Исходные посылки когнитивной психологии

Позиция авторов когнитивной психологии заключается в следующем. Д. Брунер. Любой поступок человека включает само действие, мысли и чувства (в отличие от бихевиористского подхода), что и обусловливает различные ведущие формы отображения реальной действительности в различные возрастные периоды человека:

  • сенсомоторное (раннее детство);
  • иконическое, или образное (детство);
  • символическое, или понятийное (подростковый возраст).

Ж. Пиаже. Когнитивное (интеллектуальное) развитие происходит в постоянном поиске равновесия между приобретенным знанием и тем, которое еще предстоит усвоить.

А. Бек. Мысли человека предопределяют чувства и действия, мысли о потере соответствует печаль, нарушению значимых для человека ценностей -гнев и т. д. Если эти мысли непроизвольны и бессознательны, они составляют суть феномена «автоматические мысли».

Д. Келли. Каждый человек ориентирован на восприятие, понимание, контроль сферы своих текущих переживаний и предсказание будущих событий в своей жизни. Сущность этих процессов заключена в особых психических образованиях - личностных конструктах. Конструкт - это характерный для данного человека индивидуальный способ восприятия реального мира по шкале «схожесть - контраст» (белый - черный, красивый - уродливый, добрьш - жестокий, свой - чужой и т.п.).

Конструкты образуют систему со своей внутренней иерархией (одни из них ведущие, другие - ведомые, хотя эти роли не являются постоянными). В системе каждый конструкт имеет определенные функциональные «обязанности»:

  • всесторонние (универсальные, «широкопанорамные») конструкты используются для восприятия масштабных явлений окружающего мира;
  • частные - для восприятия отдельных сторон явлений- 
  • основные - для отражения ведущей деятельности индивида;
  • периферические (мелкие) помогают воспринимать как бы оттенки окружающего мира.

Основное назначение конструктов - создание непротиворичивой картины воспринимаемого реального мира. Это позволяет рассматривать систему конструктов как саму воспринимающую личность, которой они принадлежат. Действительно:

  • конструкт, который правильно отражает среду, сохраняется и продолжает действовать, а тот, который ее искажает, разрушается; 
  • взгляды людей различаются потому, что различны их системы конструктов (и наоборот);
  • конструкты позволяют прогнозировать развитие событии жизни и тем самым влияют на поведение человека; 
  • знание системы конструктов данного человека равносильно знанию его личности;
  • Успешное взаимодействие людей возможно исключительно при схожести систем их конструктов.

Практический инструментарий когнитивной психолотерапии, также базируется на понятии конструктов, именно конструктами обусловлены различные эмоциональные состояния человека. Например

  • состояние неуверенности, тревоги появляется у человека когда ему становится ясно, что его конструкты потеряли возможность предвидеть предстоящие ситуации;
  • состояние агрессивности, враждебности возникает, когда человек вместо пересмотра конструкта как нереалистичного исскуственно пытается возвести его в ранг удобного;
  • перестройка своих конструктов — задача сложная, поэтому человеку свойственно подгонять характеристики среды (в том числе и других людей) под свои конструкты, проявляя тем самым состояние предубеждения;
  • состояние депрессии человека связано с резким сокращением функций его коиструктной системы (с сокращением перцептивного поля).

Главные задачи когнитивной психотерапии состоят в:

  • изменении системы конструктов индивида в сторону улучшения ее прогностических качеств и соответствия реальностям окружающего мира;
  • обновлении системы конструктов, что эквивалентно обновлению самой личности.

Эти и другие положения заложены в технологию когнитивных психотерапевтических процедур.

Современная когнитивная психология тяготеет к аналогиям компьютерно-информационных технологий. Так, из ее положений вытекает, что:

  • когнитивные процессы человека аналогичны программам ЭВМ;
  • поведение человека можно объяснить, лишь учитывая то, как он воспринимает и перерабатывает информацию, принимает решения в той или иной ситуации;
  • когнитивный процесс не завершается поведенческой реакцией (как это наблюдается у бихевиористов), а продолжается в виде самоанализа своего поведения и корректировки его с учетом предстоящих событий, т.е. представляет собой замкнутую систему, или систему с обратной связью;
  • человек отчасти от рождения, отчасти благодаря опыту имеет индивидуальную «схему», или своеобразный план сбора и переработки информации.
Ключевые слова: Когнитивность, Пиаже
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Материалы по теме
Теория развития интеллекта Пиаже
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Объекты когнитивной модификации
Соловьева С.Л., Психотерапия
Исследование феноменов Ж. Пиаже
Хозиев В.Б., Практикум общей психологии. Фрагмент
Когнитивно-поведенческая психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Когнитивные стили
...
Теории когнитивного соответствия
Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия
Когнитивный подход
...
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Абдурахманов Р.А., История психологии
Оставить комментарий