Методика выявления лидера

Ассоциативный эксперимент впервые был использован психиатром К. Юнгом для выявления у больных скрытых влечений. Сущность этого эксперимента состоит в ответе испытуемого на предъявляемые ему слова-стимулы, причем условием эксперимента является произвольность реакции испытуемого, т.е. ответы испытуемого могут быть разнообразны по содержанию и форме. В настоящее время ассоциативный эксперимент широко используется в медицине, судебной практике, а в сочетании с техническими средствами, позволяющими оценить психофизиологические показатели испытуемого, может быть применен в качестве «детектора лжи».

Парный ассоциативный эксперимент используется для выявления лидера среди двух испытуемых. Сущность парного ассоциативного эксперимента состоит в том, что вербальные стимулы предъявляются одновременно обоим испытуемым, которые отвечают независимо друг от друга любыми словами. Для лидера в диаде характерно более короткое время реакции и навязывание своих ассоциаций второму испытуемому — ведомому.

Анализ экспериментальных данных позволил разработать формальные критерии оценки содержания ответов испытуемых. По связи каждого слова - реакции со словом-стимулом можно выделить логический и грамматический критерии. В свою очередь, в пределах логического критерия можно выделить два варианта реакций испытуемых: центральные и периферические. К первому варианту относятся реакции, в которых обнаруживается смысловая связь (принадлежность роду, классу понятий) между стимулом и реакцией (дождь - ветер, картина - художник и т.д.), ко второму - реакции, где такая связь либо отсутствует, либо опосредована (дождь - наука, картина - стол и т.д.).

Увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствует о плохом знании языка, заторможенности или скачкообразности мыслительных процессов и т.п.

В рамках грамматического критерия также можно выделить два варианта ответных реакций - синтагматические и парадигматические. Под синтагматическим вариантом связи между словом-стимулом и словом-реакцией понимается такая связь, в которой обнаруживается отношение (одновременное) типа «определяемое и определяющее слово» (хороший - поступок, дождь - сильный и т.д.), а под парадигматическим вариантом - реакции, где эта связь имеет равномерный, причинно-следственный характер или характер синонимии и антонимии (хороший - плохой, дождь - грязь и др.).

Увеличение синтагматических реакций - свидетельство комплексности мышления, неумения или неспособности выделять рядоположные объекты и их свойства (по Л.С. Выготскому - инфантилизм мышления).

Испытуемый с более высокими показателями по центральным и парадигматическим ассоциациям, а также с более быстрыми и однородными по времени реакциями может рассматриваться как лидер. Ведомый, наряду с более частыми периферическими и синтагматическими ассоциациями, характеризуется пропусками ответов, а также более длительными и неоднородными по времени реакциями.

Ключевые слова: Методики, Лидерство
Материалы по теме
Методика «Представления об идеальном родителе» (Р. В. Овчарова, Ю. А. Дегтярева)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Авторитетность лидера
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Шкала семейного окружения (ШСО)
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Классификация социально-психологических методов
Немов Р.С, Социальная психология
Лидер и стили руководства
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Методика и методология изучения стресса
Мандель Б.Р., Психология стресса
Стили политического лидерства
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Оставить комментарий