Философская антропология Макса Шелера

Немецкий философ, социолог, один из основателей науки о ценностях — аксиологии, социологии культуры. Становление его философских взглядов включает в себя периоды, когда он занимался проблемами феноменологии (был учеником Э, Гуссерля), философии религии (неокатолицизм).

После отхода от религиозной проблематики Макс Шелер (1874—1928 гг.) посвятил своё творчество обоснованию философской антропологии. На него оказали заметное влияние такие мыслители, как Ф, Ницше, Э, Гуссерль, Б, Паскаль, Августин Блаженный.

Макс Шелер родился в Баварии, по мировоззрению был человеком религиозным, практикующим католиком, и это обстоятельство оказало заметное влияние на его жизнь и творчество. Учился в университетах Берлина и Иены, где защитил сначала докторскую, а затем хабилитационную диссертации. Был знаком не только с трудами Э, Гуссерля, но и с ним лично.

Как мы помним, для философии Э, Гуссерля исходным пунктом философской рефлексии был антипсихологизм, особенно в начальный период его творчества, когда он занимался философией математики. Для Шелера философия была, прежде всего, наукой о человеке и определяющих его существование закономерностях бытия и развития. Поэтому большинство историков философии считают М, Шелера представителем не столько феноменологии, сколько основателем и представителем антропологического направления в современной философии. Справедливости ради надо отметить и то обстоятельство, что он никогда не был до конца последовательным представителем феноменологического направления в философии и никогда до конца не разделял взгляды на основы феноменологии и на ее метод.

Основные произведения М, Шелера — «Формализм в этике и материалистическая этика ценностей» (1913— 1916), «Положение человека в космосе» (1928), «Трансцендентальный и психологический метод» (1900), «Феноменология и теория познания» (1933), «Кризис ценностей» (1919), «Формы знания и общество».

В 1927 году он огласил написанный им доклад под названием «Особое положение человека», который вызвал среди ученых заметный резонанс. По мысли М, Шелера, этот доклад должен был стать частью задуманного им фундаментального труда «Сущность человека», в котором он собирался изложить программное содержание и основные тезисы философской антропологии, Однако сравнительно ранняя смерть М, Шелера помешала ему осуществить задуманное.

М,Шелер работал в университете и «Институте социальных исследований» во Франкфурте-на-Майне. Незадолго до смерти, в 1929 году, М, Шелер возглавил кафедру философии в университете во Франкфурте-на-Майне.

В начале первой мировой войны М, Шелер становится политическим писателем, пишет ряд произведений; «Гений войны и немецкая война», «Причины ненависти к немцам», Он придерживался пацифистских взглядов и несколько упрощенно трактовал войну как «рыцарский бой двух сторон». Это его увлечение было непродолжительным; он отходит от деятельности политического писателя, перестает быть ревностным католиком, отходит от религии. К этому периоду относится его произведение «О том, что вечно в человеке».

Макс Шелер был философом и человеком всесторонне образованным, и круг его интересов был очень обширным — философия, антропология, психология, социология, педагогика, аксиология. Более того, он является начинателем новых областей знания; прикладной феноменологии, аксиологии, социологии знания, наконец, философской антропологии. Он считал, что главной задачей философии должно быть исследование сущности и структуры человека, а задачей философской антропологии — исследование сущности отношений человека с природой и обществом, а также отношений с другими людьми. Он сам исследует материальные, физические, духовные, психические начала в мире, особенности биологического в человеке, равно как и духовно-исторические, и социальные начала в человеке.

Надо подчеркнуть, что исследуя сущность человека, он опирался на феноменологический подход и метод. Под сущностью человека он понимал феномены, т, е, такие проявления человека, через которые мы можем постичь сущностные моменты, составляющие самого человека. Заметим, что здесь он не был последовательным феноменологом, а дополнил свои исследования некоторыми опытными, эмпирическими методами, опираясь на достижения естествознания в области изучения человека. Главной проблемой философии, по мнению М, Шелера, всегда была проблема сущности человека и места человека по отношению к другим формам бытия. В написанных им трудах М, Шелер провел обстоятельный анализ существующих в науке антропологических систем. Он выделяет и анализирует;

  • теологическую (религиозную) концепцию антропологии, которая, по словам М, Шелера, сводит проблему человека к мифу об Адаме и Еве;
  • антропологические концепции античной философии, где была сформулирована идея уникальности человека и вывод о том, что он, благодаря разуму, способен познать все вещи действительного мира;
  • натуралистические концепции антропологии, в которых в учении о человеке делается упор на естественные науки; к ним примыкает позитивистская концепция человека, рассматривающая человека как результат развития природы.

М, Шелер отметил, что идеал концепции человека в классической античной философии Платона и Аристотеля заключался в признании специфической особенности человека — наличии у него разума, который существенно отличал человека от животных. Он замечал также, что эта уникальность человека будет отмечаться во многих более поздних концепциях человека.

Заметим, что религиозная концепция человека была дана М, Шелером уже после того, как он порвал с католицизмом.

Что касается третьей, натуралистической концепции, то она, по мнению М, Шелера, не отражает специфику сущности человека, а только утверждает, что человек существо «менее животное», а в принципе между человеком и животным не существует принципиальной разницы. Человек — это не вершина развития млекопитающих и позвоночных, поскольку эта вершина еще относится к тому, вершиной чего является, Макс Шелер относит к этой концепции в древнегреческой философии Демокрита, в философии Нового времени — Ф, Бэкона, Д, Юма, Дж, Ст, Миля, а также естествоиспытателей Нового времени Ч, Дарвина и Ж, -Б, Ламарка.

Антропологическая концепция античной философии и натуралистическая концепция Нового времени исходят из того, что человеческая сущность сформировалась в результате естественных процессов, совершенствующих человека, начиная от его выделения из животного мира. В этих концепциях также подчеркивается активная, деятельностная сторона сущности человека. Названным трем концепциям М, Шелер противопоставил две следующие;

  • пессимистическую концепцию в антропологии, которая характеризовала человека как находящегося на грани гибели (Г, Лессинг, О, Шпенглер);
  • антропологическую концепцию сверхчеловека Ф, Ницше.

Пессимистическая концепция антропологии трактует человека как обреченного на самоуничтожение. Убеждение, что он выше животных, неистинно. Мир — это дорога к смерти человека. Характеризуя концепцию сверхчеловека у Ф, Ницше, М, Шелер обращает внимание на его тезис «Бог умер» и замечает, что, возможно, Бог и не должен существовать, чтобы у человека осталась ответственность за свой выбор, свободу действий, чтобы существовал смысл собственно человеческого бытия. Заметим все же, что самому М, Шелеру ближе всех была антропологическая концепция сверхчеловека из-за ее атеистического звучания.

Макс Шелер, исследуя природу человека, призывает при этом исходить из него самого. Он ценил идею Аристотеля об иерархии материи и формы, соответственно, лестнице живых существ. Он подчеркивал, что человек занимает серединное место в этой иерархии между животными и Богом, сопричастен и к тому, и к другому. Он — сопряжение человеческого и сверхчеловеческого, конечного и бесконечного, временного и вечного, естественного и сверхъестественного. Шелер подчеркивает телесно-душевное естество человека и не согласен с идеей психофизического параллелизма. Личность — это тайна, так как основной ее составляющей является не биологическое и психическое, но дух, именно он делает человека человеком. Личность опредмечивает все, сама не превращаясь в предмет. Дух — это внеприродный принцип персональности. Личность нельзя познавать, к ней можно только приблизиться и понять в созерцании ее сущностей. Именно в расшифровке тайны человека заключено предназначение современной философии, считал М, Шелер.

Значение философского наследия Макса Шелера в его внимании к проблеме человека, в анализе его сущности, его особенностей. М, Шелер предвидел угрозы сущностным характеристикам человека, которые исходят из развития цивилизации, неограниченного возрастания роли техники и технологий в жизни общества.

Учение М, Шелера оказало заметное влияние на другие направления неклассической философии, особенно на философию экзистенциализма.

Макс Шелер задумал осуществить весьма заманчивую программу; «познать человека во всей его полноте». Он предлагал соединить, синтезировать онтологическое, предметное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Правда, эта программа не была им реализована. Его последователи Г, Плеснер, А, Гелен и другие создали только отдельные, т, н, региональные антропологии — биологическую, психологическую, культурную, религиозную.

Таким образом, философская антропология — это попытка систематизировать в философском учении о человеке данные разносторонних конкретных научных исследований — биологических, психологических, этнографических, культурно-исторических, социологических и др.

Ключевые слова: Антропология, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Предмет философской антропологии
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Философия Э. Кассирера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философская антропология как раздел социальной философии
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Философия Альбера Камю
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Нового времени (1640-1870)
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Периодизация и содержание основных этапов развития философии средневековья. Проблема универсалий в концепциях номинализма и реализма
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Методы и направления социальной антропологии
Белик А.А., Культурная (социальная) антропология
Основные концепции философии истории
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Оставить комментарий