкретизирует системный подход к защитным механизмам.
Эти идеи представлены на приводимой ниже схеме. Здесь обратное превращение сублимированных содержаний в агрессию и регрессию представлено только в качестве наглядной гипотезы (предвидения).
Поскольку названные выше механизмы связаны с другими защитными механизмами, а все защитные механизмы - с познавательными и эмоциональными процессами (например - сублимация с воображением), то есть возможность для постепенного расширения этой схемы и наглядного представления закономерностей взаимных связей и переходов многочисленных элементов структуры личности.