А. О теориях развития личности. - Когда мы утверждаем, что у человека имеет место психическая регрессия, то молчаливо предполагаем. что он имеет свою историю возрастного психического развития, и что имеются определенные этапы и уровни психического развития. Следовательно, личности бывают более или менее зрелыми и т. п. Поскольку это так, то логично до перехода к дальнейшему обсуждению новых проблем психологии регрессии и связанных с ними вопросов вкратце представить ту теорию возрастного развития, на которую мы опираемся. Однако на этом пути возникают новые трудности, поскольку личность имеет различные аспекты (физический, умственный, эмоциональный, когнитивный и моральный), которые хотя развиваются одновременно и параллельно, но неравномерно, не синхронно. Одни аспекты личности могут развиваться ускоренными темпами, другие - замедленно, по другим же даже как будто зрелая личность на самом деле может оставаться на уровне дошкольника.
Например, исследуя какого-либо 16-летнего парня мы можем обнаружить, что по широте своих знаний он превосходит многих своих сверстников, что его психофизиологические навыки и поведенческий репертуар выше и шире среднего уровня, но что его эмоциональные реакции остались на уровне 5-6-летнего ребенка. Поэтому можно утверждать, что у него остались эмоциональные фиксации. Можно заметить, что в значительной мере зафиксированы также его потребности. Он преследует свои цели точно такими же способами, как и маленькие дети. И когда этот парень подвергается воздействиям фрустраторов, многие аспекты его личности регрессируют. Его восприятия становятся аутистическими, его эмоции - детскими, его инструментальное поведение становится диффузным и дезорганизованным.
Для понимания природы фиксации и регрессии следует хорошо знать не только этапы возрастного развития личности, но и то, что такое психическая зрелость и что надо понимать под психическим здоровьем и, конечно, под противоположными качествами - незрелостью и болезнью. После этого следует раскрыть их связь с фиксациями и с регрессией.
Б. Регрессия и психическое развитие. - В определенном смысле регрессия есть процесс, направленный против основного вектора развития личности в онтогенезе. Поэтому возникает следующий вопрос: как соотносится регрессия с основными характеристиками прогрессивного развития личности? Такими характеристиками являются следующие:
- рост организма и психики;
- направленность (от незрелого состояния к зрелости);
- дифференциация;
- интеграция;
- поэтапность и поуровневость;
- сенсибилизация;
- централизация, и другие.
При характеристике развития важно иметь в виду еще два его признака:
- спонтанность развития означает, что когда в ходе развития формируются какие-то новые качества и способности, они стремятся к спонтанному выражению. Например, когда у ребенка развивается речевая функция, то ребенок говорит без принуждения, спонтанно;
- антиципация - это направленность развития на будущее.
Например, психологи, исследующие игровую активность детей, пришли к выводу, что функцией игры является тренировка функций тела и психики для будущей деятельности. (Тут, конечно, пахнет некоторой фатальностью и телеологизмом).
Антиципационные тенденции, по-видимому, присущи всем аспектам психического развития. Самым ярким выражением антиципации является образование у человека целей (целеобразование и целеполагание).
(При дальнейшем исследований изложенной выше проблематики следует использовать теории развития Пиаже и Колберга).
Регрессия, по-видимому, является временным нарушением естественного хода развития личности, движением в обратном направлении, возвратом к уже пройденным этапам развития. Например, ребенок с достаточно развитой речью может, регрессируя, возвращаться к этапу лепета. Другой пример: ребенок уже ходит свободно. но падает, ощущает боль и у него возобновляется ползание.
Регрессия, в том числе у взрослых, может выражаться в виде разрушения, распада организованной и целенаправленной психической активности. Человек начинает совершать разрозненные и бессмысленные действия. Когда регрессивные формы поведения фиксируются, развитие личности нарушается.
У взрослых время от времени пробуждается потребность в безделии, в свободном от забот времяпрепровождении и спонтанности, в свободных играх и даже в бродяжничестве. Во всех этих случаях мы имеем дело с конвенциональными регрессиями, дающими простор дремлющему в нас ребенку. Подобные регрессии следует считать положительными явлениями, поскольку в такой форме они имеют регенеративные функции.