Что такое маскулинность и фемининность

Как отмечает В. Е. Каган (1991), не все в человеке может быть описано альтернативой «мужское» или «женское». Так, и мужской и женский организмы продуцируют как мужские, так и женские половые гормоны, а гормональная маскулинность или фемининность определяется по преобладанию тех или других. По данным Дж. Мани (Money, 1980), у мужчин уровень женских гормонов варьирует в больших диапазонах: эстрогенов — от 2 до 30% того, что имеется в женском организме, а прогестерона — от 6 до 100%. У женщин уровень андрогенов (мужские половые гормоны) составляет по сравнению с уровнем у мужчин 6%. Головной мозг обладает возможностью программирования поведения и по мужскому и по женскому типу (Вундер П. А., 1980; Money J., 1980; Whalen R., 1977). Поэтому маскулинность — фемининность описывают как модель в виде сообщающегося сосуда, и «свой» сосуд должен быть заполнен больше, чем «чужой». Это соответствует представлениям Г. Гейсмана, написавшего около века назад книгу «Психология женщины»: различия в мужской и женской психологии являются различиями не по ценности и не по качеству, а лишь по степени статистической значимости (цит. по: Хвостов В. М., 1911). Правда, это не помешало ему выделить шесть основных отличительных черт психологии типичной «средней» женщины: эмоциональность, богатая фантазия, конкретность мышления с преобладанием ассоциаций по смежности, протекание мыслительного процесса преимущественно в подсознательной сфере, гармоничность и целостность психики, нравственная чистота (альтруизм, высокоразвитое чувство долга).

В научной литературе описываются случаи, когда женский эмбрион по каким-то причинам подвергается воздействию повышенных доз андрогена (Money, Ehrhardt, 1972). Хотя дети, имевшие такой пренатальный опыт, становятся женщинами и воспринимаются окружающими как таковые, они во многих отношениях оказываются более маскулинизированными. В детстве они ведут себя по-мальчишески, они более агрессивны и азартны в спорте, меньше любят детей.

Макклелланд Д., 2007, с. 374.

О. Вейнингер (1991) в начале XX в. тоже писал о бисексуальности каждого человека: «Дифференциация полов, разделение их никогда не бывает совершенно законченным. Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в самом слабом развитии, и у женского пола. Все половые признаки женщины имеются и у мужчины, хотя бы только в зачаточном, рудиментарном виде» (с. 7). И далее: «Можно даже сказать, что в области опыта нет ни мужчины, ни женщины. Существует только мужественное и женственное» (с. 9).

Однако «мужественное» и «женственное» у мужчин и женщин выражено по-разному, в связи с чем ученые говорят о маскулинности и фемининности.

Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus — мужской и femininus — женский) — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин (Психология: Словарь, 1990). Правда, некоторые исследователи сейчас избегают этих терминов, объясняя это тем, что они являются слишком общими и вводящими в заблуждение.

На основе этой идеи западные психологи в 1930-1960-х гг. создали несколько специальных шкал для измерения маскулинности — фемининности умственных способностей, интересов, эмоций и т. д. (тест Термана—Майлс, шкала маскулинности — фемининности (М/Ф) MMPI, шкала маскулинности Гилфорда и др.). В основу шкал заложено представление, что индивиды различаются по степени маскулинности — фемининности. Все свойства в этих тестах альтернативны, т. е. высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью, и наоборот, причем для мужчины желательна высокая маскулинность, а для женщины — высокая фемининность. Однако далеко не все психические качества четко делятся на мужские и женские. Кроме того, обнаружилось, что соотношение М/Ф по разным шкалам может быть различным: человек, маскулинный по одним показателям, может быть фемининным по другим.

При использовании других методов — теста Сандры Бем (Bern S., 1979) и вопросника личностных свойств Джанет Спенс и Роберта Хельмрайха (Spence J., Helmreich R., 1979) — маскулинность и фемининность рассматриваются не как альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а как независимые качества. С. Бем с помощью своего теста выделила 4 группы мужчин и женщин (табл. 22.1).


В итоге выделились 8 полоролевых типов (по 4 для мужчин и женщин).

При характеристике маскулинности — фемининности, которая дается в англоязычной литературе, отчетливо просматривается тенденция к связыванию маскулинности с деятельностью, а фемининности — с общением. И даже существует такой анекдот: когда муж возвращается от друзей, жена его спрашивает: «О чемвы разговаривали?» Муж отвечает: «Да ни о чем. Мы просто рыбу ловили». Когда жена возвращается от подруг, муж в свою очередь спрашивает ее: «Что вы там делали?» На что жена отвечает: «Да ничего, мы просто разговаривали».

Отмечается, что высокая фемининность у женщин и высокая маскулинность у мужчин вовсе не являются гарантией психического благополучия. Так, высокая фемининность у женщин часто совпадает с пониженным самоуважением и повышенной тревожностью (Maccoby Е., Jacklin С., 1974). По данным И. Н. Димура (2005), фемининные женщины обладают низким самоконтролем и высокой тревожностью, консервативностью, адекватной самооценкой, конформностью, чувствительностью, общительностью и высокой социальной смелостью.

Высокомаскулинные мужчины тоже оказались более тревожными, менее уверенными в себе и менее способными к лидерству, хотя, будучи подростками, обладали такой уверенностью и были удовлетворены своим положением среди сверстников (Mussen Р., 1962). Высокофемининные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными половыми ролями (Bern S., 1979). Дети, которые ведут себя строго в соответствии с требованиями их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями (La France М., Carmen В., 1980; Locksley A., Colten М., 1979; Lott В., 1978). Поэтому Дж. Плек (Pleck J., 1981) полагает, что следование «мужественности» имеет не только положительные стороны, но и отрицательные. Больше того, когда обстановка требует проявления «женских» качеств и действий, у мужчины, строго придерживающегося мужской роли, может возникнуть мужской гендерно-ролевой стресс (Eisler, 1987), или, по О’Нилу, — гендерноролевой конфликт.

О’Нил с коллегами (O’Neyl et al., 1995) назвали 6 признаков гендерно-ролевого конфликта:

  1. ограничение эмоциональности — трудность в выражении своих эмоций или отрицание права других их выражать;
  2. гомофобия — боязнь гомосексуалов;
  3. потребность контролировать людей и ситуации, проявлять власть;
  4. ограничение сексуального поведения и демонстрации привязанности;
  5. навязчивое стремление к соревновательности и успеху;
  6. проблемы с физическим здоровьем, возникающие из-за неправильного образа жизни.

Когда женщина бывает до конца женщиной, она представляет больше ценности, нежели когда Она играет роль мужчины. Развивать в женщине мужские свойства, пренебрегая присущими ей качествами, — значит действовать явно ей во вред.

Ж.-Ж. Руссо

Однако маскулинность женщин, как отмечает И. Н. Димура (2005), тоже приводит к фрустрированности, поскольку при этом у женщин часто отмечаются противоположно направленные тенденции «зависимость — независимость» и не вполне адекватная самооценка.

Ключевые слова: Гендер, Дифференциация
Источник: Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Оценка достигаемых мужчинами и женщинами результатов. Сексизм
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Маскулинность — фемининность и выбор вида профессиональной деятельности
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Различие интересов мальчиков и девочек
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Особенности направленности личности у мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Теория андрогинности
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Пол и учебно-воспитательная деятельность
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Психологический пол и особенности личности
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Одаренность и гендер
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Оставить комментарий