Использование психодиагностики в медицинских учреждениях

Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках. Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии-патопсихологии и нейропсихологии.

С какими целями в клинике используются методы психодиагностического исследования?
Во - первых, в тех случаях, когда у врачей возникают трудности с постановкой диагноза. Известно, что в ряде случаев психодиагностические методы позволяют уточнить медицинский диагноз.
Во-вторых, психодиагностика часто применяется для оценки эффективности терапии.

И наконец, психодиагностика необходима при исследовании пациентов с целью трудовой, воинской и судебной экспертизы.

Главной чертой психодиагностического обследования пациентов клиники является значительная роль, которую играют малоформализованные методы диагностики - наблюдение и беседа. Необходимо, чтобы данными методами психолог-клиницист владел в совершенстве, обладал большим искусством беседы с больными, точного наблюдения за ними и тонкого описания их психических состояний. В беседе устанавливается контакт с больными, выявляются различные оттенки их психического и физического состояния, симптомы заболевания, фиксируются жалобы, проявления болезни, ее влияние на взаимоотношения с другими людьми и пр. Манера рассказа, особенности речи могут дать представление об особенностях личности больного, его характере, что может оказаться весьма полезным для эффективного взаимодействия врача и пациента.

Наблюдение, как и беседа, занимает первостепенное место при психодиагностическом обследовании больных, сопровождает другие методы исследования. Особую роль оно играет в выявлении симуляции и диссимуляции больного.

Однако психолог-клиницист не может ограничиться использованием только методов беседы и наблюдения, они обязательно дополняются экспериментальным исследованием, дающим более точную информацию о пациенте.

При экспериментальном исследовании больному предлагают выполнить ряд заданий, направленных на диагностику отдельных психических функций. Анализ выполнения является системным, учитывающим тот факт, что при аномалиях психической сферы нарушение одного какого-либо психического процесса ведет к системному эффекту, т. е. к нарушению других процессов. Фиксируются и самые общие элементы структуры деятельности, такие как:
- активная ориентировка в материале;
- целенаправленность:
- критичность.

Проводится качественный анализ процесса выполнения заданий, оценивается поведение.испытуемого в момент диагностирования, выявляются типы ошибок.

При постановке диагноза принимается во внимание, что симптомы расстройств психики имеют свой собственный, иногда очень сложный механизм развития; причина каждого симптома может быть очень различной, она не задана, не предопределена самим поражением мозга. Любая исследуемая функция может быть нарушена по самым разным основаниям, и задачей психодиагностика является выявление причин и механизмов возникновения нарушений.

Для достижения этой пели в клиническом консультировании экспериментальное исследование проводится с соблюдением особых принципов, среди которых можно выделить следующие:
- большая «отработанная» простота инструкции;
- тщательность протоколирования опыта;
- видоизмененная мотивировка заданий;
- направленность на качественный анализ выполнения и др.

Больные должны обследоваться всесторонне, с помощью ряда методик, выбор которых определяется клинической задачей и состоянием пациента.

Источник: 
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.