Генетическая психология

Научные интересы Ж. Пиаже, автора генетической психологии, фокусировались на исследовании развития интеллекта ребенка. В процессе разработки проблемы его взгляды претерпели существенные изменения.

Исходные положения ранних взглядов автора: « в психологии все должно изучаться с позиций развития, включая и познавательные процессы (интеллект, в частности);
- основным методом должен быть метод беседы с ребенком;
- в основе развития лежит взаимодействие целостного индивида (а не только его сознания) с окружающей средой;
- развитие происходит по этапам;
- интеллект - свойство живого организма, которое формируется в процессе непосредственных контактов с окружающей материальной средой.

Формирование сенсомоторного интеллекта у детей увязывается с понятиями «схема», «аккомодация», «ассимиляция», «эгоцентризм».

Схема по своему содержанию охватывает семейство родственных действий. Если говорят, что «он действовал по такой-то схеме», значит, что из целого
семейства схожих действий были выбраны отдельные из них, наиболее подходящие в текущей ситуации. Так, к одной и той же схеме может принадлежать несколько разновидностей действий хватания, на хватание мяча и палки выполняется различными движениями пальцев. В отличие от рефлекса схема не задает жесткой связи между стимулом и реакцией.

Аккомодация связана с перестройкой схем действии под специфику окружающей среды. При ассимиляции наоборот, человек накладывает на среду свои схемы действий без изменения.

Эгоцентризм связан с неспособностью ребенка критически оценить себя, встать на точку зрения другого человека, различать реальное и переживаемое.

Особенности взаимодействия этих понятий позволяют выделить шесть этапов развития сенсомоторного интеллекта ребенка.

Дальнейшее развитие интеллекта связывается с использованием символов и прежде всего слов, речевого общения с людьми.

Исходные положения поздних взглядов Ж. Пиаже:
- развитие интеллекта обусловлено не столько общением ребенка с другими людьми, сколько выработкой ло ических схем решения задач, т. н. «операций» (выработкой логико-математической «хватки» у ребенка)-
- изучение процесса развития необходимо осуществлять через наблюдение умозаключений, которые ребенок делает при решении логических задач различной структурной сложности (в этом идея структурного анализа, введенного автором);
- контроль процесса развития интеллекта осуществляется методом срезов, суть которого заключена в сравнении результатов решения одной и той же задачи детьми разных возрастов или одним и тем же ребенком, но в разные возрастные периоды.

Примечания:
анимизм - приписывание одушевленности неодушевленным предметам;
магия - придание словам и жестам силы воздействия на внешние предметы;
артифициализм - вера в то, что все явления окружающего мира созданы людьми для своего употребления (. «Луна создана космонавтами» );
декаляж - неодновременность развития различных познавательных функций.

Слабые стороны теории Ж. Пиаже:
- недоучет роли обучения в развитии интеллекта;
- недопонимание того, что развивается не просто интеллект человека, а сам человек, и по мере развития на более высокий уровень поднимаются все стороны его сознания.

Темы: Генетика, Пиаже
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Материалы по теме
Генетическая психология Жана Пиаже
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Критика концепции Жана Пиаже
...
Генетика пола
...
Генетический подход Чампиона Тойча
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Летальные гены
...
Психогенетика как область современной науки
Мандель Б.Р., Психогенетика
Теория развития интеллекта Пиаже
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Генеалогический метод в психогенетике
...
Оставить комментарий