Слово речь, прежде чем стать научным термином, на протяжении многих лет использовалось в бытовом общении. Поэтому, приступая к изложению современной теории речи, необходимо разграничить понятия, обозначаемые этим словом.
Как правило, научные термины должны быть однозначными: это терминоведческое требование избавляет от двоякого, неточного понимания текста. Но так сложилось в русском языке: слово речь имеет три различных значения:
- речь как деятельность, речь как процесс;
- речь как продукт речевой деятельности;
- речь как ораторский жанр. Рассмотрим подробнее каждое значение.
Речь в первом, процессуальном, значении имеет синонимы: речевая деятельность, речевой акт. Ситуации употребления термина речь в первом значении: механизмы речи — так говорят о действии произносительных органов; речь человека в ее отношении к трудовой деятельности; производные слова от термина речь — речевой, речевая, речевые: речевая ошибка, речевая способность, речевой навык, речевой процесс и многое другое. Денис уже неплохо овладел английской разговорной речью, он свободно строит фразу. Речь— говорение, речь — аудирование, речь — письмо, письменное выражение мысли; речь— чтение,внутренняя,мысленная речь.Именно к этому значению слова речь относится определение речи, которое дают психологи.
Речь — это общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией.
Общение совершается не только через речь, но и с помощью неязыковых знаков, которые изучает семиотика: мысль передается через поступок, через прикосновения (тактильная речь), с помощью жестов и мимики, через указания на предметы окружающего пространства. Все это — невербальные средства общения.
Речь — это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр. По утверждению исследователей-психологов, общение людей, видящих друг друга, значительно эффективнее, чем заочное общение.
Общение людей, включенное в процесс жизни, изучает современная теория дискурса («речь» — франц.).
Обратим внимание на другое определение речи в первом значении термина, его дает лингвист О. С. Ахманова: «Деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М., 1966. — С. 386). Если психологи идут к речи от общения, то лингвисты — от языка, от знаковой системы, которой владеют люди определенной языковой принадлежности.
В рамках первого, процессуального, деятельностного, значения термина речь исследуются:
- физиологические основы речи, речевой деятельности;
- механизмы речи по ее видам: механизм говорения, или устной речи, механизм аудирования — восприятия устной речи и ее понимания, письма как выражения мысли в графическом коде и чтения как восприятия чужой речи, зафиксированной в графическом коде;
- кодовые переходы — насколько это доступно;
- взаимосвязь мышления и речи;
- реализация функций языка в речи;
- взаимодействие языков в речевой деятельности билингва;
- процесс овладения речью у ребенка, речевое развитие человека на различных возрастных этапах;
- формирование «языкового чутья» (интуиции) на разных возрастных этапах и др.
Эта проблематика исследований в рамках первого значения термина речь находится в сфере интересов психолингвистики, общего языкознания, теории речевых актов, теории речевого развития человека, психологии речи.
Второе значение термина речь — «речь как результат» имеет синоним текст. Мы привыкли к тому, что текст — это записанная речь. Такое понимание текста носит бытовой характер. В теории речи текст может быть не только письменный, но и устный и даже мысленный (когда имеется в виду внутренняя речь).
В учебниках русского языка текст обычно определяется как некая сумма или совокупность нескольких предложений. Действительно, чаще всего текст состоит из нескольких и даже из множества предложений.
Но с точки зрения теории речи такое определение текста некорректно. В теории речи текст определяется как языковая ткань произведения — результат творческого процесса, его порождение; как «снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения» (И.Р. Гальперин). В таком понимании текста им может оказаться и отдельное предложение (например, любая пословица, а их десятки тысяч), и даже отдельное слово. Можно сказать: текст рассказа, стихотворения, статьи, протокола, юридического документа, речи оратора, письма другу, устного диалога, выступления по радио, боевого приказа, научной монографии.
Примеры употребления термина речь во втором значении: речь диалектная, Мы изучаем речь ребенка, ритмическая речь, речь научная, строгая, доказательная, культура речи как соблюдение языковой нормы, речевой стандарт {штамп), речь народно-поэтическая {народно-поэтический стиль), прямая и косвенная речь, формы ее записи и т.п.
В рамках второго значения термина речь, обозначающего продукт речевой деятельности, исследуются:
- структуры текста, его компоненты, внутритекстовые связи;
- стили речи;
- речевые жанры;
- использование языковых средств (лексических, грамматических и пр.) в пространстве текста;
- использование стилистических фигур, тропов, фразеологии, средств звукописи, ритмики и пр.(то, что изучает поэтика);
- языковая норма и ее нарушения (ошибки) в области словоупотребления, грамматики, орфоэпии, сочетаемости (валентности) слов и пр., а также способы редактирования, совершенствования текста;
- средства устной выразительности речи (интонации, паузы, логические ударения, тембр голоса, невербальные средства устной речи; графические средства в речи письменной; знаки препинания, правила и традиции их употребления, шрифтовые выделения, расположение текста на странице, дополнительные знаки — символы (математические, графические и пр.); средства записи звучащей речи — фонограммы и пр.;
- средства длительного хранения записей устной и письменной речи, дешифровка текстов на забытых, мертвых языках и пр.
Эта проблематика находится в ведении лингвистики текста, стилистики, языкознания, поэтики, орфографии, теории сценической речи, графики, палеографии, герменевтики и других наук, так или иначе пересекающихся с лингвистикой, с языковой прагматикой.
Здесь уместно заметить, что до второй половины XX в. текст и его компоненты не признавались языковой категорией, текст исследовался в литературоведении, логике, текстологии. Лишь во второй половине XX в. сформировалась новая ветвь науки о языке, которая получила название лингвистика текста (или синтаксис целого текста). Описаны компоненты текста — сверхфразовые единства, сложные синтаксические целые, их внутренние связи — логические, лексические, синтаксические, морфологические, интонационные, для письменной речи — графические. Подробнее эта тема будет рассмотрена в специальной главе.
Третье значение термина речь — это речь как ораторский жанр или как монолог в художественном произведении.
Примеры употребления термина речь в третьем значении: Адвокат на суде произнес краткую, но убедительную речь; название книги: Демосфен. Речи. — В 3 томах. (М., 1994); в значении «монолог» или «реплика».
Ораторские речи бывают развлекательные, информационные, дискуссионные (полемические), убеждающие, побуждающие к действиям, воодушевляющие, хвалебные, или патетические, разоблачительные и т.д. Этот жанр изучается в риторике, в литературоведении.
Автор счел необходимым так подробно рассмотреть три значения слова речь во избежание логических ошибок типа подмены понятий, так как каждое из трех значений представляет собой самостоятельный феномен — предмет, поддающийся делению и дающий производные.