Исторический аспект. Знание истории обычно дает лучшее представление об интересующем предмете, поэтому отдельные вехи на пути познания человеческого мышления стоит выделить.
Основоположником научного направления считается Френсис Гальтон (1822-1911), выделивший понятия психометрии, теста и статистических подходов.
Джорж Кеттел публикует известнейшую работу «Умственные тесты и измерение» (1890).
Чарльз Спирмен разработал двухфакторную теорию интеллекта (1904), в соответствии с которой существуют множество специфических факторов и один общий, или генеральный фактор (general fa^r — G). Фактор G определяет положительные корреляции между тестами (успешность выполнения этих тестов), а специфические факторы (S1S2S3 и т.д.) — присущие каждой из используемых методик.
Альфред Бине совместно с Теодором Симоном создают первую в мире шкалу интеллекта (1905). В дальнейшем она была доработана и ныне известна как тест и шкала Стэнфорда — Бине. В ней использован коэффициент интеллекта (IQ), равный отношению умственного возраста к хронологическому, умноженному на сто. Шкала Стэнфорда — Бине получила популярность во всем мире и насчитывает несколько редакций (1937, 1960, 1972, 1986). Показатель IQ, получаемый по шкале Стэнфорда — Бине, стал синонимом интеллекта. Вновь создаваемые интеллектуальные тесты всегда проверяют на валидность путем сопоставления с результатами шкалы Стэнфорда — Бине.
Роберт Вудвортс разработал фундаментальный личностный опросник для выявления и измерения анормального поведения (1917).
Братья Флойд и Гордон Олпорт предложили вычислять рейтинг черт личности, а также представлять полученные результаты в виде профиля (19211922).
В 20-30-х годах XX века появилась целая серия различных так называемых проективных тестов, в которых реакция испытуемого анализировалась сквозь призму теории проекции его чувственных переживаний. Сюда относят перцептивный тест пятен Германа Роршаха, проективный тест ТАТ (тест тематической апперцепции) Генри Мюррея, проективный тест Леопольда Сонди, тест Саула Розенцвейга для оценки реакций на фрустрацию, созданный позже (40-70-е гг.) знаменитый тест цветового выбора Макса Люшера и др.
Л. Пенросем и Дж. Равен разработали тест для измерения общего интеллекта (прогрессивные матрицы Равена).
Луис Терстоун предложил собственную мультифакторную теорию структуры интеллекта (1931) и основанный на ней тест первичных умственных способностей.
Давид Векслер разработал шкалу интеллекта Векслера — Беллвью (1939); эта шкала состояла из 11 субтестов, предназначенных для оценки разных сторон интеллекта.
Старк Р. Хатауэй и Дж. Мак-Кинли создали знаменитый Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI, 1940). В 1989 г. появилась его новая, измененная и расширенная версия — MMPI-2.
Джорж Келли опубликовал книгу «Психология личностных конструктов» (1955).
Ганс Юрген Айзенк опубликовал Моудслейский медицинский опросник, предназначенный для диагностики нейротизма (1956); в дальнейшем последовала целая серия подобных тестов.
Раймонд Кеттел разработал популярный 16-факторный личностный опросник (1950); в 1971 г. он представляет собственный взгляд на теорию интеллекта.
Чарльз Осгуд предложил оригинальную методику семантического дифференциала (1957), предназначенную для измерения различий в интерпретации понятий испытуемых.
Конец XX века считается началом эры компьютеризированных психологических тестов, наиболее совершенным из которых является полиграф, или детектор лжи.
Систематика тестов
Существуют более тысячи различных психодиагностических методик, ни одна из которых не может претендовать на абсолютную достоверность получаемых по ней данных. Предложено не менее десятка их классификаций, но среди них затруднительно выделить какую-то лучшую, признанную всеми в качестве стандартной.
Удобнее всего рассматривать систематику в двух аспектах: с точки зрения используемого инструментария методов (методик) и с точки зрения сферы их приложения, т.е. тестируемых психологических качеств. Более детально можно систематизировать по форме, в зависимости от того, какой частный признак взят за основание деления. К примеру, по форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные, компьютерные версии; бланковые, предметные, психофизиологические (с определением объективных физиологических параметров); вербальные и невербальные.
Организация личной базы данных о тестах
Сложилось так, что многие психологические тесты, используемые в нашей стране в качестве стандартных, не совпадают с принятыми в мировой практике. Корни проблемы уходят в необходимость адаптации каждого теста к культуре тестируемого контингента и серьезной широкой проверке модифицированного теста на предмет его валидности, достоверности, надежности и пр.
Для облегчения учета многочисленных методик, особенно начинающим психологам, удобно иметь под рукой базу данных, лучше в электронном виде. Необходимый минимум информации включает:
- название методики;
- автора методики или автора адаптации, модификации;
- литературный источник, где описана методика (выходные данные с указанием фамилии, инициалов автора сборника и научного редактора, а также года, номера и страниц издания)
- назначение методики;
- стимульный материал и оборудование;
- процедуру обследования;
- инструкцию обследуемому;
- регистрируемые показатели;
- стандарты обработки данных;
- среднегрупповые значения — шкальные или уровневые значения;
- интерпретацию регистрируемых показателей.