Методы активизации мышления

Для активизации мышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса, например, «мозговой штурм», или бренсторминг — метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе. Основные правила поведения «мозгового штурма»:

  1. Группа состоит из 7—10 человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.
  2. «Запрет критики» — чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить или предложить свою идею.
  3. Участники должны быть в состоянии релаксации, то есть состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.
  4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.
  5. Собранные в результате бренсторминга идеи передаются группе экспертов — специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участников в состав «жюри-экспертов» не включают. «Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектнки, предложенной американским ученым У. Гордоном. При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска — метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализа заключается в том, что в начале выделяют главные характеристики объекта - оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы.

Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?» и т. д.

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

Темы: Мышление
Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии
Материалы по теме
Факторы творческого мышления
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Мышление о конкретном человеке
...
Мышление человека как объект логики
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Основные виды мышления
Карпов А.В., Общая психология
Мышление при шизофрении
Т. П. Пушкина Медицинская психология
Классификация типов мышления
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Особенности эмпирического и теоретического мышления
Константинов В.В., Основы общей психологии
История развития мышления
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Оставить комментарий