Роль и функции посредника в ходе переговорного процесса

В настоящее время выработаны конкретные техники посреднического процесса и рекомендации по их применению. В начале работы посредник прибегает к техникам рефлексивного вмешательства, которые помогают сориентироваться в проблеме, заинтересовать оппонентов в процессе медиаторства, поднять свой авторитет в их глазах.

На этапе переговорного процесса посреднические техники направлены на нормализацию отношений между сторонами и достижение решения стоящих перед ними проблем. Их называют техниками контекстуального вмешательства. Когда оппоненты предъявляют нереальные требования друг к другу, посредник стремится изменить их, демонстрируя, в чем состоит неконструктивность позиций сторон. При проявлении сторонами враждебности посредник жестко контролирует ситуацию. Как правило, для этого целесообразно использовать юмор, иронию. В определенной ситуации оказывается давление на стороны, призывая к осознанию ими деструктивных последствий конфликта. Если обсуждается много вопросов, то медиатор должен упростить ситуацию. При этом он выделяет приоритетные цели, определяет перечень проблем, предлагает оппонентам поторговаться из-за того, что кажется наиболее важным и т.д.

Тактика поочередного выслушивания применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.

  • Сделка - посредник стремится больше времени вести переговоры с участием обеих сторон, при этом основной упор делается на принятие компромиссных решений.
  • Челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя различные аспекты. В результате обычно достигается компромисс.
  • Давление на одного из оппонентов - большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участников, в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции. В конечном итоге данный участник идет на уступки.
  • Директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позиции оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель тактики - склонить стороны к примирению.

Содействуя началу переговоров между участниками конфликта или их продолжению, посредник предлагает те или иные варианты места встречи сторон. При этом, как правило, для проведения переговоров выбирается территория посредника.

  • Нейтральность по отношению к оппонентам. Посредник не стремится выявить правую и неправую стороны. Он должен относиться к ситуации максимально объективно. Он должен быть независимым от конфликтующих сторон.
  • Безоценочность позиции. Посредник не дает оценок действиям или позиции оппонентов. Он побуждает их к самоанализу своих действий, помогает принимать решения.
  • Конфиденциальность. Любая информация личного характера, полученная от участников конфликта, не может быть использована им в ущерб или передана другим лицам без их согласия.
  • Процедурный характер деятельности. Задача посредника - организовать процедуру обсуждения, ориентируя оппонентов на сотрудничество. Содержание процесса и его результат зависят от самих участников.
  • Гибкость — владение в совершенстве приемами и тактиками посреднической деятельности.
  • Гласность - точки зрения и позиции всех участников переговорного процесса и самого посредника должны быть им известны.
  • Стимулирование сотрудничества. Посредник поощряет шаги оппонентов, направленные на нормализацию взаимоотношений, побуждает их к этому, обеспечивая постепенный переход от конфронтации к сотрудничеству.
  • Работа с процессом, а не с решением. Посредник несет ответственность не за характер принимаемых решений, а только за организацию движения к этим решениям.

При оценке эффективности посреднической деятельности используются как объективные, так и субъективные критерии.

Оценивая степень успешности посредничества, необходимо, кроме того, учитывать оценки самого посредника и внешних наблюдателей.

Источник: 
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Материалы по теме
Виды и функции переговоров
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Этикет деловых переговоров
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Технология и стили переговорного процесса
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Суть посредничества как способа урегулирования конфликта
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Психологические механизмы и стили ведения переговоров
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Завершение переговоров
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Переговорные стили
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Жесткий стиль переговоров
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Оставить комментарий