Рождение философии из мифологии

Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости — корень, из которого она произрастает, в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры — мифология.

Мифология как система, уходящая своими корнями ко временам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой, формируется на двух уровнях: образном, связанном с искусством, и более глубоком — смысловом, который по мере эволюции логического мышления и усиления тенденции к рационализации становился все более значимым. В определенное время и в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные категории. Постепенное выхолащивание мифологических представлений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи, а затем — к науке психологии.

Предпосылкой становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно она утверждается, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в сознании человека и выступающие в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они — гарант бессмертия человеческого духа.

Когда говорят, что философия — высшее достижение человеческого разума, то под этим можно иметь в виду, что отличающее человека от животных понятийное, абстрактное, отвлеченное мышление достигает в философии своего расцвета. В этом смысле философия в наибольшей степени соответствует понятию Homo sapiens.

Вид Человек Разумный, по современным антропологическим данным, возник примерно 100 тыс. лет назад, но философию он создал только 2,5 тыс. лет назад. Известный афоризм французского философа XVII в. Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» можно интерпретировать таким образом: «Разумно мысля, я существую как представитель человеческого рода».

Начиная с философии развитие духовной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения происходит смена одних представлений другими. «Философия — это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой» (Поппер К. Открытое общество и его враги : в 2 т. Т. 1. М., 1992. С. 234). Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но рассматривает их по-своему.

Философское творчество предполагает личные усилия, а критическая направленность мышления заставляет подвергать сомнению как общепринятые, так и собственные выводы. В обсуждение фундаментальных проблем, стоящих перед человеком, философия тем самым вносит личностную ноту и беспокойство. Это служит стимулом развития культуры в целом.

Примерно за 2500 лет до нашего времени мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришел конец. Сразу в нескольких точках «началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа... и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов бога» (Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991. С. 31). В результате целостность мифа была разрушена, и он стал элементом рефлектирующего сознания. Новое вопрошание, обращенное к миру, привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, поднявший его над самим собой и миром. Общим было растущее осознание человеком себя как индивидуальности в пределах целого.

Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в этих трех регионах была сходной: основу тогдашнего мира составляли небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появление философии, но сформировалась она в культуре греческой. Мистицизм Востока помешал становлению философии в Индии и Китае, а греческая мифология помогла этому процессу, создав набор образов, перешедших в понятия. Греция была страной с наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системой. Со временем драматизм мифов усиливался, мифы очеловечивались; недаром именно в Древней Греции философ Эвгемер (ок. 340 — ок. 260 гг. до н.э.) предположил, что боги — это мифологизированные культурные герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии, который совершается, когда мифология достигает апогея.

Систематизация мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым становилась внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению философии. Выход философии из мифа хорошо виден в диалогах Платона, например «Пире», где миф выступает, во-первых, в качестве отправной точки философствования, а во-вторых, в качестве иллюстрации.

Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в которую вкладывается новое, рациональное содержание. Например, предполагалось, что для обеспечения возможности совместной жизни боги решили «ввести среди людей «стыд и правду», но что это такое, определялось уже философским образом. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией.

Корни философии скрываются в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных философских категорий — материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философском понятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вещей скрываются отголоски представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира. Отыскивая корни философии, можно уйти и глубже — в мистику.

Философия вышла из мифологии, но ее становление не было безоблачным. За возможность развивать философию люди платили своей жизнью. У истоков философии стояла жертва Сократа, обвиненного в «оскорблении богов, развращении молодежи» и приговоренного к смерти судом афинских граждан, которым он не давал покоя своими вопросами.

Источник: 
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с.
Материалы по теме
Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Законы хаоса
Верещагин И.А., АнтиПригожин
Кичигина В.В. Русские как космос (Откровение и пророчество как жанр публицистики у Е.Д. Лучезарновой и Ф.М. Достоевского)
...
Методы философии
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Развитие философии (XVIII в.) и идейно-философская борьба в России (XIX в.)
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Социально-исторические и идейно-духовные предпосылки возникновения неклассической философии XIX века
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Социальная философия в системе философского знания и социально-гуманитарных наук
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Двуликость
Дюпрель Карл, Загадочность человеческого существа
Оставить комментарий