Социальные общности и группы

Кроме культуры структурным компонентом общества являются люди, которые объединяются в социальные группы и общности. Эти группы и общности появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.

Социальная группа — это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения. Для возникновения любой социальной группы необходимы некоторая цель и форма социального контроля за соблюдением ценностей и норм. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация, образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются групповые ценности и нормы.


По способу организации социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.

  • Формальные группы — это такие группы, цель и структура которых заранее определена, например воинские подразделения. В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель.
  • Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается.


По степени частоты социальных контактов социальные группы можно разделить на первичные и вторичные.

  • Первичные группы — небольшие, очень тесно сплоченные социумы, все члены которых живут вместе и рядом и за счет многочисленных повседневных контактов очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс, отдел в учреждении.
  • Вторичные группы — это более многочисленные группы, они могут состоять из двух или нескольких первичных. Они менее сплочены по сравнению с первичными, степень влияния их на каждого члена ниже. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, учебный курс, производственное подразделение от управления и выше.


По принадлежности индивида социальные группы дифференцируются на свои и чужие.

  • Ингруппы — это те социальные группы, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши» и к которым он ощущает свою принадлежность. Например, «моя семья», «наш класс», «мои друзья».
  • Аутгруппы — это такие группы, к которым члены ингруппы относятся как к другим, не своим, даже порой как к враждебным. Например, другие семьи, другая компания ребят, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос.


Кроме понятия «группа» в социологии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств.
Фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу.
Толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.


Основные свойства квазигрупп:

  • анонимность. Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;
  • внушаемость. Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами;
  • социальная заражаемость. Заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;
  • бессознательность. Индивиды как бы растворяются в толпе и пропитываются коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают более из подсознания, чем из сознания и имеют иррациональный и непредсказуемый характер.


Основные правила обуздания толпы:

  • необходимо в возможно большей степени структурировать толпу (выделить лидеров, определить отдельные части толпы, их лидеров и структуру);
  • предложить толпе какую-нибудь значимую цель и программу ближайших действий для более осознанного поведения, цели и алгоритмы действий для отдельных частей;
  • показать наличие социального контроля (назвать несколько фамилий, имен членов толпы •    если не удается рассеять толпу, разделить ее на колонны, шеренги, ряды и развести по частям;
  • постоянно поддерживать связь и контролировать лидеров частей;
  • постоянно давать толпе позитивную информацию, отсутствие которой ведет к смене настроения толпы на негативное, к панике.

Наиболее крупными социальными группами в обществе являются социальные общности. Это реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.

В качестве примеров социальной общности можно привести аграрное акционерное общество (колхоз), включающее население нескольких деревень, население микрорайона, армейские подразделения.

Социальные общности могут возникать не только на основе единой территории, но и на основе общей деятельности или демографических характеристик. В этом случае они называются номинальными. Например, общность российских врачей, общность российской молодежи, пенсионеров.


В современном обществе также важное место занимают такие общности, как социальные движения. Это менее формализованная и централизованная форма общественных организаций, чем политическая партия, в то же время достаточно интегрированная и сплоченная (хотя и без фиксированного членства). Социальные движения, движение за мир (50-е гг. XX в.), движение за права человека, экологическое движение («зеленые» в 90-е гг. XX в.), национальные движения, движения за независимость в колониальных странах, движения за автономию и самоопределение оказали и оказывают значительное влияние на мировое развитие и привели к значимым изменениям и сдвигам.

Конкурентная борьба между социальными группами и общностями наряду с экономическими, политическими, культурными, научно-техническими изменениями является одним из факторов общественного развития.

Ключевые слова: Группа, Социум
Источник: Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 124 с.
Материалы по теме
Конформизм и групповое давление
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Природа социальных групп в организациях
Фролов С.С., Социология организаций
Формирование и развитие социальных групп в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Понятие социальной группы
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Проблема социального интеллекта
...
Структура психологии большой социальной группы
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Характеристика межгрупповых конфликтов
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Понятие социального конфликта. Общественное согласие
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий