Методика проведения социологического исследования

Необходимый для проверки гипотез фактический материал может быть получен разными способами. В социологии в основном применяются методы сбора данных трех типов: опрос, наблюдение, анализ документов. Также принято делить методы на количественные и качественные — это различение связано с формой данных, получаемых с помощью того или иного метода.

Для количественных методов характерна высокая степень формализации данных, позволяющая получать информацию о распределении в изучаемой совокупности некоторого числового признака, рассматриваемого как переменная. Скажем, задавая в ходе опроса множеству людей один и тот же вопрос и предлагая отвечать на него в строго фиксированной форме, можно представить результаты в виде процентного соотношения, например: «да» — 30 %, «нет» — 50 %, «затрудняюсь ответить» — 20 % и т. п.

Формализация данных, позволяющая проводить исследование как измерение количественных параметров, обычно достигается при использовании «закрытых» вопросов. «Закрытым» принято называть вопрос, сопровождаемый фиксированным набором вариантов ответа, из которых опрашиваемые социологами люди должны выбрать тот, который соответствует их представлениям. Набор вариантов ответа на «закрытый» вопрос на социологическом жаргоне называется «меню».

Шкалы — средства измерения на базе закрытых вопросов. В социологии применяют в основном три типа шкал:

  • номинальные, позволяющие измерять доли классов, на которые разбивается совокупность полученных ответов (например, меню ответов на вопрос о наиболее предпочтительном виде городского транспорта «автобус — трамвай — троллейбус — метро» может быть представлена в виде шкалы «1 — 2 — 3 — 4»);
  • ранговые, с помощью которых измеряются иерархии оценок (например, меню ответов на вопрос о порядке предпочтений при выборе вида транспорта «наиболее желательный — второй по степени желательности — третий...» можно представить в виде шкалы «1 — 2 — 3 — ...»;
  • интервальные, позволяющие измерять собственно числовые параметры, характеризующие социальные явления и процессы (например, варианты ответа на вопрос об уровне ежемесячного дохода можно представить в виде шкалы, задающей интервалы «меньше 10 000 руб. — от 10 001 до 20 000 руб. — от 20 001 до 30 000 руб. — более 30 000 руб.»).

Полученные количественными методами данные можно подвергать статистическому анализу, выясняя наличие корреляции — статистически значимой связи между переменными. Например, если среди опрошенных мужчин ответ «да» на вопрос исследователя дали 70 %, а среди женщин — 30 %, то просматривается явная корреляция между такими переменными, как мнение по данному вопросу и пол опрашиваемых. В статистике разработаны многочисленные коэффициенты корреляции, позволяющие судить о степени связи между переменными. Наиболее простым примером может служить коэффициент ассоциации, или коэффициент Юла (Q), применяемый для переменных, которые могут принимать лишь два значения. Этот коэффициент рассчитывается по формуле

Q = (ad - bc) : (ad + bc),

где а, b, c, d — частоты значений, принимаемых переменными (табл. 17.2)

Таблица 17.2. Пример таблицы сопряженности

Пол Варианты ответов  
  «Да», % «Нет», %
Мужчины 40,0 (a) 25,0 (b)
Женщины 15,0 (c) 20,0 (d)

При |Q| < 0,3 корреляция считается слабой, при |Q| > 0,7 — очень сильной. Рассчитаем коэффициент ассоциации для условного набора данных, полученных с помощью двух номинальных шкал.

Q = (40 х 20 - 25 х 15) : (40 х 20 + 25 х 15) = 0,36, т. е. корреляция между полом опрашиваемых и характером ответа на вопрос присутствует, хотя и не очень сильная.

Количественные методы позволяют давать строго объективную интерпретацию получаемых данных, но сбор данных может быть весьма субъективным. В нашем примере опрашиваемым предлагается жестко заданная схема ответа на вопрос «да/нет». Таким образом исследователь заранее сводит многообразие индивидуальных мнений к совокупности однородных единиц, которую легко анализировать при помощи статистических процедур.

Количественные методы эффективны при изучении массовых процессов, стандартного поведения. Например, когда необходимо оценить степень популярности какого-либо товара, политика или телепередачи, можно качественно провести опрос сотен и тысяч людей, предлагая всем один и тот же набор «закрытых» вопросов в анкете или интервью. Если требуется оценить степень участия представителей различных социально-демографических категорий в каком-либо публичном событии (демонстрации, празднестве и т. п.), эффективным будет невключенное наблюдение, в ходе которого исследователь фиксирует со стороны по формальной схеме внешние признаки сотен и даже тысяч людей. При необходимости оценить степень распространенности какой-либо темы или позиции в сообщениях средств массовой информации, целесообразно применить контент-анализ (т. е. анализ содержания газет, журналов, теле- и радиопередач, рекламных объявлений и т. п.) путем подсчета числовых параметров документа (частоты упоминания чего-либо, количества строк или минут, отведенных какой-либо теме и т. д.).

Адекватные для массовых явлений и стандартного поведения количественные методы не позволяют исследовать специфические ценности индивидов и групп, стиль жизни небольших сообществ. Формализация данных о таких объектах не столько дает исследователю возможность получить информацию об особых качествах объекта, сколько лишает его такой возможности.

Для качественных методов характерно получение информации в виде неформализованных описаний объекта, которые интерпретируются с точки зрения смысла высказываний и поступков людей, созданных ими текстов, изображений и т. д. Качественные методы считаются «мягкими» по отношению к объекту, поскольку применяя их исследователи не навязывают ему заранее разработанных жестких схем в виде «закрытых» вопросов или наборов признаков, подлежащих фиксированию при наблюдении. Наиболее распространенный инструмент получения качественных данных — «открытые» вопросы, т. е. вопросы, не предполагающие заранее определенных вариантов ответа. Применение «открытых» вопросов позволяет избежать влияния на характер получаемых данных субъективного мнения исследователя, как это бывает при использовании «закрытых» вопросов, когда, подбирая и формулируя варианты ответов на них, он исходит из собственных представлений об объекте, который следует изучать. Однако объективность при сборе данных качественными методами сочетается с субъективностью при их интерпретации, поскольку, в отличие от количественных методов, здесь неприменимы такие объективные критерии сопоставления данных, как процентные распределения, коэффициенты корреляции и т. п.

Выбор метода в конкретном исследовании зависит от его предмета и объекта. Так, качественные методы — глубинное и нарративное интервью, включенное наблюдение — требуют больших затрат времени на сбор информации и не позволяют представлять собранный материал в компактной форме, поэтому они практически не применяются в исследованиях на больших выборках (при n > 100 единиц). В то же время адекватные для малознакомых исследователю или уникальных явлений качественные методы позволяют решать задачи, не решаемые при помощи количественных методов. Следовательно, количественные и качественные методы взаимно дополняют друг друга (рис. 17.1).


Наиболее эффективна стратегия комбинирования или чередования различных методов, позволяющая осуществлять контроль надежности результатов, полученных с их помощью. Например, массовый анкетный опрос может дополняться небольшой серией глубинных интервью, позволяющих выяснить, какой индивидуальный смысл вкладывается опрашиваемыми в стандартные формулировки и варианты ответов.

Достоинства каждого метода не обеспечивают надежность получаемых исследователем данных автоматически. Для того чтобы метод был эффективен, должен быть разработан адекватный инструментарий исследования — совокупность средств реализации применяемых методов сбора данных. Основными требованиями к разрабатываемому инструментарию являются простота и удобство фиксации данных, а также технологичность обработки данных при их анализе.

Главным средством реализации метода анкетного опроса является анкета. При разработке анкеты как инструмента сбора данных следует учитывать множество факторов, влияющих на ее эффективность. От числа вопросов, включенных в анкету, и их формулировок зависит то, как опрашиваемые их воспримут и насколько охотно и искренне будут на них отвечать. От того, предлагается заполнить анкету на интернет-сайте или на бумажном бланке, вручаемом лично респонденту, зависит, какие группы населения будут охвачены анкетированием. Важными могут оказаться и размер шрифта (у многих людей слабое зрение), и способ заполнения анкеты — написание развернутых ответов, проставление заранее оговоренных специальных знаков в соответствующих пунктах или надрыв края бланка анкеты в соответствующем месте (многие не имеют привычки постоянно носить с собой карандаш или ручку). Необходимо также учитывать, что полученные ответы нужно анализировать. Следовательно, еще одним инструментом должна стать инструкция для обработника анкет, который будет формировать базу собранных данных, — он должен однозначно истолковывать то или иное слово, тот или иной знак в анкете, чтобы правильно классифицировать варианты ответов.

При сборе данных методом интервью инструментарием могут служить бланк интервью, в котором перечислены вопросы и предусмотрено место для записи ответов, а также инструкция для интервьюера, указывающая, как вести интервью и заполнять бланк. Но при проведении интервью большой длительности занести на бланк всё, что услышит интервьюер, весьма затруднительно. В таком случае более подходящим инструментарием станут диктофон и гайд (англ. guide — путеводитель) — общий план интервью, где определены перечень и последовательность обсуждаемых вопросов, которой должен придерживаться интервьюер, ведя беседу.

Средствами реализации метода наблюдения могут служить протокол или дневник наблюдения, а также средства аудио- и видеозаписи.

Применение метода анализа документов в количественной форме (контент-анализ) может потребовать разработки специального протокола — бланка, в котором фиксируются результаты чтения (просмотра или прослушивания) документов, а также инструкции для исполнителя. Адекватным инструментом контент-анализа в некоторых случаях может оказаться компьютер, оснащенный соответствующей программой и сканером, позволяющим «считывать» в потоке документов именно те данные, которые интересуют исследователя.

Ключевые слова: Исследование, Социология, Методики
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Программа социологического исследования
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Возникновение социологии как науки
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Методика мотивации к успеху (Т. Элерс)
...
Корреляционное исследование в психологии
Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко...
Предмет и история социологии, её структура, функции и методы
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Наблюдение в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Уровни социологического знания
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Методики оценки эмоционально-личностной сферы в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Оставить комментарий