Гендерные различия в лидерском поведении

Лидерами преимущественно становились мужчины. Этому есть объяснение. Мужчина всем своим видом, прежде всего внешностью, олицетворяет спокойствие и надежность; он в целом менее эмоционален, чем женщина, что также работает на его имидж надежности. Интеллект представителей мужского пола выше. Во всяком случае, математический и технический интеллекты мужчин выше, чем у женщин. Однако самое главное, по всей видимости, заключено в агрессивности мужчин, которая необходима в лидерстве при принятии решений и при внедрении этих решений в практику.

Агрессивность мужчин объясняется их природой. Например, за смелость и агрессивность отвечает гормон тестостерон, которого в мужском организме несоизмеримо больше. В силу своей природной организации мужчины востребованы в кризисных условиях, которых до недавнего времени в жизни и экономике было в избытке.

Стоит отметить, что сегодня психологические качества и умения женщин более востребованы, чем качества мужчин. Особенно это видно по бюджетным организациям, где женщины занимают большинство ключевых мест. Сегодня женщина не совсем лидер, но руководитель и это реальность, с которой сталкиваются коммерческие и бюджетно-ориентированные группы.

Переориентация профессиональных групп на женщин-руково-дителей имеет сегодня объективные основы. Это сигнал, говорящий о том, что в группе (и организации в целом) ничего революционного не ожидается. Впереди рутина, с которой очень успешно справляются женщины-руководители. Они востребованы в консервативных условиях, в которых не нужно ничего решать, изменять, перестраивать. По своей природе женщина - хранительница очага, умеющая налаживать межличностные отношения, разрешать конфликты, снимать групповую агрессию.

Мужчины как лидеры востребованы в конфликтных экономических и политических условиях. Лидер-мужчина возникает в ситуации, когда нужно перестраивать, противостоять, защищаться, создавать новые структуры и т. д.

Сфера лидерского поведения для большинства женщин - новая сфера приложения активности, где, выбирая свой стиль управления, они копируют качества мужчин-руководителей. К сожалению, иногда копируются не лучшие формы мужского доминирования. Так, некоторые женщины используют квазимужскую форму поведения: неприступность, «мужиковатость», демонстрация силы; одеваются, как мужчины, используют элементы нецензурной лексики, т. е. теряют специфические и часто выигрышные женские черты.

В таблице 12 отражены основные различия мужского и женского руководства.

По ряду характеристик женщина очень хороший управленец: внимательная к людям, добрая, всегда выслушает, поймет, сострадательна. Сегодня эти качества востребованы.

С другой стороны женщина-управленец работает по инструкции и редко отходит от нее. Она поборник норм и правил служебной этики и деловых взаимоотношений. Там, где мужчина обойдет закон, начнет искать компромиссы и альтернативы, женщина все сделает по закону. Она не только хранительница домашнего очага, но и хранительница законов служебных взаимоотношений.
Таблица 12. Различия мужского и женского руководства

Женщины Мужчины
Склонны прибегать к интерактивному руководству, т. е. более тесному взаимодействию с подчиненными Дистанцируются от членов группы, ограничивают общение. Например, мужчины предпочитают отдельный рабочий кабинет
Побуждают людей к участию в делах группы, делегируют полномочия Чаще практикуют индивидуальное выполнение заданий, взваливая на себя большую часть нагрузки. Придерживаются правила: «Если хочешь работу выполнить качественно - сделай ее сам»
Склонны активно делиться властью и информацией; возможно, что общение носит неделовой характер Ревностно относятся к возможным соперникам. Скрывают информацию, используя ее в манипуляторных целях
Склонны добиваться, чтобы другие выше ценили себя и испытывали радость от своей работы Склонны к созданию конфликтной ситуации в группе. Предъявляют повышенные требования к другим. Бывают агрессивны и несдержанны
Стремятся к созданию единой команды Практикуют стиль «разделяй и властвуй»
Проявляют больше терпения к различным помехам и неделовой активности Аффективны в ситуации помехи на пути достижения цели. Склонны к разрушению препятствий
Стремятся свести к минимуму социальную и профессиональную иерархию Выстраивают жесткую иерархию и отслеживают ее соблюдение

Интересны исследования доктора медицинских наук из Екатеринбурга Г. В. Талалаевой, в которых измерялся тестостерон мужчин и женщин в различных стрессогенных ситуациях. В частности, было обнаружено, что тестостерон мужчин (а также качество этого белка) снижается в условиях плохой экологии, и это современная реальность: чрезмерная загазованность, присутствие в атмосфере пыли тяжелых металлов и радиация приводят к снижению количества и качества тестостерона у мужчин.

Однако первое место среди мужских стрессогенных ситуаций занимает не природный фактор, а психологический, в частности межличностный конфликт в работающей группе. Также интересно, что межличностный конфликт способствует увеличению тестостерона у женщин (Талалаева, 2010).

Темы: Гендер, Лидерство
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Три теории лидерства
Обозов Н.Н., Возрастная психология
Типы политических лидеров
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Общие представления о лидерстве
Евтихов О.В., Развитие лидерского потенциала руководителя
Руководитель и лидер
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Стадии половой идентификации
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Классические теории лидерства
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2
Лидерство в системе власти
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Специфика организационного лидерства
Евтихов О.В., Развитие лидерского потенциала руководителя
Комментарии

ну знаете ли, ничего глупее мне еще на этом сайте не встречалось. Сравнение мамкиного специалиста, а не профессионала: "женщины это хранительницы домашнего очага, а мужчины - прирожденные лидеры". Необоснованные стереотипы, и ничего более.

И это "нечто" - учебное пособие? Серьезно, зачем Минобразования пропустило досужие вымыслы?

Оставить комментарий