Проективные техники психодиагностики

Проективная техника — это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д.

Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать Толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать желательные ответы, чтобы произвести впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер, и в большей своей части это предметные или бланковые методики.

Принято различать следующие группы проективных методик:

  • методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
  • методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого;
  • методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
  • методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
  • методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
  • методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
  • методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
Источник: 
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Материалы по теме
Систематика методов психодиагностики
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Инструментарий методов психодиагностики
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Методика определения профессии Дж. Холланда
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Педагогическое и психологическое обследование ребенка
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Самооценка творческих способностей (Е. Туник)
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Выявление детей и подростков с аномалиями в психологическом развитии и поведении
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
О разработке проективных методик
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Оставить комментарий