Смысловое наполнение мышления. Осмысливание

Мысль и смысл - взаимообусловленные явления в структуре единого процесса мышления.

Положение, высказанное А.Н. Леонтьевым по поводу смысла не теряет своей актуальности: «Проблему смысла надлежит ставить исторически. Понятие смысла означает отношение, возникшее вместе с возникновением той формы жизни, которая необходимо связана с психическим отражением действительности, т. е. с психикой... осмысленная деятельность .и есть деятельность психическая, ... исходная установка мышления (ситуация, когда мышление необходимо, когда ощущением и представлением не обойдешься)    - это необходимость воспроизвести в сознании возможность предмета, то, что сейчас не существует, в ощущениях не дано, что может существовать в неких идеальных, изобретенных ситуациях».

Мышление задействовано как возможность подъема над ситуацией и как особое отношение к предмету, когда в мысли человек отделяется от предмета мышления и мысль не совпадает с последним. Но именно не совпадающий с мыслью предмет становится предметом размышления, а поэтому и соответствующего отношения.

«Первобытный человек начинал мыслить, мучительно соотнося «предмет идеализированный»    (предполагаемый топор), еще совсем туманный, неопределенный, еще тождественный представлению, с предметом реальным, внешним (обломки камня), перепроверяя эти предметы друг другом. В несовпадении этих двух предметов, в зазоре между ними, в необходимости и невозможности их совпадения и помещается зерно мысли, произрастает мышление...». Соответствующий же уровень мышления, в формируемой новой по своей сущности активности - деятельности, в активных действиях и в результате объективно выстраивающихся в последней отношений, становился реально действующей силой в развитии.

В рамках различных представлений и понятий выстраиваются соответствующие теории формирования и развития мышления человека (Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже), раскрываются механизмы его формирования, уровни и стадии развития в онтогенезе, выстраиваются характеристики его определения на высоком научном уровне. Однако отмечаемое исследователями сохранение проблемности мышления в значительной степени обусловливается еще во многом скрытыми условиями и характером его формирования.    «Сознание предполагает

возможность индивида выделить себя из природы и осознать свое отношение к природе, к другим людям и к самому себе. Оно зарождается в процессах материальной деятельности, изменяющей природу, и материального общения между людьми,    ... такое осознание осуществляется как мыслительный процесс, в котором не только осознается отношение к природе, к другим людям и к себе, но и формируются цели и задачи, осмысливаются действия и направленность деятельности и на воспроизводство, и на выстраивание новых структур неприродного - социального -мира.    Сознание при этом,    «будучи    предпосылкой деятельности», выступает вместе с тем как «ее результат», и «сознание и деятельность человека образуют подлинное единство». Конструируя мысль, не совпадающую с реальным практическим действием, но задающую цель действия, проектируемую в мысли, человек выступает как реальный субъект действия, воспроизводя его в своей реальной деятельности, полагающей соответствующий процесс мышления в ее осуществлении. Развертывающийся процесс мышления полагает действенность мысли и формирование смысла деятельности, поэтому рождение смысла в мышлении. Рождение же смысла обусловливает развертывание, в свою очередь, процесса мышления на новом его уровне осуществления. При этом образы и нормы мышления осуществляются по законам осуществления деятельности.

Мысль рождается в сложном процессе мыследеятельности, развертываемой в пространственновременном выполнении, и в этом плане мышление несет в себе все характеристики деятельности. Но мышление задается, управляется мыслью, закрепляет и фиксирует предмет «как нечто с мыслью (идеализированным предметом) не совпадающее» (В.С. Библер), но «не совпадающий с мыслью предмет есть предмет размышления» и в этом плане отношения (моего) к нему, но в результате обращения к предмету мысли (объективно включающей его в отношение). И именно схватывание предмета мыслью вводит его в процесс мышления, а поэтому в поиск его значения и смысла, полагающих реальное отношение (субъекта) к нему, оптимизируя отношение как важнейшее условие реализации социального движения. Выступая как социальное явление, мышление несет мощный потенциал коллективности, выстраивая значения предметов, обусловливающих коллективные связи и смыслы.

Мышление исторично и развивается, усложняется в процессе расширения знаний и углубления сознания и самосознания человека как действенного субъекта. С сознанием (которое, согласно Л.С. Выготскому, имеет смысловое строение) и с мышлением неразрывно связан смысл, объективно полагающий выявление сущностных характеристик явлений и процессов. Смысл во все большей степени раскрывается в своей значимости в развитии человека, в структурировании процесса социального движения «Отметим, - писал В.В. Налимов, - что природа смысла оказалась недостаточно раскрытой в парадигме нашей культуры», «в рамках формальной семантики все же не удалось создать теорию смысла при широкой постановке этой задачи». В.В. Налимов, придавая особое значение феномену смысла, писал: «Нам представляется, что смыслам надо придать право на самостоятельное существование. Это своя, особая реальность», «само сознание представляется нам скорее всего, как некий механизм - процесс, оперирующий смыслами».

Смысл связан с содержанием человеческой мысли. Крупные смысловые образования (фразы, тексты, теории, романы, технические описания и т.п.), образуют как правило, сложный смысл. Смысл наделен свойством ценности, что отмечают культурологи, исследующие роль базисных ценностей в культуре (прежде всего моральных, таких, как добро, зло, справедливость, совесть, счастье, свобода, ответственность и т.п.), политологи, изучающие ценности либерализма,    консерватизма, патриархальности и патернализма, социологи, интересующиеся отношением людей к ценностям повседневной жизни (заработку, семейным нормам, собственности, ксенофобии и толерантности). Особенно много сторонников ценностного истолкования смысла мы находим среди ученых, разрабатывающих теорию деятельности, поскольку в центре этой теории стоят вопросы мотивации деятельности и ее целесообразности.

Действительно, существуют разные установки в смыслотворчестве, различающиеся своими мотивами и целями: в познавательной деятельности, коммуникативной, художественной, проективной (инженерная деятельность, техническое творчество), правовой, политической, религиозной,    воспитательной,    образовательной, производственной, коммерческой. Все эти виды деятельности пронизаны смыслами, которые различаются не только своим содержанием, но и целями, входят в разные смысловые пространства, ориентируются на различные нормы смыслотворчества.

Теория речевых актов изначально трактует коммуникативный процесс как деятельность. Речевой акт, согласно этой теории, является действием, включающим общие структурные элементы любой деятельности: мотивы, намерения, цели, планирование результата, выбор стратегии его достижения, взвешивание возникающих в выборе альтернатив. Все эти конституирующие элементы деятельности наполнены смыслом, т.е. осмысливаются субъектом, и вместе с тем должны быть согласованы, коррелированы друг с другом (эффект перетекания смысла). Эти элементы придают всей деятельности целостноосмысленный характер.

Понятие смысла не является простым и однозначным. До сих пор продолжаются дискуссии на тему, что такое смысл и как он образуется. Пожалуй, наибольшая определенность в толковании смысла достигнута в логико -семантических исследованиях. Но именно на эту трактовку ведется атака некоторыми представителями психологии и культурологии, которые считают логико-семантические требования к смыслам слишком жесткими и не учитывающими всех нюансов смысла, проявляющихся в контексте человеческой жизнедеятельности и культуры.

В центре распространенных дискуссий о смысле располагается триада понятий: значимость, смысл, ценность.

В психологии обычно отождествляют смысл с любой значимостью явления или события в человеческой жизни. Культурологи склонны относить к смыслам доминантные ценности культуры (добро, зло, вера, справедливость, свобода и т.п.). Иногда в эту триаду вклинивается и четвертый термин «значение», также весьма многозначный и неопределенный.

Смысл всегда связан с мыслью. Осмысление - путь к получению смысла. Когда мы что-то говорим, то смысл и есть мысль, скрывающаяся за знаковым выражением. Эта мысль всегда характеризует предмет мысли, именно в этом плане смысл связывает человека с миром. Через осмысление явлений и процессов внешнего мира и событий собственной жизни формируется смысл этих явлений, процессов, событий.

Всякая мысль есть характеристика явлений и событий. Смысл имеет место быть во всем, что мы утверждаем или отрицаем, о чем мы каким-либо образом высказались.

Смысл - это инвариантное содержание мысли о положении дел, которое можно утверждать или отрицать, по поводу которого можно сомневаться и вопрошать. Это мыслимое «положение дел» может быть желаемым или нежелательным,    возможным или    необходимым, существующим или проектируемым, сопровождаться как позитивной коннотацией, так и негативной. По существу, смысл есть любое осмысленное положение дел в мире, даже фантастическое. смыслы и ценности не противостоят друг другу.

Так, на первый взгляд кажется, что отнесение какого-либо растения к классу сорняков является его объективным свойством. Утверждая, что крапива - это сорняк, мы выразили некоторый смысл, но он не является, объективированным. Ведь люди относят к классу сорняков растения, с которыми они борются на своих огородах и если кто-то вдруг задумал выращивать в своем саду крапиву, то для него она уже не сорняк, а культивируемое растение. Следовательно, в характеристике «сорняк» выражается ценностное отношение человека к растениям.

Любая характеристика предмета отвечает на некоторый вопрос: что, где, когда, почему, какой, сколько, зачем, для чего, ради чего? М. Бахтин дал очень хорошее определение смыслу:

«Смыслом я называю, - писал наш выдающийся литературовед, - ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла»

. Эти вопросы можно ставить в разных отношениях, ориентируясь на раскрытие как имманентных свойств объекта (т.е. отвечая на вопрос: что сие есть?), так и на раскрытие его значимости для человека (т.е. отвечая на вопрос: что сие значит для меня?).

Первый вопрос ориентирует нас на раскрытие объективированного смысла, а второй - на раскрытие ценностной характеристики предмета для человека. Но любой ответ, как на первый, так и на второй вопрос, будет смыслом. Смыслотворчество всегда есть решение какой-то проблемы. Разрешение подобных проблем осуществляется путем интеллектуальных усилий, актов активности сознания.

Таким образом, между смыслами и ценностями есть много общего, но есть и существенные различия. Общее выражается в том, что и то и другое выражает некоторое отношение человека к миру. Через смыслы и ценности человек вовлекает мир в сферу своего сознания, переводит в план своей жизнедеятельности, активности. Но у этих человеческих феноменов - разные функциональные установки.

Смыслотворчество направлено как на осмысление мира, так и на свою собственную деятельность, а также на осмысление своей жизни, своего внутреннего «Я». Осмысление, продуцирование смыслов, смысловая рефлексия представляют наиболее существенную черту человеческого рода, знаменующую прорыв человека за пределы животного мира. Наиболее важной функцией смыслотворчества является перевод данного в чувстве мира в формы мышления. Элементарной базовой единицей смысла является мысль, в которой предмет характеризуется через свое свойство. Однако смыслотворчество не ограничивается простой предикацией предмета. Как только мысль сформулирована, возникают богатейшие возможности для работы человеческого интеллекта - для углубления смысла через его анализ, для связывания с другими смыслами (синтез), а также для выводов одних смыслов из других.

Нельзя фетишизировать смысл, приписывая ему самостоятельную активность и превращая в самодовлеющую сущность. Во главе смысла всегда стоит мыслящий субъект, творец смысла. Смыслы лежат и в основе еще одной чисто человеческой способности - общения людей. Общение и есть обмен человеческими смыслами. Люди понимают друг друга благодаря обмену этими смыслами, транслируемыми с помощью языка.

Смыслы лежат и в основе еще одной чисто человеческой способности - общения людей. Общение и есть обмен человеческими смыслами. Люди понимают друг друга благодаря обмену этими смыслами, транслируемыми с помощью языка.

Осмысливать все - свою встречу с миром, его мировые загадки, место в обществе, жизненное предназначение, свои действия и поступки других людей, свои желания сообщить что-то другому, достижения мировой культуры и науки, ставить вопросы и давать на них ответы, рассчитывать, взвешивать альтернативы при наших выборах в социальном мире, рассуждать, доказывать - и это далеко не полный перечень многообразных функций смыслотворчества, т.е. производства и конституирования смыслов.

Ценностная установка не менее важна для человека и столь же универсальна, как и установка на конституирование смыслов. Ценностная установка направлена на оценивание мира человеком, она реализуется под знаком раскрытия значимости каких- либо вещей и событий для человека или общества. Вопросы «для чего?», «зачем?», «что это мне сулит?», «вредно или полезно для меня?», «соответствует ли моим устремлениям и жизненным целям?», «что я могу себе позволить?», «на что надеюсь?», «во что верю?» и т.п. лежат в основе моего ценностного отношения к внешнему или внутреннему миру. Ценностное отношение к миру всегда предпосылается социальной деятельности людей и лежит в основе ее мотивации. Оно манифестируется в особых оценочных предикатах, которые мы приписываем вещам, как существующим, так и создаваемым, например это полезно, это совершенно, это прекрасно, это эффективно, это необходимо мне.

Осмысление, конституирующее в конечном результате смысл, и оценивание, формирующее ценность чего-либо в жизни и деятельности человека связаны между собой.

В основе любого процесса конституирования смысла в повседневной    жизни,    научной и художественной деятельности лежит ценностный выбор, оценивание как ответ на вопросы: зачем, для чего я это делаю? С другой стороны, всякая ценность для человека становится осознанной, эксплицированной,    взвешенной только благодаря ее осмыслению, выражению в форме некоторой мысли об этой ценности. Сфера конституирования смысла лежит в плоскости сознания. Смысл как мысль о мире является порождением сознания.

По сути, принцип отражения гласит: все, что есть в сознании, есть и в мире, одно соотносится с другим на основе взаимно однозначного соответствия друг с другом, поэтому смыслы существуют в самом мире и отражаются нашим сознанием в форме мысли. Именно на подобной позиции стоит Д.А. Леонтьев. Он вводит представление об онтологических смыслах (значимостях), существующих, по его выражению, в жизненном мире, и о феноменологических смыслах как отражениях первых в сознании человека.

Всякая мысль, формируемая с помощью языка, опирается на смыслы лексем (единиц смысла), которые расчленяют мир в сознании человека. Эти лексемы формировались исторически, опосредуя повседневный опыт народа.

В образовании смыслов задействовано прежде всего сознание. Смысл мы не находим предзаданным в мире, а созидаем путем мыслительной работы. Переводя мир в план сознания, мы получаем определенную свободу в конструировании смыслов.

Трактовку смысла как положения дел следует, конечно, всегда понимать как мыслимое положение дел. Но не все, что мыслится, существует в самом мире. Научные смыслы (которые также можно трактовать как положения дел в мире) всегда формируются с помощью абстракций, формализации, идеализации, обобщений.

Например,    математические    построения,    - это изобретения человеческого разума, которые, конечно, имеют отношение к реальности, но не существуют в самой реальности.

Трактовка смыслов как принадлежащих самому миру возникает, в частности, из абсолютизации установки на их отражение, которое не в примитивном, а в своем диалектическом значении, признающем творческую активность субъекта в образовании смыслов, присуще познавательным интенциям. Только в мышлении как познавательном процессе возникает интенция на соответствие конструируемых субъектом научных смыслов самой реальности.

Смыслы отличаются друг от друга установками, глубиной, степенью научности: смыслы сущего, смыслы будущего, должного, желаемого, смыслы-фантазии, смыслы-утопии и т.п. Все эти смыслы конструируются человеческим разумом, творчески мыслящим человеком и человечеством.

В основе духовных ценностей также лежат смыслы (научные, религиозные, философские, художественные и т.д.), порожденные творческим разумом. Но поскольку эти смыслы представляют определенную ценность для других (помимо их творца) людей, они манифестируются и опредмечиваются в некоторой предметной форме, прежде всего в языке. Опредмеченный и отчужденный от творца смысл, конечно, существует уже не в сознании творца, а в предметности сущего - в материале, в языке. Но этот смысл доходит до адресата (потребителя духовных ценностей) только тогда, когда тот распредмечивает его, присваивает его своим сознанием. Таким образом, духовная ценность обретает подлинное бытие только в сознании ее творца или потребителя - ученика, верующего, интерпретатора.

Смысл обладает объективно-субъективной природой, он представляет собой осмысленную рефлексию субъекта по отношению к миру, и результатом этой рефлексии в сознании субъекта является своеобразная склейка содержания смысла с миром (с референтом, референтной ситуацией, положением дел). В ценностях эта склейка субъективной значимости чего-либо для человека со свойствами самого объекта достигает еще большей силы и неотторжимости одного от другого. Именно благодаря этой склейке (осуществляемой сознанием) возникает превратное, иллюзорное мнение, что ценностные признаки присущи вещи самой по себе, без участия человека, который способен лишь осознавать их.

Обратимся вначале к некоторым природным объектам. Так, нефть, являясь природным продуктом, безусловно, признается ценностью в обществе. Что делает ее в глазах общества ценностью? С одной стороны, это ее высокая теплотворная способность при сгорании. Ценность всегда основывается на каких-то имманентных свойствах вещи. С другой стороны, нефть становится ценностью в обществе благодаря ее использованию в качестве источника тепловой энергии. Именно возможность практического использования нефти, т.е. определенная позиция общественного субъекта, предопределяет отношение к нефти как к общественному богатству, т.е. как к ценности. Если вдруг обнаружатся (уже сейчас обнаруживаются) вредные последствия использования нефти в качестве топлива, возможно, общество потеряет к ней всякий практический интерес, и тогда она перестанет быть ценностью.

Сказанное относится также ко всем полезным ископаемым. И вода, и воздух, и некоторые разновидности флоры и фауны также признаются общественным мнением ценностью благодаря их использованию в жизнедеятельности человека. В таких случаях говорят, что все перечисленные вещи имеют полезные для человека свойства.

Именно полезность (как оценка) становится критерием для признания какой-либо природной вещи ценностью. Таким образом, человеческий разум (обыденный или научный) сначала должен обнаружить в вещах те объективные свойства, которые могут быть использованы обществом на практике или в жизнедеятельности человека, затем тот же разум должен найти способ практического применения этих вещей, и тогда они получат признание в обществе в качестве ценностей. Следовательно, ценность - это определенная позиция человека по отношению к вещи, связанная, безусловно, с наличием в ней определенных полезных (или вредных) свойств. Вне этой осмысленной позиции вещь остается вещью мира, но не является ценностью.

Так, кремний содержится в песке и в некоторых рудах. Известно, что кремний используется в полупроводниковой промышленности. Благодаря технологиям обработки кремнийсодержащих руд имеющийся в них кремний признается ценностью, а кремний, содержащийся в песке пустыни Сахары, не является таковой.

Таким образом, именно человеческое осознанное отношение ведет к признанию того или иного продукта природы ценностью. Когда люди сопрягают с некоторой природной вещью понятие ценности (это и есть склейка), они проецируют на нее свои возможности использования ее в человеческой практике или жизнедеятельности.

Изготовление любого предмета мотивировано вопросом «для чего?», и основано на целесообразной и осмысленной деятельности. Смыслы, как когнитивные, так и ценностные, предшествуют производству вещи и в конечном счете воплощаются в ее материальном устройстве, характеристических параметрах    (скорости,    прочности, мощности, управляемости и т.д.).

Любой предмет культуры воплощает в себе не один, а множество смыслов, как когнитивных, так и ценностных. Язык, представляющий собой единство материальной формы (знака) и идеального смысла, является универсальным транслятором смыслов, объединяющим автора и читателя, говорящего и слушающего, общественное и индивидуальное сознание. Язык является общезначимой коммуникативной системой, функция которой в том и состоит, чтобы транслировать в своих предметных формах (знаках) смыслы.

Итак, смыслы, как когнитивные, так и ценностные, рождаются в разуме человека, но они способны через различные формы деятельности отчуждаться от сознания адресанта и опредмечиваться в вещах.

Когда мы говорим о чем-либо, характеризуем что-либо, думаем о чем-то, планируем что-нибудь, то термин «смысл» выражает осмысленность всех этих мыслительных действий.

Термин же «ценность» мы употребляем для выражения значимости чего-либо для человека или общества. Осмысленная ценность есть тоже смысл, являющийся рефлексией в сознании какой-либо значимости.

Мышление - особая способность человека, в отличие от всего другого живого, мыслить, представляющая особый психический процесс - мыследеятельность, выступающая в качестве особого проявления последней, мысль как форма осуществления и проявления мыследеятельности. Смысл -продукт и условие активного осуществления мыследеятельности.

Ключевые слова: Мышление
Источник: Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова, В.П. Сиротин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Академия МНЭПУ» - 2018. - 200 с.
Материалы по теме
Мышление при шизофрении
Т. П. Пушкина Медицинская психология
Классификация типов мышления
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Общая характеристика мышления в современной психологии
Константинов В.В., Основы общей психологии
Личностные факторы мышления
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Мышление о конкретном человеке
...
Сверхценные образования и паранойяльные состояния
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Основные виды мышления
Карпов А.В., Общая психология
Значение мышления и мысли
Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления
Оставить комментарий