Рефлекторный принцип организации поведения

С позиций рефлекторной теории поведение рассматривается как реакции организмов на воздействие разнообразных факторов внешней среды.

И.П.Павлов предложил рассматривать два вида поведенческих рефлексов - безусловные и условные.

Рефлекс - это реакция на возбуждение рецепторов, опосредованная нервной системой, закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Безусловные рефлексы, становление которых завершается в постнатальном онтогенезе, являются генетически заданными и жёстко подогнанными под определённые, соответствующие данному виду экологические условия. Врождённые рефлексы характеризуются стереотипной видоспецифической последовательностью реализации поведенческого акта. Они возникают при первой их необходимости, при появлении «специфического» для каждого из них раздражителя, обеспечивая тем самым неуклонность выполнения наиболее жизненно важных функций организма независимо от случайных, преходящих условий среды. Характерной особенностью безусловных рефлексов является то, что их реализация определяется как внутренними детерминантами, так и внешней стимульной программой.

Безусловный (врождённый) рефлекс — это наследственно закреплённая стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма.

В отличие от условных рефлексов, служащих приспособлению организма к изменяющимся условиям мира, безусловные рефлексы обеспечивают приспособление к относительно постоянным условиям и не зависят от наличия подкрепления.

По уровню сложности безусловные рефлексы подразделяют: на простые безусловные рефлексы, рефлекторные акты, реакции поведения и инстинкты.

Иваном Павловым выделены поведенческие сложные врожденные безусловные рефлексы, которые он отождествлял с инстинктами.

Инстинкт - это врождённая, строго постоянная, специфическая для каждого вида, форма приспособительного поведения, побуждаемая основными биологическими потребностями организма и специфическими раздражителями внешней среды.

Инстинктивное поведение - это совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида животных - в филогенезе - наследственно закреплённых, врождённых, общих для всех представителей данного вида (видоспецифических) компонентов поведения.

В ходе индивидуального развития - онтогенеза — инстинктивное поведение формируется в сочетании и взаимодействии с процессами научения, но не нуждается в упражнении. Оно сохраняется без периодического подкрепления и отличается устойчивостью, мазой индивидуальной изменчивостью и автономностью по отношению к краткосрочным изменениям в среде обитания.

Инстинктивное поведение запрограммировано в ЦНС, а внешние специфические стимулы не только побуждают, но и корригируют поведение.

По происхождению инстинкты делятся на три основные группы.

Первая группа - это инстинкты, происхождение которых связано с изменениями внутренней и внешней среды организма: гомеостатический, инстинкт отдыха и сна, половой инстинкт, строительный инстинкт, инстинкт миграции рыб.

Вторая группа инстинктов связана с изменениями внешней среды организма. Это инстинкты самосохранения, территориальный инстинкт, инстинкт лидерства и подражания (имитаций), инстинкт зимней спячки Некоторых видов животных, инстинкт перелёта птиц.

Инстинктами третьей группы (они запрограммированы в центральной нервной системе) являются следующие: санитарный инстинкт, родительский инстинкт, инстинкты движения и игровой инстинкт, инстинкты свободы и исследования.

К сложным безусловным рефлексам относятся пищевые, оборонительные, половые, ориентировочно-исследовательские, родительские и др. Следует особо выделить
ориентировочно-исследовательскую деятельность - реакцию животных на неожиданные, как правило, новые раздражители. И.П. Павлов назвал эту реакцию: «Что такое?»
Ориентировочно-исследовательская деятельность лежит в основе многих форм обучения.