Различие интересов мальчиков и девочек

Дж. Бердвик (Bardwick, 1970), изучив интересы и предпочтения дошкольников разного пола, отмечает, что у девочек проявляется больший интерес к установлению межличностных отношений, у мальчиков — деловая ориентировка, интерес к решению конструктивных задач.

При сопоставлении тем лекций, касающихся «сфер жизненных интересов» (Symonds Р., 1937), среди учащихся средней школы были выявлены следующие различия в интересах: мальчики в первую очередь предпочли темы о физическом здоровье, безопасности и деньгах, а также открыто проявили интерес к сексу. Девочек заботили вопросы личной привлекательности, философии, психического здоровья, этики, личностных качеств, домашних и семейных взаимоотношений.

Как отмечают А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов (1982), в центре внимания девочки начиная с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия, у мальчиков же интересы направлены на относительно отдаленные предметы и явления, порой не связанные с кругом их прямых обязанностей. Это, полагают авторы, объясняет, во-первых, почему у девочек имеются лучшие знания о себе, почему они уделяют большее внимание своей внешности, особенностям внешности и поведения окружающих, проявляют больший интерес к внутреннему миру (неслучайно девочки в 3-4 раза чаще ведут дневники), обнаруживают большую чуткость, и во-вторых, почему у представителей мужского пола более выражена склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не тем, что непосредственно требуется.

Различия в интересах проявляются в том, какую телевизионную рекламу предпочитают мужчины и женщины. По данным В. Б. Анищенкова (2002), около 60% мужчин предпочитают рекламу бытовой электроники, спортивных снарядов, развлечений и отдыха, а около 80% женщин предпочитают рекламу одежды и обуви, товаров для дома, развлечений и туризма.

В период отрочества, как показано психологами, наблюдаются две фазы развития интересов: фаза появления новых влечений и фаза созревания интересов. В исследованиях К. Рейнингера (1924), Л. Вечерка (1926) и Г. Хетцер (1927) показано, что в протекании этих фаз имеются существенные половые различия. Первая фаза у мальчиков наступает позднее, но протекает более бурно и длительно, и характерный для нее негативизм выражен сильнее, чем у девочек.

В целом круг интересов мальчиков, считают А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов, шире, чем девочек. К аналогичному выводу пришли еще ленинградские психологи, изучавшие общую осведомленность (эрудицию) у студентов: у 17-18-летних юношей и девушек она практически одинаковая, но затем у юношей она возрастает, а у девушек снижается («Вопросы практической психодиагностики...», 1984).

Однако этот вывод не подтверждается результатами исследования, проведенного на большом контингенте взрослых А. К. Канатовым (2000), — табл. 8.4. По его данным, различия в широте интересов (познавательной потребности) не выявляются.


Мальчики имеют преимущество в познании чего-то особенного, редкого, специального, но уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений.

Различия в интересах определяют некоторые преимущества мужского пола — большую широту мышления, более широкий кругозор, лучшую способность сопоставления отдаленных предметов и явлений, большую объективность обобщения, но вместе с тем и недостатки — меньшую бытовую приспособленность, худшее понимание необходимого в сравнении с понимайием возможного, т. е. меньшую, по сравнению с женщинами, прагматичность.

Интересы к чтению, кино- и телефильмам. При выборе литературы для чтения в 1920-х гг., как показано Я. М. Шарифом (1927), девочки руководствовались местными идеалами, эстетическими мотивами, а выбор мальчиков был обусловлен новаторством и изобретательностью. Исследование интересов детей к чтению в Швейцарии (Baumgarten-Tramer F., 1945-1946) показало, что мальчики предпочитают приключения, путешествия и исследования, а девочки — любовные истории и романы о детях и семейной жизни.

Имеются различия и в предпочтениях просмотров кинофильмов: мальчики предпочитают фильмы, богатые приключениями и действием, а девочкам нравятся фильмы, рассказывающие о любви, личной жизни и «личном обаянии» (Май-рамс Г., 1969).

По данным М. Хикман с соавторами (Hickman et al., 2000), мальчики смотрят телевизионные передачи несколько больше по времени, чем девочки (рис. 8.5).

Однако взрослые женщины проводят перед телевизором больше времени, чем мужчины (Nielsen, 1990). Думается, что для российской действительности это не специфично.

По данным Д. И. Фельдштейна (1988), внеучебные занятия (кружковые, спортивные и др.) больше привлекают девочек, чем мальчиков (табл. 8.5).


Интересы к деятельности. И. В. Тельнюк (1999) выявила половую дифференциацию в мотивации всех видов детской деятельности. Девочкам (в 65%) нравится выполнять то, что хорошо знакомо, т. е. стереотипную деятельность, мальчики (в 67%) предпочитают деятельность исследовательского характера. Девочкам (в 55%) интересны хозяйственно-бытовые занятия, шитье; мальчики же предпочитают работу с деревом, конструктивную деятельность.

И. П. Шахова (1986) при изучении интересов школьников VII-IX классов выявила, что интересы мальчиков больше выражены в таких видах деятельности, как техническая, практическая, научно-техническая и научно-теоретическая, спортивная, а интересы девочек относятся в большей мере к театральнохудожественной, природоведческой, сельскохозяйственной, общественной видам деятельности (рис. 8.6).


Различия в иерархии интересов мужчин и женщин сохраняются и в зрелом возрасте. По данным Т. В. Андреевой (1998), у мужчин чаще проявляется интерес к творчеству, затем к познанию, к работе, у женщин — к познанию, затем к творчеству, к семье.

О чем разговаривают мужчины и женщины. В ряде работ западных психологов (Carlson et al., 1936; Landis С., 1927; Landis M., Burtt H, 1924; Moor H., 1922; Watson et al., 1948) интересы изучались по обрывкам разговоров, подслушанных в оживленных местах разных городов США и Англии. В мужских разговорах наиболее распространенными были такие темы, как деньги, коммерческие дела и спорт; женщины чаще говорили о других женщинах и об одежде. Отмечается (Tannen, 1990), что в разговорах мужчины чаще концентрируются на задачах, а женщины — на отношениях между людьми. В группах разговоры мужчин более информативны, женщинам же важнее поделиться с подругами новостями и переживаниями, получить помощь или оказать поддержку (Dindia, Allen, 1992; Eagly, 1987).

Темы: Гендер, Дифференциация
Источник: Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Что такое маскулинность и фемининность
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Теория андрогинности
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Оценка достигаемых мужчинами и женщинами результатов. Сексизм
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Маскулинность — фемининность и выбор вида профессиональной деятельности
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Особенности направленности личности у мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Женщины в спорте: влияние на репродуктивную систему
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Интеллект и половые различия
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Методы дифференциальной психологии
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Оставить комментарий