Когнитивная регрессия

А. Общее представление. - В первой главе настоящей книги мы уже видели, что одним из главных аспектов психической регрессии является регрессия познавательных процессов. Назовем данный аспект общим названием когнитивная регрессия. Она, в свою очередь, имеет свои аспекты и частные проявления. Вкратце рассмотрим основные из них Отметим, что связь регрессии с процессами памяти нами уже рассмотрена и здесь она будет обсуждаться лишь очень кратко.

Когнитивная регрессия состоит в том, что познавательные процессы личности от уже достигнутых высоких форм возвращаются к более ранним формам и видам, к ранним этапам возрастного развития.

Для подробного рассмотрения различных форм когнитивной регрессии следует иметь модель этапов когнитивного развития личности. Опираясь на труды Ж. Пиаже и других психологов М. Горовиц выделил следующие этапы когнитивного развития ребенка вплоть до взрослого состояния (он называет описываемые ниже этапы также системами представления информации):

  1. этап реактивной мысли (enactive thought), на котором наблюдаются жесты, мимические движения и другие действия, выражающие мысли и переживания;
  2. образное мышление;
  3. речевое (вербальное) мышление (lexical thought).

Исходя из этого представления, М. Горовиц выделяет и описывает следующие типы когнитивной регрессии:

  1. возврат от более поздно приобретенных способностей представления информации к более ранним формам (например, возврат от слов к образам и реактивным действиям); 
  2. в пределах одной системы (этапа, фазы) к более ранним содержаниям; например, регрессия от характерного в настоящее время образа тела к более ранним и примитивным образам собственного тела;
  3. возврат в пределах одной системы к более ранним формам контроля (например, к более низким уровням торможения).

Примером может служить возврат в пределах системы образного представления информации и мыслей к галлюцинациям.

Регрессия контроля имеет, согласно Горовицу, свои собственные варианты, а именно:

  • регрессия к уровню неразличения (недифференцированности) реальности и фантазии;
  • регрессия к уровню немедленной разрядки в отличие от способности к откладыванию исполнения желания;
  • регрессия к такой организации памяти и мышления, которые соответствуют собственному влечению, а не приверженности к реальности;
  • егрессия от активной организации и модификации восприятий до уровня пассивной, неорганизованной, немодулированной рецептивности.

4) Возврат в пределах одной системы к ранним формам организации, например, сдвиг (переход) от сложной системы правил ассоциаций к простым правилам ассоциативных связей. Например, в некоторых патологических состояниях индивиды ассоциируют слова не в соответствии с их концептуальными значениями и грамматическими правилами, а по звучанию и ритму. (О последней разновидности регрессии, порождающей эхолалии, немало ценного материала можно найти в трудах российских психологов).

В последующих разделах настоящего параграфа мы рассмотрим некоторые разновидности когнитивной регрессии.

Б. Образная (перцептивная) или топографическая регрессия. - Эта форма регрессии встречается как в бодрствующем состоянии, так и в сновидениях спящего человека.

Как мы видели выше, еще З. Фрейд описал явление «топической» или «топографической» регрессии, т. е. превращения словесного мышления в образное мышление. Этот процесс - один из основных в порождении сновидений.

Однако если топографическая или перцептивная регрессия углубляется, тогда появляются галлюцинации также в бодрствующем состоянии. В таких случаях сенсорные органы восприятия возбуждаются изнутри и мысли превращаются в яркие «восприятия». В результате такой перцептивной регрессии фантазии начинают представляться человеку более реальными, чем объективная реальность, которая, в свою очередь, становится более похожим ан фантазию. Индивид уже не способен проводить четкое различие между ними. С помощью галлюцинаций реальность магически видоизменяется, несуществующее представляется существующим, и наоборот.

Мы полагаем, что именно в таких случаях галлюцинации начинают играть роль механизмов патологической адаптации личности. Предстоит более доскональное исследование разновидностей и адаптивно-дезадаптивных функций перцептивной регрессии ан основе анализа сновидений, грез и галлюцинаций.

В. Регрессия в пределах образного мышления. - Умение ребенка создавать рисунки проходит довольно длительный путь развития. Во многих рисунках простые и сложные способы изображения сочетаются.

Эти вопросы подробно обсуждает Р. Арнхейм, который писал: «Кроме того, достигая более высоких стадий, ребенок сохраняет особенности ранних: сталкиваясь с трудностями, он может регрессировать до примитивного решения».

Отсюда логично перейти к вопросу о связи перцептивной регрессии с творческим процессом.

Г. Перцептивная регрессия и творчество. - Давно замечено как психологами, так и другими наблюдательными людьми, что иногда в сферу сознания протекают мысли и образы, от которых человек долго не может освободиться. Эти персеверативные образы представляет значительный интерес для психологии личности, творчества и психопатологии.

Для психологии творчества представляют интерес те случаи, когда внезапно в сферу сознания проникают образы, имеющих отношение к тем задачам, которые человек раньше не смог решить, т. е. способствуют достижению творческих результатов.

Несколько интересных фактов собрал Б. Левин. Он рассказывает об известном случае химика Кекуле, который сообщил о том, как открыл структуру бензола. Этот случай нами рассмотрен в предыдущих книгах.

Представляет интерес случай, имевший место в жизни математика Уильяма Лимбертона. который две недели подряд безуспешно работал над одной проблемой, но затем бросил ее и решил больше о ней не думать. Примерно через неделю, просыпаясь утром, он обнаружил в своем сознании образ, который позволил ему самым необычным путем решить ту задачу, от решения которой он почти что отказался. Решение было скорее геометрическим, чем алгебраическим. и было проецировано в виде образа ан доску, находящейся на некотором расстоянии от него. (Ясно, что результат был получен благодаря подсознательной работе, протекавшей после прекращения сознательного анализа, причем решающий этап его был осуществлен в ту ночь, после которой он проснулся.

Такие результаты часто получаются и в самих сновидениях, в зрительных формах.

Если считать процесс превращения вербализованных мыслей в образные выражения разновидностью регрессии. то следует сказать, что подобные творческие результаты являются следствием психической регрессии. Причем здесь важна проблема мотивации этой разновидности регрессии. Высказана точка зрения, согласно которой такие регрессивные творческие процессы служат удовлетворению тенденций «Я».

Регрессия мышления и проблема ее психо-логики

Одной из особенностей мышления детей младшего дошкольного возраста является нечувствительность к противоречиям, тесно связанная с эгоцентризмом. Эта нечувствительность выражается, в частности, в феномене несогласованности объекта и содержания. Этот феномен был обнаружен и описан Ж. Пиаже.

Оказалось, что в условиях дефицита времени (этого своеобразного стресса) такое же явление наблюдается и у взрослых. Взрослым - студентам и научным работникам - предлагается набор рисунков ан картинках: 2 камня, 3 ведра, 7 собак и 2 лошади, после чего задается вопрос: чего здесь больше: живых существ или физических тел? Ответ был такой: «Живых существ больше». Такой ответ показывает, что взрослые, как и дети, не чувствовали наличие противоречия в вопросе. Они не учли, что живые существа - тоже физические тела.

Такой недостаток мышления в стрессовой ситуации можно оценить как частичную возрастную регрессию мышления к уровню детского эгоцентризма. Вполне возможно, что он связан с более широкой личностной регрессией, например, в виде усиления эгоцентрической мотивации поведения в целом.

Возникает проблема: какова психо-логика регрессивного мышления? Можно предложить следующие идеи:

  1. в процессе психического развития у личности формируются и сменяют друг друга различные уровни психо-логики;
  2. регрессия мышления означает переход от более высокого психо-логического уровня на более низки ее уровень;
  3. сохранение у взрослых в нормальных (нефрустрирующих, свободных от стресса) условиях таких операций и свойств, как трансдукция, нечувствительность к противоречиям, эгоцентризм, синкретизм и образность означают психическую незрелость мышления;
  4. эти незрелые свойства появляются также в сновидениях, в которых регрессия - обычное явление. Это, конечно, надо специально исследовать.
Ключевые слова: Регрессия, Когнитивность
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Когнитивные теории развития
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Фиксация и регрессия
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Когнитивный подход А. Бека
Литвак М.Е., Профессия психолог
Регрессия и психическое развитие
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Когнитивная терапия А. Бека
Соловьева С.Л., Психотерапия
Регрессия и вытеснение, рационализация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Объекты когнитивной модификации
Соловьева С.Л., Психотерапия
Регрессия в творческом процессе
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий