Нео- и постпозитивистская философия науки

Как направление в философии науки неопозитивизм развился в рамках Венского кружка логиков, философов, математиков и социологов, который возник в 1923 г. в Венском университете под руководством Морица Шлика (фото слева) (1882-1936). В кружок входили Рудольф Карнап (1891-1970), О. Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Ф. Кауфман, Г. Ган и др. Значительное влияние на участников кружка оказал Л. Витгенштейн. Его «Логико-философский трактат» во многом положил начало неопозитивистскому движению в Великобритании. Венский кружок распался в 1938 году.

Неопозитивисты соглашаются с «первой волной» позитивизма, с О. Коптом и Г. Спенсером в том, что невозможно разрешить так называемый основной вопрос философии, откуда они делают вывод, что у этого вопроса вообще нет никакого научного смысла. Необходимо отказаться от всех «пустых», псевдонаучных метафизических понятий. Соответственно, предшествующая метафизика рассматривается в неопозитивизме как псевдо-наука, занимающаяся исследованием псевдопроблем. Неопозитивисты полагают, что философия оторвалась от естественной строгой науки, от реальной человеческой жизни и человеческих проблем. Поэтому наука не нуждается в философии, наука сама себе философия и сама может создать строгую научную методологию. Таким образом, неопозитивизм противопоставил науку и философию. Все философские вопросы и проблемы (вопросы метафизики, этики, антропологии, гносеологии и т.п.) объявлялись бессмысленными. Данные проблемы, полагает неопозитивизм, проистекают просто из неправильного употребления терминов языка.

Философия должна выступать как логико-семиотический анализ «языка» науки, т.е. анализ употребляемых в конкретных науках терминов, предложений и сочетаний последних.

Философия превращается в ветвь филологии и должна, по меткому выражению Л. Витгенштейна, «указать мухе выход из мухоловки», то есть устранить из науки бессмысленные понятия и решить тем самым все так называемые метафизические проблемы. Предметом философии должен быть язык науки. Общая цель неопозитивизма - подвергнуть все научное знание критическому анализу с позиций требования принципа верификации.

Верификация — понятие, обозначающее процесс установления истинности научных положений в результате их эмпирической проверки. Истинным считается только такое, утверждение, которое может быть сведено к так называемым «протокольным предложениям», элементарным предложениям, образующим эмпирический базис науки.

«Значением выражения является метод верификации», -Писал М. Шпик. Процедура верификации представляла собой процесс установления истинность и научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Проверка предложений проходила через их сопоставление с фактами чувственного опыта субъекта. Предложения, в принципе не поддающиеся чувственной проверке, считались лишенными научного смысла, те же, которые этой проверке поддаются, считаются научно осмысленными. Критерий надежности и истинности предложения так же состоит в его проверке через опыт, то есть в сравнении предложения с непосредственными данными чувственного опыта.

Неопозитивисты считали, что верификация, подобно «бритве Оккама», изгоняет из науки псевдопредложения философской метафизики. К их числу относятся и суждения этики и эстетики, миологии и политики как ненаучные. Всякое научно осмысленное утверждение может быть сведено к совокупности так называемых протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта».

Протокольные предложения образуют эмпирический базис пауки, необходимо отметить, что понятие протокольных предложений в неопозитивизме постоянно уточнялось. Первоначально в качестве протокольных предложений был принят язык, состоящий из предложений, фиксирующих чувственные переживания субъекта. Например, «Сейчас я вижу голубое небо», «Сейчас я пью горячий чай» и т.п. Неопозитивизты полагали, что эти предложения не только выражают «чистый» чувственный опыт субъекта, но и то, что в их истинности нельзя сомневаться. Эти предложения они нейтральны по отношению ко всему остальному знанию и первичны, поскольку именно с них начинается сам процесс познания.

Однако очень скоро выяснилось, что «чистый» чувственный опыт невозможен, поэтому неопозитивистам пришлось отказаться от такой трактовки протокольных предложений. Кроме тою, подобная трактовка не позволяла решить проблему интерсубъективности науки. Если признать, что протокольные предложения выражают неповторимый чувственный опыт-субъекта, то оказывается, что у каждого человека свой собственный индивидуальный язык. Получается, что каждый субъект имеет свою собственную науку, что явно противоречит факту существования общезначимой науки. Попытка отыскать общезначимый протокольный язык в рамках неопозитивизма оказалась нерешенной.

Представитель постпозитивизма К. Поппер полагал, что не существует эмпирических утверждений, свободных от явной или скрытой теоретической интерпретации. Поэтому для отделения научного знания от ненаучного К. Поппером был предложен принцип фальсификации. Любое утверждение, относящееся к науке, может быть фальсифицируемо, то есть опровергнуто. Утверждения, которые не относятся к науке, например, религиозные и мифологические, опровергнуть практически нельзя.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009