Фиксация и регрессия

А. О природе фиксации (концепция Н. Майера). - Нельзя дать полную характеристику регрессии, совсем ничего не говоря о т. н. фиксации.

Возврат от зрелых форм психической активности и структуры личности к ранним и незрелым формам в первую очередь происходит в конфликтной ситуации, которую невозможно одолеть. Человек, находясь в конфликтной ситуации, путем регрессии ищет безопасности и психологического комфорта. Такой комфорт в прежние времена обеспечили ему ранние успешные формы приспособления, которые, именно благодаря своей адаптивности, закрепились и сохранились в психике. Эти ранние успешные формы поведения Фрейд назвал пунктами фиксации. Поскольку развитие личности никогда не является завершенным, наше Я предоставляет определенную возможность этим фиксациям участвовать в актуальной психической активности взрослого человека.

Идею о существовании фиксации попытался расширить Н. Майер, который выдвинул гипотезу «фрустрации - фиксации». Свою концепцию в окончательном виде Майер опубликовал в 1949 году, хотя основная исследовательская работа была им выполнена в 30-е годы XX века.

Майер считал фиксацию одной из «проблем реальной жизни» и взял за основу ее повседневное понимание. Его концепцию считают противоречивой и содержащей много необоснованных утверждений об эффектах фрустрации. Он считал, что те формы поведения, которые появляются у животных и у человека, не могут быть истолкованы в понятиях поведенческой (Бихевиористской) теории научения и мотивации: он считал основным свойством этого поведения «фиксированность». Поскольку, как предполагал Майер, послефрустрационное поведение не подчиняется законам научения и мотивации, оно не может быть изменено с помощью терапевтического применения этих факторов. Фиксированное поведение, согласно Майеру, является самоцелью (is an end in itself) и полностью отличается от обычного поведения по решению задачи. (Считается, что эти крайние взгляды у Майера появились по той причине, что все свои эксперименты он проводил на животных - крысах, с помощью известной аппаратуры Лешли). Майер считал фрустрирующей такую ситуацию, в которой невозможно адаптивное, целенаправленное поведение, но в которой субъект должен продолжать отвечать на раздражители.

Б. Фиксация и регрессия. - Когда возникают новые проблемные ситуации, от человека требуется действовать с помощью новых методов и средств. При этом многие переживают чувство тревоги и ожидания угрожающих событий. Поэтому многие не желают обучиться новым способам активности; при этом у них одновременно наблюдается еще большее усиление старых навыков, привычек, форм поведения. (Здесь можно применить отрицательный вариант закона сопряженного изменения психических явлений). Этим путем фиксации еще больше усиливаются.

В ситуации фрустрации между регрессией и фиксациями устанавливаются связи. Чем сильнее Я фиксировано в определенном пункте своего прошлого, тем с большей легкостью в конфликтной ситуации он возвращается, регрессирует к этой точке. (Отметим, что у разных людей имеются собственные устойчивые формы и пункты фиксации и регрессии, знание которых имеет диагностическое значение). В таких случаях регрессия есть не что иное, как возврат личности к прежним успешным формам приспособления. В этих прошлых ситуациях личность находит исполнение желаний, спокойствие и источник силы (Erfullung, Halt und Starkung).

Однако психоаналитики очень верно заметили, что не все то, что лежит за нашими плечами, является переработанным, пережитым и завершенным. У каждого из нас сохраняется немало нерешенных травмирующих конфликтов, спешно покинутых нами в прошлом. Оказываясь в новых конфликтных ситуациях, мы нередко возвращаемся к аналогичным по тематике конфликтам и ситуациям прошлого. Такая регрессия может вначале дать о себе знать в «травмирующих сновидениях», после чего - ассоциироваться с переживаниями бодрствующей жизни. Это приводит к повторному переживанию старых, но все еще не преодоленных конфликтов.

В том случае, когда мы регрессируем к адаптивным фиксациям, мы находим безопасность и психический комфорт. Когда же мы регрессируем к своим нерешенным конфликтам, то у нас вновь возобновляются фрустрация и сопровождающие ее неприятные переживания. В этом случае от нас требуется предпринимать попытки решения не только новых, но и старых конфликтов.

В целом структуру личности можно представить себе как состоящую из многих черт и комплексов, некоторые из которых могут быть изменены, в то время как попытка изменить остальные встречают сильное сопротивление. При наличии такого сопротивления мы можем быть уверены, что столкнулись с фиксированными чертами и блоками личности.

Знание о существовании фиксаций помогает понять, почему даже у зрелых людей встречаются некоторые парадоксальные для их возраста детские и юношеские черты, незрелые аспекты личности. Эти черты и комплексы были зафиксированы в качестве средств защиты против тех угроз, которые были направлены на «Я» и на его Я-концепцию, на самосознание в целом. Эти угрозы возникли бы, если бы человек отказался от определенных своих черт и попытался развивать новые.

Есть фиксации, которые тесно связаны с остальной структурой личности. Для того, чтобы сохранить эту структуру, личность должна сохранить и эту фиксацию. Так, С. Журар приводит пример мужчины, который казался во всех отношениях зрелым, но к женщинам относился так, как в детстве относился к своей матери: искал их покровительства и защиты, ожидая от них материнского отношения и т. п. Попытки изменить эту черту вызвали у него тревогу и сопротивление. Дело в том, что эта черта ему нужна для защиты всей структуры своей личности и самосознания.

К некоторым другим аспектам взаимосвязи регрессии с фиксациями мы касаемся в третьей главе настоящей книги.

Уточнения Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу в целом принимает психоаналитическую концепцию регрессии, но подчеркивает тот важный аспект, который касается психического роста и зрелости личности. Поэтому его суждения представляют определенный интерес. Этот психолог отметил, что к фиксациям и регрессиям приводят стремление к безопасности и комфорту, избегание боли и страданий, страх, угрозы и потери. Для того, чтобы успешно развиваться, личность должна иметь смелость. Маслоу исходит из того представления. что каждое человеческое существо имеет две системы сил. Первая система ведет к безопасности и защите от страха; эта система создает у личности регрессивную тенденцию, зависимость от прошлого, боязнь перед продвижением вперед, рисковать тем, что уже приобретено, страх перед независимостью, свободой и относительной изолированностью от других людей.

Вторая система сил толкает человека вперед, к целостности и уникальности «Я», к полнокровному функционированию всех его способностей, к формированию доверия к внешнему миру.

Первую группу сил Маслоу называет также защитными силами, а вторую - тенденциями роста. Он считает, что конфликт между этими двумя группами сил является экзистенциальным, заложенным в глубочайшей природе человека. Схематически он следующим образом описывает влияние на личность этих двух групп сил:

Безопасность  < Личность >  Рост

Эта схема позволяет Маслоу следующим образом классифицировать механизмы роста:

  1. усиление вектора роста, т. е. превращение его в нечто более привлекательное и источник удовольствия;
  2. минимизация страха перед ростом;
  3. минимизация «сил безопасности» и их привлекательности;
  4. максимизация страха перед безопасностью, защитными тенденциями, патологией и регрессией.

Таким образом, сильную защитную тенденцию, особенно регрессию, Маслоу считает врагом психического роста личности.

Свою точку зрения Маслоу иллюстрирует, например, на таком традиционном примере, как развитие ребенка. Говоря о том, как ребенок, отходя от матери, начинает исследовать окружающее пространство, Маслоу замечает: если ребенок знает, что находится под защитой матери, он может регрессировать. Это выражается в том, что он, опасаясь чего-то, возвращается к матери не шагами, а ползком. На основе подобных фактов Маслоу приходит к определенным обобщениям. Безопасность создает условия для проявления высших потребностей и импульсов, которые ведут личность к росту и мастерству. Но если человек чувствует себя в опасности, то у него возникает регрессия к более фундаментальным основам бытия. Поэтому когда приходится делать выбор между безопасностью и ростом, обычно побеждает стремление к безопасности.

Потребность в безопасности часто берет верх над побуждением к росту. Вообще только тот ребенок развивается и становится здоровой и зрелой личностью, который чувствует себя в безопасности. Потребность ребенка в безопасности должна быть удовлетворена в первую очередь. Чем полнее удовлетворяется потребность ребенка в безопасности, тем меньшую значимость она будет иметь для ребенка, и тем менее ребенок окажется во власти этой потребности. Он будет стремиться вперед - к зрелости и творчеству.

Ключевые слова: Регрессия
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Общая характеристика психической регрессии
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Фрустрация и регрессия
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Регрессия и психическое развитие
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Когнитивная регрессия
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Регрессия и вытеснение, рационализация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Регрессия в творческом процессе
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Сублимация и регрессия
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий