Структура личности в когнитивной психологии

В когнитивной психологии по Дж. Келли структура личности отождествляется с двумя типами личностных конструктов, обеспечивающих накопление знаний человека о себе и окружающем мире:

  • базовые («ядерные») - для взаимодействия с другими людьми;
  • периферические - для решения текущих задач более мелкого уровня.

Каждый конструкт имеет дихотомическую форму (например, «добрый - злой», «общительный - замкнутый»). В целом система личностных конструктов имеет иерархическую структуру, функционирующую по отчасти врожденным, отчасти приобретенным планам обработки информации - так называемым «схемам». Развитие личности продолжается всю жизнь как по пути накопления количества конструктов, так и по пути совершенствования «схем» (см. подраздел 1.2.2). Сочетание конструктов и «схем» определяет возможности индивида в познавательной, социальной и любой другой сфере жизнедеятельности.

Интересен взгляд «когнитивистов» на соотношение сознания и неосознаваемого. Во-первых, отстраиваясь от психоаналитического понимания бессознательного, они ввели понятие «неосознанное». Неосознанное включает не то, что вытеснено в сферу бессознательного из-за неудовлетворения врожденных инстинктов (по Фрейду), а состояние, при котором отсутствует осознание действующих внутренних процессов. Например, входная информация может и не осознаваться, но вызывать у человека автоматический поведенческий акт.

Во-вторых, когнитивные процессы протекают и на сознательном, и на неосознанном уровнях. Более того, последний характеризуется большим быстродействием при обработке информации.

Таким образом, личность человека в когнитивной психологии обусловлена характером протекания его интеллектуальных процессов.

Материалы по теме
Когнитивная и социальная зрелость личности
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Положительное влияние зависти на личность
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Развитие личности учителя в системе педагогического образования
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Тревожное расстройство личности
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Социальная общность и личность
Ритерман Т.П., Социология
Закономерности психического развития личности
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Смыслы социального поведения личности
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания
Мусатова О.А. Психология: Учебное пособие. - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 94 с.
Оставить комментарий