Исходные посылки когнитивной психологии

Позиция авторов когнитивной психологии заключается в следующем. Д. Брунер. Любой поступок человека включает само действие, мысли и чувства (в отличие от бихевиористского подхода), что и обусловливает различные ведущие формы отображения реальной действительности в различные возрастные периоды человека:

  • сенсомоторное (раннее детство);
  • иконическое, или образное (детство);
  • символическое, или понятийное (подростковый возраст).

Ж. Пиаже. Когнитивное (интеллектуальное) развитие происходит в постоянном поиске равновесия между приобретенным знанием и тем, которое еще предстоит усвоить.

А. Бек. Мысли человека предопределяют чувства и действия, мысли о потере соответствует печаль, нарушению значимых для человека ценностей -гнев и т. д. Если эти мысли непроизвольны и бессознательны, они составляют суть феномена «автоматические мысли».

Д. Келли. Каждый человек ориентирован на восприятие, понимание, контроль сферы своих текущих переживаний и предсказание будущих событий в своей жизни. Сущность этих процессов заключена в особых психических образованиях - личностных конструктах. Конструкт - это характерный для данного человека индивидуальный способ восприятия реального мира по шкале «схожесть - контраст» (белый - черный, красивый - уродливый, добрьш - жестокий, свой - чужой и т.п.).

Конструкты образуют систему со своей внутренней иерархией (одни из них ведущие, другие - ведомые, хотя эти роли не являются постоянными). В системе каждый конструкт имеет определенные функциональные «обязанности»:

  • всесторонние (универсальные, «широкопанорамные») конструкты используются для восприятия масштабных явлений окружающего мира;
  • частные - для восприятия отдельных сторон явлений- 
  • основные - для отражения ведущей деятельности индивида;
  • периферические (мелкие) помогают воспринимать как бы оттенки окружающего мира.

Основное назначение конструктов - создание непротиворичивой картины воспринимаемого реального мира. Это позволяет рассматривать систему конструктов как саму воспринимающую личность, которой они принадлежат. Действительно:

  • конструкт, который правильно отражает среду, сохраняется и продолжает действовать, а тот, который ее искажает, разрушается; 
  • взгляды людей различаются потому, что различны их системы конструктов (и наоборот);
  • конструкты позволяют прогнозировать развитие событии жизни и тем самым влияют на поведение человека; 
  • знание системы конструктов данного человека равносильно знанию его личности;
  • Успешное взаимодействие людей возможно исключительно при схожести систем их конструктов.

Практический инструментарий когнитивной психолотерапии, также базируется на понятии конструктов, именно конструктами обусловлены различные эмоциональные состояния человека. Например

  • состояние неуверенности, тревоги появляется у человека когда ему становится ясно, что его конструкты потеряли возможность предвидеть предстоящие ситуации;
  • состояние агрессивности, враждебности возникает, когда человек вместо пересмотра конструкта как нереалистичного исскуственно пытается возвести его в ранг удобного;
  • перестройка своих конструктов — задача сложная, поэтому человеку свойственно подгонять характеристики среды (в том числе и других людей) под свои конструкты, проявляя тем самым состояние предубеждения;
  • состояние депрессии человека связано с резким сокращением функций его коиструктной системы (с сокращением перцептивного поля).

Главные задачи когнитивной психотерапии состоят в:

  • изменении системы конструктов индивида в сторону улучшения ее прогностических качеств и соответствия реальностям окружающего мира;
  • обновлении системы конструктов, что эквивалентно обновлению самой личности.

Эти и другие положения заложены в технологию когнитивных психотерапевтических процедур.

Современная когнитивная психология тяготеет к аналогиям компьютерно-информационных технологий. Так, из ее положений вытекает, что:

  • когнитивные процессы человека аналогичны программам ЭВМ;
  • поведение человека можно объяснить, лишь учитывая то, как он воспринимает и перерабатывает информацию, принимает решения в той или иной ситуации;
  • когнитивный процесс не завершается поведенческой реакцией (как это наблюдается у бихевиористов), а продолжается в виде самоанализа своего поведения и корректировки его с учетом предстоящих событий, т.е. представляет собой замкнутую систему, или систему с обратной связью;
  • человек отчасти от рождения, отчасти благодаря опыту имеет индивидуальную «схему», или своеобразный план сбора и переработки информации.
Ключевые слова: Когнитивность, Пиаже
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Материалы по теме
Генетическая психология Жана Пиаже
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Когнитивная терапия А. Бека
Соловьева С.Л., Психотерапия
Теория развития интеллекта Пиаже
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Объекты когнитивной модификации
Соловьева С.Л., Психотерапия
Исследование феноменов Ж. Пиаже
Хозиев В.Б., Практикум общей психологии. Фрагмент
Когнитивно-поведенческая психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Когнитивные стили
...
Теории когнитивного соответствия
Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия
Оставить комментарий