В когнитивной психологии по Дж. Келли структура личности отождествляется с двумя типами личностных конструктов, обеспечивающих накопление знаний человека о себе и окружающем мире:
- базовые («ядерные») - для взаимодействия с другими людьми;
- периферические - для решения текущих задач более мелкого уровня.
Каждый конструкт имеет дихотомическую форму (например, «добрый - злой», «общительный - замкнутый»). В целом система личностных конструктов имеет иерархическую структуру, функционирующую по отчасти врожденным, отчасти приобретенным планам обработки информации - так называемым «схемам». Развитие личности продолжается всю жизнь как по пути накопления количества конструктов, так и по пути совершенствования «схем» (см. подраздел 1.2.2). Сочетание конструктов и «схем» определяет возможности индивида в познавательной, социальной и любой другой сфере жизнедеятельности.
Интересен взгляд «когнитивистов» на соотношение сознания и неосознаваемого. Во-первых, отстраиваясь от психоаналитического понимания бессознательного, они ввели понятие «неосознанное». Неосознанное включает не то, что вытеснено в сферу бессознательного из-за неудовлетворения врожденных инстинктов (по Фрейду), а состояние, при котором отсутствует осознание действующих внутренних процессов. Например, входная информация может и не осознаваться, но вызывать у человека автоматический поведенческий акт.
Во-вторых, когнитивные процессы протекают и на сознательном, и на неосознанном уровнях. Более того, последний характеризуется большим быстродействием при обработке информации.
Таким образом, личность человека в когнитивной психологии обусловлена характером протекания его интеллектуальных процессов.