Согласно Жану Пиаже, интеллект является функциональным единством познавательных психических процессов, которое обеспечивает адаптацию человека к условиям жизни за счет добывания новых знаний. Важнейшей особенностью этих знаний является их объективность, неоспоримость. Образцом таких знаний, по мнению Ж. Пиаже, являются логические рассуждения и выводы. Знания, выраженные в форме логических понятий, суждений и выводов, не зависят от желаний и вкусов их носителей. Подобные выводы неоспоримы, неопровержимы. Человек может самостоятельно добывать объективное знание, если у него сформировалось абстрактное формально-логическое мышление.
В результате своих многолетних исследований интеллекта Ж. Пиаже создал концепцию, что интеллект человека проходит три основные стадии своего развития — стадию сенсомоторного интеллекта, стадию дооперационального мышления и стадию операционального мышления. Интеллект проходит данные стадии развития всегда в одном и том же порядке. Согласно Ж. Пиаже, развитие интеллекта завершается на последней, третьей стадии появлением абстрактного формально-логического мышления. А это означает, что формально-логическое мышление является, согласно Ж. Пиаже, вершиной развития интеллекта человека.
Таким образом, развивающийся интеллект человека усложняется, в его структуре, наряду с восприятием, памятью, появляется важнейшее новое образование - формально-логическое мышление, которое в итоге перестраивает весь интеллект, и он оказывается способным мыслить логично, неопровержимо, объективно.
Блестящие экспериментальные исследования развития интеллекта вместе с предпринятыми Ж. Пиаже попытками использовать современный математический аппарат для описания познавательных структур, способных добывать объективное знание, произвели сильное впечатление на научную общественность. Вместе с тем, наряду с положительными появились и достаточно серъезные критические замечен ия в адрес сделанных Ж. Пиаже выводов.