Инструментарий методов психодиагностики

Основываясь на инструментарии, обычно выделяют четыре группы методов психодиагностики на основе:

  • субъективного наблюдения;
  • анкетирования или опроса (опросные методы);
  • учета определенных поведенческих реакций и результатов повседневной деятельности;
  • спланированного и проведенного эксперимента.

Методы психодиагностики на основе субъективного наблюдения
Среди методов субъективного наблюдения выделяют аналитическое наблюдение, анкетирование, беседу (интервью). Их отличает субъективизм экспертной оценки. Хотя в диагностике поведения испытуемого и продуктов его деятельности психолог использует определенные системы шкал и признаков, тем не менее опыт, квалификация, интуиция, а также внутренняя честность исследователя    в немалой    степени влияют на результаты психодиагностического обследования.

Стандартизованное аналитическое наблюдение характеризуется тем, что диагност заранее имеет план наблюдения и знает, какие факты в поведении испытуемого надо регистрировать. В отчете, как правило, используют кодирование признаков, причем каждый признак имеет свою условную цену. Например, в категории эмоциональной напряженности фиксируют такие признаки, как: тремор — 3 балла, запинка в речи — 1 балл и т.п. На основании количественного подсчета наблюдаемых фактов дается оценка диагностируемой категории. Более надежные результаты получаются, если наблюдение    ведут два    независимых    наблюдателя, а    затем    проводят суммирование оценок или их согласование. Стандартизованное аналитическое наблюдение положено в основу теста Р. Бейлза, широко используемого в социологических исследованиях.

Отдельно выделяют включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием, когда сам наблюдатель «включается» в жизнь, деятельность людей, являясь как бы одним из участников группы. Возможен такой вариант наблюдения:    самим участникам группы предлагают оценить    степень выраженности определенных свойств конкретного человека. Для этого используют,    например,    визуальную    рейтинг-шкалу    (см.    методику семантического дифференциала Ч. Осгуда).

Анкетирование предполагает документированные ответы на вопросы, характеризующие, в частности, социально-демографический статус индивида (пол, возраст, привычки и т.п.).

Беседа (интервью) заключается в устном неформализованном собеседовании, причем вопросы могут быть составлены заранее (интервью), а ответы (как и особенности реакции индивида) документируются самим психологом.

Беседа (интервью) должна быть настроена на свободный, плавающий сюжет и предусматривать разные варианты поведения психолога в зависимости от возможных ответов. Иными словами, перед беседой заранее продумывается и намечается стратегия и тактика поведения психолога. Больше приветствуется естественная форма беседы.

Обычно интервью имеет следующую структуру:

  • Введение — настройка на беседу, на сотрудничество.
  • Этап свободных высказываний испытуемого и общих вопросов (например: «Вы можете мне что-нибудь рассказать о своей работе?»).
  • Этап углубленного рассмотрения определенных тем.
  • Снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.

Беседа (интервью) позволяет получить обширную информацию о биографии человека, его переживаниях, мотивации, ценностных ориентациях, уверенности в себе, удовлетворенности межличностными отношениями в группе и пр.

При кажущейся простоте метод требует особого искусства вербального общения, умения расположить собеседника к себе и разговору, знания того, какие вопросы задавать, как определить степень искренности респондента и т.д.

Интервью не должно быть продолжительным и скучным, а регистрация ответов не должна сдерживать опрашиваемого. Поскольку в интерпретации результатов присутствует субъективизм, выводы и заключение следует рассматривать в комплексе с данными иных диагностических методик.

Опросники заключаются в документированных ответах на письменные вопросы. Последние могут носить открытый и закрытый (чаще) характер, а также быть прямыми или косвенными.

Открытый вопрос предусматривает свободно-произвольную форму ответа, например: «Перечислите ситуации, вызывающие у Вас тревогу». Получаемые результаты можно оценить качественно, но не количественно. Открытые вопросы предпочтительны в индивидуальном консультировании, поскольку ответы на них наиболее полно отражают психологию личности.

Закрытый вопрос содержит стандартизованный набор ответов, из которых индивиду предлагается выбрать наиболее подходящий для него. Плюсом такого подхода является возможность сравнительного количественного анализа, минусом — нереальность включения в перечень ответов всех возможных вариантов. Пример: «Как часто Вы испытываете состояние тревоги?» Варианты ответов: «всегда», «часто», «иногда», «никогда». Неучтенный вариант: «в некоторых ситуациях часто», в других — «никогда». Другой пример. Вопрос: «Ваши отношения с тещей: хорошие, плохие, нейтральные» в случае, если индивид никогда не был женат и не собирается этого делать в ближайшее время, явно некорректен. Закрытые вопросы предпочтительны в групповых опросах; стандартный тип ответов дает возможность применить методы математической статистики.

Прямой вопрос направлен на непосредственную констатацию того или иного психического явления. Пример: «Вам знакомо чувство страха?» Или: «Вы честный человек?» Если прямой вопрос затрагивает болезненную для индивида тему, ответ, как правило, всегда будет отчасти или полностью неправдивым (лживым); такова уж природа человеческой психики — автоматически включать механизмы защиты. Поэтому грамотные психологи весьма редко в беседе прибегают к такому типу вопросов. Гораздо предпочтительнее задать непрямой (косвенный) вопрос.

Косвенный вопрос выявляет психическое состояние завуалировано. Пример: «Вы часто потеете во время экзаменов?» Признак потливости указывает на стрессовую ситуацию, испытываемое чувство дискомфорта, напряжения, возможно, тревоги и страха. Или: «Хорошо ли Вы помните свои обиды в школьные годы?» Утвердительный ответ позволяет заподозрить повышенную ранимость и обидчивость субъекта.

Во всех опросниках обычно присутствуют объективно правильные и объективно неправильные ответы; они обрабатываются в соответствии с прилагаемым к тесту ключом, где этот фактор уже учтен. Результаты сопоставляются с психометрическим либо социокультурным нормативом, присущим данной популяции населения.

Методы психодиагностики на основе спланированного учета поведенческих реакций и результатов деятельности
Многочисленные тесты на интеллект связаны с выбором индивидом предъявляемых стимулов.

Прогрессивные матрицы Дж. Равена. Этот невербальный тест интеллекта существует в трех вариантах. Первый, черно-белый вариант предназначен для обследования лиц от 8 до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц (по сути, композиций) с одним пропущенным элементом. Испытуемый выбирает недостающий элемент среди имеющихся 6-8. Задания сгруппированы в пять серий (А, В, С, Д, Е), каждая серия включает 12 однотипных матриц. Материал дан в порядке возрастающей сложности как в самой серии, так и в их последовательности. Испытуемый должен проанализировать структуру образца, понять характер связей между элементами и выбрать отсутствующую часть путем сравнения с предлагаемыми на выбор ответами. Для успешного выполнения заданий от обследуемого требуется умение концентрировать внимание, мысленно оперировать образами в пространстве, хорошо развитая перцепция, логическое мышление (своеобразная «визуальная логика»). Второй, более простой вариант — цветные матрицы Равена — предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет, для лиц старше 65 лет, для лиц с языковыми затруднениями, для различных групп пациентов, имеющих нарушения в интеллектуальной сфере. Наконец, имеется третья форма — прогрессивные матрицы повышенной сложности, разработанные специально для тестирования подростков и взрослых с высоким уровнем интеллектуального развития.

Результаты по тесту Равена высоко коррелируют с результатами по тестам Векслера и Стэнфорда — Бине, что свидетельствует о его высокой надежности. Предусмотрен перевод показателей в стандартные с вычислением IQ.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауера популярен в немецкоязычных странах. Он рассчитан на лиц от 13 до 61 года. Его последняя редакция датируется 1973 г. В данный тест включены 9 субтестов на:

  • общую осведомленность в разных областях знаний (индуктивное мышление);
  • классификацию понятий (абстрагирование, обобщение и оперирование вербальными понятиями);
  • установление аналогий (анализ комбинаторных умений);
  • подведение двух понятий под общую категорию (обобщение);
  • умение решать простые арифметические задачи (математическое мышление);
  • умение    находить    числовые закономерности    в рядах    чисел (математическое индуктивное мышление);
  • умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости (плоскостное пространственное воображение и комбинаторные навыки);
  • умение    мысленно    оперировать изображениями    объемных    фигур (объемное пространственное воображение и комбинаторные навыки);
  • заучивание слов (концентрация внимания и память).

Каждый субтест состоит из 20 заданий (исключая четвертый, в котором 16 заданий), время выполнения каждого субтеста ограничено 6-10 минутами. Общее время выполнения теста — 90 минут.

Надежность теста при повторном тестировании достигает 80-85 %.

Тест на интеллект Д. Векслера первоначально был предназначен для комплексного обследования пациентов психиатрической клиники. Его главная цель — тонкая диагностика психических нарушений и определение уровня интеллектуального дефекта. Несмотря на сложность, тест стандартизирован, имеет три шкалы, каждая из которых предназначена для обследования конкретного возрастного диапазона лиц. Последние пересмотры шкал Векслера: WAIS-R-Wechsler, 1981 (для лиц от 17 до 74 лет включительно); WISC-IQ-Wechsler, 1991 (для детей от 7 до 16 лет включительно); WPPSI-R-Wechsler, 1989 (для детей от 3 до 6 лет включительно). Каждая из шкал включает вербальные и невербальные субтесты, например, вербальный тест на осведомленность, арифметический, невербальный субтест «недостающие детали». Субтесты чередуются в установленной последовательности; ряд заданий лимитируется временем их выполнения. Факторный анализ «взрослой» шкалы WAIS-R показал, что тест измеряет четыре способности: общий интеллект, вербальный интеллект (словесное понимание), перцептивную организацию, математические способности.

В другой подгруппе тестов объектом изучения являются документальные источники: печатные труды, произведения, письма, заметки, вообще любые документы. Стандартизованный метод исследования таких продуктов деятельности носит название контент-анализа (анализа содержания). Он предусматривает выделение определенных признаков (специальных единиц содержания) и подсчет частоты их употребления, т.е. качественно-количественный анализ. Например, проводится подсчет слов, отражающих фактор эгоизма: «я», «мой», «моя», «мое», «надо», «хочу» и т.п.». В психологической диагностике контент-анализ часто используется в качестве вспомогательного    элемента в    процедуре    обработки    данных другого исследования, например, из группы проективных тестов.

Третья подгруппа тестов включает многовариантные проективные методики. В широком смысле это задания, предполагающие вольную трактовку как выполнения, так и оценки результатов. Постановка задачи допускает неограниченное количество потенциально возможных решений, ни одно из которых нельзя рассматривать    как 100%    правильное или неправильное. Характерная черта проективных методик — неопределенность, неоднозначность    стимульного    материала;    испытуемый должен сам интерпретировать,    завершать,   дополнять    задание.

Тестовая задача формулируется нечетко, с использованием кратких инструкций и ограничений общего характера. Это побуждает тестируемого проявлять максимум фантазии при решении поставленной задачи. Например, предлагается описать ситуации, изображенные на серии рисунков без подписей. В таком процессе образ личности проецируются как на саму деятельность, так и на ее результаты. Считается, что неопределенность и слабая структурированность стимулов позволяет четко выявить те или иные глубинные личностные особенности, «вытащить» их «на поверхность». В этих случаях обычно принято говорить о скрытых тенденциях в ответах (работе) испытуемого.

Негативной стороной всех проективных методов является весьма ограниченная стандартизация анализа и толкования данных. Исследователи допускают значительный субъективизм в расшифровке и интерпретации, что, естественно, снижает ценность метода. Поэтому практически все проективные методики имеет низкую эмпирическую валидность, низкую тест-ретестовую надежность и, как правило, некорректно составленные нормативные показатели. Вместе с тем, в принципе, многие проективные методики тестирования позволяют опытному психологу весьма тонко и глубоко протестировать испытуемого, причем так, что у него не возникнет ни малейшего подозрения о том, что его подвергают тестированию. К примеру, любая информации об индивиде может быть (и должна) рассмотрена сквозь призму проекции; достаточно поинтересоваться, как он обычно одевается, какие часы носит, какие вещи находятся в его сумке и т.п. Для большей стандартизации оценок проективных тестов при обработке первичных данных задействуют контент-анализ. Например, фиксируются стигмы конструкций речи и письма испытуемого, количество «тематических» высказываний (болезнь, страх, неуверенность), особенности рисунка и т.п. Контент-анализ позволяет не только выявить некие закономерности, но и считать их достаточно объективными для характеристики личности.

Выделяют следующие группы проективных методик:

  • структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
  • конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;
  • интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
  • дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
  • катарсиса: свободная игровая деятельность в заданных условиях;
  • изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
  • изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Краткий перечень проективных методик: тест чернильных пятен Г. Роршаха, тест тематической апперцепции Х. Моргана и Г. Мюррея (ТАТ), тест фрустрации С. Розенцвейга, тест цветового выбора М. Люшера, методики дополнения, например, неоконченные предложения, неоконченные рассказы; методики изучения экспрессии, например, анализ почерка, особенностей речевого общения; рисуночные тесты, например, рисование фигуры человека, рисование дома, рисунок семьи и пр.

Суть теста Г. Роршаха состоит в интерпретации индивидом пятен неопределенной формы, имеющих осевую симметрию (лист с чернильным пятном был сложен пополам). Всего предъявляется 10 таблиц, выполненных в черно-белых, черно-красных и пастельных тонах. Некоторые таблицы, например, 1 и 4 чаще ассоциируются со страхом, другие, например, 9 и 10 — с радостью. Фиксируются не только и не столько собственно ответы, сколько отдельные элементы поведения во время просмотра таблиц (см. ниже раздел «Психодиагностика межличностных отношений»).

Одним из интересных, хотя и достаточно спорных методов, позволяющих оценить эмоциональное состояние индивида, считается тест цветового выбора М. Люшера. Смысл его — в цветовом предпочтении; фиксируется последовательность выборов различных цветовых образцов. Существуют полный (16 цветов) и краткий (8 цветов) варианты, последний используют чаще. В кратком варианте представлены 4 основных цвета (синий, сине-зеленый, светло-желтый, оранжево-красный) и 4 добавочных (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Поскольку каждый цвет связан с определенным эмоциональным профилем, последовательность предпочтений цветов неплохо характеризует эмоциональное состояние личности в целом, особенно в динамике и при эмоциональных расстройствах. Существует так называемая аутентичная норма последовательности выборов, известная как норма Вальнефера — Люшера. Она представляет усредненный цветовой ряд выборов: 3-4-2-5-1-6-0-7 (цифрами обозначены цвета). Хотя данный показатель, равно как и приведенные иными авторами, статистически недостоверен, тем не менее в большинстве исследований он принят в качестве стандартного. Описаны принципы и закономерности формирования цветового ряда. К примеру, первая позиция обозначает «обращение к чему-либо» и характеризует эмоциональную тактику поведения, тогда как второе место выявляет истинную эмоциональную цель личности. В норме основные цвета выбирают в первую очередь, а дополнительные цвета располагаются в конце цветового ряда. Их «неестественное» расположение, а именно: основных цветов — в конце, а дополнительных — в начале цветового ряда, трактуют как признак эмоционального отклонения (сигнал тревоги).

Тест М. Люшера популярен, имеется несколько его электронных версий, однако отдельные цвета в них, увы, не вполне соответствуют друг другу. Логично придерживаться стандартной палитры и стандартных параметров. Например, в формате CMYK цвета таковы: синий (100-100-0-0), синезеленый (70-30-70-0), светло-желтый (0-0-100-0), оранжево-красный (0-100100-0), фиолетовый (0-100-0-0), серый (0-0-0-50), коричневый (0-20-40-40), черный (0-0-0-100)12.

Серьезную проблему представляет корректная сравнительная математическая оценка достоверности результатов группового тестирования по методу М. Люшера. В приложении №1 изложена простая методика, облегчающая данную задачу.

Рисуночные тесты. Для лучшего понимания смысла проективных методов уместно рассмотреть подробнее рисуночные тесты. Задание: индивида просят нарисовать определенный рисунок. Затем некоторые качественные и количественные характеристики рисунка подвергаются анализу и на основании его результатов делаются выводы о тех или иных характерных чертах личности.

Методика «человек под дождем» проста, информативна и достаточно интересна. Она ориентирована на характеристику силы «эго» человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, позволяет оценить личностные резервы и особенности защитных механизмов.

Инструкция в классическом варианте проста: на одном вертикально ориентированном чистом листе бумаги (формат А4) испытуемому предлагается нарисовать человека, а затем на другом таком же листе — этого же человека, но под дождем (в грозу).

Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. Обращают внимание на общий «тон» изображения, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Неясные моменты можно уточнить в беседе с индивидом. Понимание и трактовка рисунков во многом зависят от опыта и интуиции психолога, т.е. субъективны.

К числу простых проективных методик относится и «геометрический» тест С. Деллингер. Суть его — в предпочтениях простых геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, зигзаг); точность диагностики достигает 80-85 %.

Задание: «Вам будет показано пять геометрических фигур. Выберите ту из них, в отношении которой Вы можете сказать: «Вот фигура, символизирующая меня!». Постарайтесь почувствовать ее, сопоставить ее с собой. Если Вы испытываете затруднения с выбором фигуры, выберите ту, которая больше всего привлекает Вас. Не пытайтесь как-то анализировать характеристики фигур — просто доверьтесь своей интуиции».

В разделе 7 изложен более удачный вариант «геометрического» теста (Д. Русланов, 2007), дающий весьма точную и глубокую характеристику различных «срезов» личности.

Психофизиологические методы
Особый класс психодиагностических    методов составляют психофизиологические методы, регистрирующие физико-химические параметры физиологических реакций человека. Использование сложной аппаратуры, компьютерного контроля, управления и анализа результатов придает таким методикам большую объективность в сравнении с остальными классами. В частности, создание программного обеспечения позволило разработать такой детектор лжи, который на практике гарантирует 99% надежность выявления лжи.

Экспериментальные методы
Суть экспериментальных методов — наблюдение за психологическими реакциями индивидом в специально созданных ситуациях. Например, для оценки свойств темперамента индивиду создают стандартно-искусственные стрессовые ситуации. Возможно параллельное использование как проверенных методов психодиагностики, так и совершенно новых. Эксперимент, безусловно, должен быть тщательно спланирован и безукоризненно поставлен. Хороший эксперимент имеет следующие результирующие характеристики:

  • делает ясной временную последовательность разворачивания событий и участия факторов в них;
  • имеет достаточную чувствительность и надежность, чтобы доказать взаимосвязь (ковариантность) причины и эффекта;
  • сводит количество переменных к минимуму и исключает возможность влияния третьих переменных, которыми надо было бы объяснять связь между причиной и эффектом; тем самым исключает альтернативные гипотезы о связи причины и эффекта.

Предполагается, что участие индивида в экспериментах, как правило, добровольное. Исключение составляет судебно-психологическая практика.

Ключевые слова: Методики, Психодиагностика
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Проективные техники психодиагностики
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Систематика методов психодиагностики
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Нейропсихологическое исследование состояния мнестических процессов
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Опросник родительской любви и симпатии (Р. В.Овчарова)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Психологический диагноз
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Методика «Мотивация аффилиации» в модификации М. Ш. Магомед-Эминова.
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Методика PARI (родительско-детские отношения)
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Способность к лидерству (Автор Р. С. Немов)
Урбанович А. А. Психология управления
Оставить комментарий