Рефлексия как качество мышления

Под профессиональной рефлексией принято понимать соотношение субъектом деятельности, себя, возможностей своего «Я» с тем, что требует предстоящая деятельность. В изучении рефлексии существует большое разнообразие и многоаспектность направлений исследования, определяемых общепринятыми в отечественной рефлексивной психологии мышления и творчества представлениями о механизмах, уровнях, формах и типологии рефлексии. В акмеологии рефлексия изучается в контексте рефлексивной культуры личности. Развитие рефлексивной культуры как интегрального качества личности профессионала заключается в культивировании таких динамических компонентов как рефлексивная готовность, рефлексивная компетентность, рефлексивно-творческий потенциал, рефлексивная способность. Рефлексивные способности представляют собой взаимосвязь самооценки, самоконтроля, саморегуляции и самокоррекции. Рефлексию (рефлексивность) принято рассматривать в числе центральных профессионально важных качеств (ПВК) личности.

Большое внимание в изучении рефлексии связано с профессиональной деятельностью. Профессиональная рефлексия    (рефлексивность)    рассматривается как детерминанта успешности деятельности человека, она способствует организации его креативного мышления, росту профессионального мастерства, овладению новыми специальностями. Это позволяет рассматривать рефлексию как механизм личностного и профессионального саморазвития, творческой самореализации человека как профессионала.

Впервые общее понятие профессиональной рефлексии было введено Б.З.    Вульфовым, согласно которому, профессиональная рефлексия - это соотношение себя, возможностей своего «Я» с тем, что требует избранная (избираемая) профессия.

Так, например, О.Н. Родина к числу наиболее существенных ПВК человека, как субъекта профессиональной деятельности, относит рефлексивность. Она обращает внимание на то,    что общая оценка успешности профессиональной деятельности должна включать как внешний критерий (оценки, даваемые другими людьми), так и внутренний (собственную оценку успешности своей деятельности). По утверждению О.Н. Родиной, человек с высоким уровнем рефлексии способен более адекватно оценить и организовать свою работу и как следствие, добиться успеха.

В исследовании А.В. Карпова изучался и анализировался характер взаимосвязи индивидуальной меры выраженности рефлексивности и некоторых параметров профессиональной деятельности управленческого и исполнительского типа. Было установлено, что между уровнем рефлексивности (интеллектуальной, личностной, коммуникативной и кооперативной) и эффективностью управленческой деятельности у менеджеров старшего звена существует сложная связь, которая описывается «U -образной» кривой. Такая связь свидетельствует о том, что наибольшая эффективность управленческой деятельности проявляется при среднем уровне меры выраженности рефлексивности. При низкой же и очень высокой рефлексивности может происходить снижение эффективности управленческой деятельности. Аналогичная взаимосвязь рассматривалась и в профессиональной деятельности ярко выраженного исполнительного характера (у менеджеров среднего звена). Было установлено, что между рефлексивностью и эффективностью исполнительской деятельности существует сложная взаимосвязь, описываемая «S - образной» кривой. Ее смысл заключается в существовании некоторого оптимального интервала (меры выраженности) рефлексивности, при котором значения «функции» (эффективности исполнительской деятельности у менеджеров среднего звена) изменяются наиболее интенсивно. И, наоборот, при минимальных величинах меры выраженности    рефлексивности    эффективность исполнительской деятельности еще не возрастает, а при максимальных - уже не возрастает. Следовательно, существует определенный интервал изменения уровня рефлексивности, при котором менеджеры старшего и среднего звена наиболее сензитивны к восприятию и реализации управленческих воздействий .

В экспериментальном исследовании А.В. Карпова было также установлено, что уровень рефлексивности оказывает влияние не только на результативные, но и на собственно процессуальные, в частности, стилевые особенности управленческой и исполнительской профессиональной деятельности.

В настоящее время представления о значении рефлексии в профессиональной деятельности человека значительно расширились. В исследованиях ученых, занимающихся разработкой акмеологических проблем профессионального становления человека, рефлексию принято рассматривать в контексте общей психологической культуры профессионала.

Так, например, в исследовании Н.Т. Селезневой, психологическая культура руководителей системы образования рассматривается как свободный творческий вид активности, позволяющий преодолевать субъектно-объектные отношения, авторитарный характер целеполагания и оценки деятельности, способствующий сотворению атмосферы взаимопонимания,    партнерства,    ответственности, инициативы, системы коллегиальных субъектно-субъектных отношений. Психологическая культура руководителя представляется Н.Т. Селезневой как совокупность всесторонних, точных знаний, умений, представлений, опыта профессиональной деятельности, качеств личности, соответствующих полномочиям и правам, которые ему предоставлены, самосознания, гуманистических принципов управления. Для того, чтобы изучить психологическую культуру руководителя необходимо рассматривать такие компоненты, как:

  • структура ценностей, мотивов, установок и личностных смыслов;
  • требования к личности и совместной деятельности; позиции и отношения, возникающие в процессе взаимодействия;
  • профессиональное самосознание и опыт личности; особенности эмоционально волевой сферы;
  • умственную самостоятельность и интеллектуальные способности, включая рефлексивное мышление.

Согласно С.Ю. Степанову, занимавшемуся исследованием проблем психологии рефлексивного мышления и творчества, рефлексивная культура личности характеризуется:

  • готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
  • умениями обретать новые смыслы и ценности;
  • умениями адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений;
  • умениями ставить и решать неординарные практические задачи.

Уровень развития рефлексивной культуры проявляется в глубине переосмысления собственного опыта, степени готовности к планированию своей деятельности Основным показателем рефлексивной культуры личности является ее способность работать в условиях неопределенности. Развитие рефлексивной культуры как интегрального качества заключается в культивировании таких динамических компонентов как рефлексивная готовность, рефлексивная компетентность, рефлексивно-творческий потенциал, рефлексивная способность147.

Результаты опытно-экспериментальных исследований актуализировали целый ряд проблем, связанных с исследованием прикладных аспектов рефлексии. В настоящее время разрабатываются методики измерения рефлексивности, осуществляются активный поиск и разработка эффективных технологий управления развитием рефлексии и рефлексивных способностей у представителей разных профессий (в том числе у педагогов), начиная с первых ступеней профессионального образования и профессионального становления человека как субъекта деятельности.

Рефлексивная готовность выражается в степени обобщенности и конкретизации механизмов самопознания, саморазвития и самореализации личности. Показателем рефлексивной готовности является активность личности в различных условиях и ситуациях по их преобразовыванию. Основными составляющими рефлексивной готовности являются эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный и поведенческий компоненты.

Рефлексивная компетентность определяется как качество личности, которое позволяет наиболее эффективно осуществлять рефлексивные процессы, обеспечивает процессы развития и саморазвития, способствует творческому подходу к деятельности.

Рефлексивно-творческий потенциал выражается в способности личности решать проблемы неординарным способом. В этой способности проявляется высшая форма творчества. Творческие (креативные) способности обеспечивают саморазвитие личности, рост профессионального мастерства, переподготовку и овладение новыми специальностями. Проявление, реализация и развитие креативных способностей тесно связаны со способностями рефлексивными.

Рефлексивные способности обеспечивают условия для саморазвития личности, ее самокоррекции и творческой самореализации, способствуют росту профессионального мастерства и овладению новыми специальностями. Они влияют в целом на развитие личности и ее отношения с миром. Развитие рефлексивных способностей личности предполагает формирование адекватной самооценки, высокого уровня самоконтроля, способов саморегуляции.

Одной из главных задач в совершенствовании любого профессионала научиться рефлексии, интенсивно развивать собственную жизнь и деятельность, уметь видеть ошибки и искать варианты их преодоления. Согласно Б.З. Вульфову, рефлексия - это особый случай индивидуального самоуправления. Такое понимание рефлексии позволяет рассматривать ее как механизм личностного и профессионального саморазвития.

Ключевые слова: Мышление
Источник: Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова, В.П. Сиротин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Академия МНЭПУ» - 2018. - 200 с.
Материалы по теме
Нарушение личностного компонента мышления
Т. П. Пушкина Медицинская психология
Виды, процессы мышления
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Мысленный эксперимент
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Мышление как процесс решения задач
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Механизмы мышления. Метод картирования виутрикоркового взаимодействия
...
Патологическая продукция мышления
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Мышление: его виды и связь с языком
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Мышление при шизофрении
Т. П. Пушкина Медицинская психология
Оставить комментарий