Что такое философия, ее предмет

Является ли философия наукой? Дать однозначный ответ на этот, казалось бы, простой и понятный вопрос не так уж легко. И дело не в том, что пять стандартных вариантов («да», «нет», «скорее да», «скорее нет», «не знаю»), которыми в повседневной жизни пользуются как профессионалы (например, социологи), так и обычные люди, следует признать вполне приемлемыми. И даже не в том, к какому именно ответу нас впоследствии подтолкнёт содержание учебной дисциплины «Философия», в рамках которой обучающиеся испытают морально-психологическое давление со стороны авторитетных имён и школ, чьи последователи в разное время по-разному трактовали проблему соотношения философского знания (умозрительного) и знания научного (фактического, достоверного). Они насыщали свои концепции и теории специальными терминами: «онтология», «гносеология», «методология», «аксиология», «эмпиризм», «позитивизм», «постпозитивизм» и пр.

Философия всегда была, есть и будет наукой не для всех, а лишь для избранных. Недаром античный философ Гераклит (ок. 540 — ок. 480 до н. э.) из Эфеса удостоился прозвища «Тёмный»10. И это не единичный пример. Достаточно взять в руки любой философский трактат, чтобы в этом не осталось сомнений. Например, будущему обладателю диплома бакалавра независимо от направления и профиля подготовки будет полезно открыть труд «Философия права» Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), набраться терпения и прочитать навскидку какой-нибудь фрагмент размером примерно в одну страницу. Например, следующий:

«Различие между собственностью и владением, субстанциальной и внешней сторонами, превращается в договоре в различие между общей волей как соглашением и осуществлением его посредством выполнения. Заключённое соглашение есть в отличие от выполнения для себя представляемое, которому поэтому, согласно своеобразному способу наличного бытия представлений в знаках, надлежит дать особое наличное бытие в выражении стипуляции посредством формальных жестов и других символических действий, в особенности с помощью определённого объяснения посредством речи, элемента, наиболее достойного духовного представления.

Примечание. Стипуляция по этому определению есть, правда, форма, посредством которой содержание, заключённое в договоре, имеет своё наличное бытие только как представляемое. Но представление есть лишь форма и не имеет такого смысла, будто содержание есть ещё нечто субъективное, которое можно желать и хотеть таким или иным, но содержание есть совершённое волей окончательное решение об этом предмете.

Прибавление. Подобно тому, как в учении о собственности мы имели различие между собственностью и владением, между субстанциальным и лишь внешним, так в договоре мы имеем различие между волей как соглашением и особенной волей как выполнением. Природа договора предусматривает, чтобы выполнялась как общая, так и особенная воля, потому что здесь воля относится к воле. Соглашение, проявляющееся в знаке, с одной стороны, и выполнение — с другой, у цивилизованных народов разделены, тогда как у примитивных народов они могут совпадать. В лесах Цейлона существует ведущий торговлю народ: люди выкладывают свою собственность и спокойно ждут, пока придут другие и предложат свою; здесь немое волеизъявление не различается от выполнения».

Констатируя элитарный характер философии как науки не для «народа», не стоит отчаиваться и сразу же после этого своеобразного мозгового штурма опускать руки. Вспомним народную мудрость: «Без труда не вытащить и рыбку из пруда». Более того, философы нередко излагают свои мысли и на вполне понятном языке. Тот же Гераклит утверждал: «Море — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питьевая и спасительная, людям — негодная для питья и губительная». Или же другой известный его афоризм, нацеливающий нас на осознание изменчивости внешней среды: «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды». Иной вариант гласит: «Дважды нельзя войти в одну и ту же реку». И в нём «витает» всё та же идея непрерывных перемен, но она может быть отнесена не только к реке: ведь и сам человек мог вполне измениться между двумя заходами в воду.

Под стать этим ёмким философским изречениям и рассуждения того же Гегеля о нашей стране. Кому-то эти мысли покажутся излишне резкими, чрезмерно категоричными, но сформулированные в далёкие 1820-е годы они не утратили актуальности за минувшие два столетия:

«Государство, в котором нет среднего сословия, ещё стоит ... не на высокой ступени развития. Такова, например, Россия, в которой есть крепостная масса и та, которая правит. Образование среднего сословия является главным интересом государства».

Итак, в первом приближении можно утверждать, что философия — это область знания, исследующая вечные проблемы бытия. Сам термин, как известно, имеет греческое происхождение и означает «любовь к мудрости» (греч. фЛггу — «филео», любить + аоф(а — «софия», мудрость. При этом мудрость, как и счастье, любовь, ревность или ненависть, нельзя измерить тоннами, километрами, минутами...

Мир философских проблем, решений и доказательств кардинальным образом отличается от тех законов, которыми оперируют математики, физики, химики, биологи. Из этого вовсе не следует, что философия является «чужестранцем», находится в оппозиции с нефилософской частью научного мира, вступает с ней в конфронтацию. Вместе с тем нельзя игнорировать и тот факт, что лучшие умы человечества, размышляя о всеобщих (философских) проблемах на протяжении «писаной» истории, которая по утверждению видного мыслителя XX века Карла Ясперса (1883-1969) составляет 5000 лет, считали философию наукой наук, или царицей наук, а философов — мудрецами!

Так что же такое философия?

Философия — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщённую картину мира и места человека в нем. Она является теоретическим ядром мировоззрения. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на фантастические представления о мире и веру, базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих идей, регулирующих человеческую жизнедеятельность.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, но мировоззренческие проблемы она решает с позиций разума и знаний. Философия — теоретически сформированное мировоззрение. Это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нём человека, уяснения разных форм отношения человека к миру. Мировоззрение в философии выступает в форме знаний и носит, как правило, систематизированный характер. В противоположность мифологии и религии отличием философского познания являются его доказательность, логическая обоснованность и аргументированность. Этот момент существенно сближает философию и науку. Философия стремится к познанию мира и в то же время к максимальному выражению интересов субъекта. Философия ориентирована не только на истину, но и на субъект познания.

Философское знание антиномично. (Антиномия — появление в ходе познания двух противоречащих, но одинаково обоснованных положений.) Философское знание плюралистично: истинная картина действительности может быть представлена на основе синтеза различных точек зрения, т. е. истина у всех (вместе) и ни у кого (в отдельности). Философское знание аксиологично: различные умозаключения — утверждения и отрицания — образуют систему ценностно-мировоззренческих ориентиров для человека и человечества.

Таким образом, объектом философии выступает мироздание в целом, а её предметом — то универсальное (единое, всеобщее), что есть в ней и что значимо для всех (большинства) людей. Историческое бытие философии «двойственно, а потому и уникально: как наука, постигающая реальные отношения в объективном мире и познании, она развивается, её построения преходящи (что и подчёркивал в своей историко-философской концепции Гегель). Но как ценностно-личностное проявление духа, смысложизненная ориентация сознания философское учение прорывает пелену времени, она обращается к Вечности, а потому ни “устареть”, ни уступить своё уникальное, не заменимое ничем и никогда место в культуре её новым образованиям оно не может. “Новое” и “старое” — на равных — представляют мировую философию, как в равной мере представляют нашу земную цивилизацию Будда и Христос, Эсхил и Шекспир, Вергилий и Данте, независимо от веков и тысячелетий, разделяющих их во времени»35.

Философия исследует Мир и Человека, их взаимоотношения в этой системе («мир — человек») на разных предметных уровнях. Для каждого уровня философии характерной является определённая философская дисциплина, о которых речь пойдёт далее.

Источник: 
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс, консультационный курс, тесты) / Э. А. Понуждаев, В. Н. Иванов, Л. Н. Мирошниченко. — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Немецкая классическая философия XIX в.
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Человек в философии
Карл Ясперс, Введение в философию
Особенности и этапы философии Средневековья
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия XX века
Хмелевская С.А., Философия
Философия Исаака Ньютона
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Скептицизм в Древнем Риме
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Философия Нового времени (1640-1870)
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Философия эпохи эллинизма
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Оставить комментарий