Наблюдение в клинической психологии

Наблюдение не только возможно в любых исследованиях и обстоятельствах, но и неизбежно. Даже если в качестве основного способа изучения объекта применяется какой-либо другой эмпирический метод, наблюдение обязательно сопровождает его и является неотъемлемой частью обследования (Голев С. В., Голева О. С., 2010a). Так, при тестировании и опросе, психофизиологических измерениях и психотерапевтических воздействиях, сборе биографической информации и социально-психологических исследованиях исследователь наблюдает за реакциями и поведением испытуемого, следит за соблюдением правил и условий проведения обследования.

Наблюдение может выступать и в качестве специального методического приема со своей спецификой и особенностями. В подобной ситуации наблюдение — целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью изучить их в определенных условиях. Следовательно, к научному психологическому наблюдению предъявляются определенные требования: наличие цели, организованность процесса наблюдения и регистрация получаемых данных, полнота и адекватность фиксируемого материала изучаемым явлениям.

Преимущество наблюдения состоит в том, что это непосредственный способ фиксирования поведения испытуемого, что позволяет получить конкретную информацию об интересующем исследователя феномене.

Пример
Целью исследования является изучение взаимодействия семейной пары. При анкетировании супругов можно получить ответы, свидетельствующие о том, что они не могут нормально общаться и что их беседы обычно заканчиваются ничем. Однако при непосредственном наблюдении за ними можно выявить конкретную проблему, приводящую к нарушению их коммуникации.

Пример
Исследуются нарушения поведения ребенка. Родители могут жаловаться на то, что ребенок непослушен. При непосредственном наблюдении можно увидеть, что же на самом деле происходит при взаимодействии родителей и ребенка.

Кроме того, наблюдение позволяет оценивать поведение в определенном контексте. Так, наблюдение за ребенком в школе и дома позволяет исследователю выявить и оценить возможные ситуативные переменные (например, критические высказывания брата или сестры в адрес ребенка, критические высказывания одноклассников), которые могут повлиять на поведение. Наблюдение также полезно при изучении аспектов поведения, которые сам испытуемый не осознает, а также тех особенностей поведения, которые он некритично оценивает вследствие отрицания, искажения информации или простого забывания.

Недостатки:

  • Наблюдение может позволить дать ответы только на определенные вопросы исследования, особенно те, которые связаны с непосредственной фиксацией ряда феноменов. Однако часто задачи исследования более сложные, и внешние поведенческие проявления — лишь один из аспектов проблемы.
  • Сказывается реактивность измерения: люди могут вести себя совершенно иначе, если знают, что за ними наблюдают. Выходом из этой ситуации может быть скрытое наблюдение, что, очевидно, связано с этическими проблемами.

Методологически наблюдение может осуществляться с использованием как качественных, так и количественных оценок. В случае кагественных оценок исследователь составляет своеобразный отчет, который, подобно литературному произведению, позволяет воссоздать картину того, что было увидено. В отличие от литературного произведения этот отчет должен быть предельно эксплицитным и систематическим, а не метафорическим и интуитивным.

Основные ситуации, когда применяется целенаправленное научное наблюдение:

  • ориентировка в проблеме (получение материала, способствующего прояснению проблемы, уточнению вопросов, формулировке гипотез);
  • основной сбор данных об объекте и предмете исследования, когда другие методы неприемлемы или их применение затруднено;
  • дополнение, уточнение или контроль результатов, полученных другими методами;
  • иллюстрация предложенных теорий, гипотез, догадок (Голев С. В., Голева О. С., 2010a).

Наблюдение как метод имеет ряд модификаций (Голев С. В., Голева О. С., 2010a).

  • Объективное (внешнее) наблюдение — наблюдение внешних по отношению к наблюдателю объектов. Как самостоятельный способ исследований применяется во всех разделах психологии, в том числе и клинической.
  • Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение субъекта за самим собой, за актами собственного сознания и поведения. В качестве главного элемента самонаблюдение входит в состав аутогенной тренировки, психологического тренинга, где, по инструкции, требуется следить за своими переживаниями и поведением. В опосредованном виде самонаблюдение проявляется в документальных источниках, подлежащих психологическому анализу: в письмах, дневниках, автобиографиях.
  • Полевое (естественное) наблюдение — наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности. В полной мере может быть реализовано в форме объективного наблюдения . Естественное наблюдение предстает обычно как самостоятельный способ сбора данных. Его совмещение с другими эмпирическими методами возможно, когда наблюдение выступает ведущим, основным приемом, а другие методы — вспомогательными, сопутствующими и разнесенными с ним во времени. Одновременное их применение неизбежно влияет на естественный ход жизнедеятельности изучаемых объектов, и тогда говорить об этом виде наблюдения уже не приходится.
  • Лабораторное (экспериментальное) наблюдение осуществляется в искусственно создаваемых условиях. Степень этой искусственности может быть различной. Минимум искусственности достигается в непринужденной беседе и в привычной для испытуемого обстановке, а максимум — в условиях эксперимента с использованием технических средств и инструкций в специальных помещениях. Этот вид наблюдения почти всегда связан с применением других эмпирических методов. В медицинской практике данная разновидность наблюдения часто именуется клиническим наблюдением, т. е. наблюдением за пациентом в процессе его лечения.
  • Индивидуальное наблюдение осуществляется одним наблюдателем. Этот наблюдатель может выступать как единственным исследователем в рамках конкретного исследования, так и одним из группы исследователей. В последнем случае он все равно выполняет функции единственного исследователя, но уже в рамках какого-либо этапа или раздела общего исследования.
  • Коллективное наблюдение осуществляется совместно несколькими наблюдателями. При этом совместность определяется в первую очередь общностью исследования (единый план, цель, методика), а не единством места и времени работы наблюдателей, хотя обычно предполагается, что за одним и тем же объектом одновременно наблюдают несколько исследователей.
  • Случайное наблюдение — не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств. Наблюдение ценно прежде всего в отношении редких явлений, предугадать которые невозможно. Важно, чтобы исследователь был заранее готов к таким ситуациям.
  • Преднамеренное наблюдение — заранее запланированное, входящее в замысел исследователя и преследующее определенные цели. Именно преднамеренные, а не случайные наблюдения поставляют основную массу научных сведений.
  • Систематическое наблюдение — преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику. Систематичность выражается в процедурном и временном аспектах. Процедурный аспект подразумевает ясное представление целей и задач наблюдения, четкое формулирование рабочей гипотезы, определенность и упорядоченность действий наблюдателя, продуманность всей системы регистрируемых показателей поведения наблюдаемых объектов и условий среды. Последний фактор иногда считается основополагающим для данного вида наблюдения, особенно если регистрируемые показатели выражены в определенных единицах и категориях описания. Временной аспект заключается в планировании и сбалансированности многократных наблюдений, преследующих одну и ту же цель. При этом многократные наблюдения могут быть направлены на один и тот же или на разные объекты, осуществляться одним или несколькими исследователями, входить в один или несколько исследовательских циклов.
  • Несистематическое наблюдение — нестрогое наблюдение без определенного плана. Процедурный аспект сказывается в неопределенности задач наблюдения, отсутствии заранее предусмотренных признаков, подлежащих регистрации; в отсутствии четкого алгоритма действий наблюдателей. Временной аспект выражается в случайности совершения многократных наблюдений, хотя сами единичные (одноразовые) наблюдения могут быть и систематическими .
  • Полное наблюдение охватывает и фиксирует максимум доступной наблюдателю информации. Применяется для предельно тщательного изучения объекта. Нередко полное наблюдение осуществляется как вынужденная мера в случаях, когда заранее неизвестно, какие факторы ситуации и поведения следует регистрировать.
  • Неполное наблюдение — наблюдение, при котором внимание исследователя обращается на оптимальное число параметров. Круг подлежащих регистрации сведений определяется заранее, исходя из задач и условий наблюдения.
  • Сплошное наблюдение представляет собой постоянное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном изучении или сборе наиболее полной информации о динамике изучаемых явлений.
  • Выборочное наблюдение проводится в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению. Оно экономичнее сплошного и целесообразно при длительных исследованиях.
  • Констатирующее наблюдение состоит в том, что замечаемые явления и действия лишь фиксируются и не подлежат обсуждению или оцениванию исследователем в ходе наблюдения. Как правило, эти зарегистрированные факты имеют однозначное толкование, не требующее текущей интерпретации. Разновидностью констатирующего наблюдения является фотографическое, сопровождающееся подробнейшей регистрацией всего наблюдаемого без высказывания наблюдателем своего отношения к происходящему.
  • Оценивающее наблюдение сопровождается вынесением наблюдателем оценки ситуации или фиксируемых явлений и фактов.
  • Стандартизованное наблюдение осуществляется по заранее разработанной схеме, предписывающей форму фиксации и перечень подлежащих регистрации параметров. Часто для этого используются бланки наблюдения. Наблюдение применяется, когда изучаемый процесс или явление в целом понятны и требуется лишь отследить их элементы, уточнить детали, получить дополнительный материал. Результат — четкость и сравнимость данных, возможность количественных оценок.
  • Нестандартизованное наблюдение — нерегламентированное наблюдение, при котором описание происходящего производится наблюдателем в свободной форме.
  • Наблюдение может быть открытым, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования, обычно им известен наблюдатель. Относительная свобода действий исследователя сочетается с некоторыми трудностями психологического характера. Раскрыв цели исследования, наблюдатель рискует лишиться сотрудничества или повлиять на дальнейшее поведение людей, которое может стать неестественным. Эффекты особенно усиливаются, если испытуемые знают о наблюдении, но им неизвестен наблюдатель. Это вызывает у них беспокойство, дискомфорт, попытки обнаружить наблюдателя, а следовательно, искажает обычное поведение наблюдаемого (Голев С. В., Голева О. С., 2010a).
  • При скрытом наблюдении испытуемым о факте наблюдения не сообщается, и наблюдение проводится незаметно для них. Несмотря на определенные этические проблемы, связанные со скрытым наблюдением, главное его преимущество состоит в отсутствии влияния наблюдателя на испытуемых.
  • Включенное наблюдение    (participant    observation). Исследователь внедряется в организацию или социальную группу для получения информации из первых рук, изучения изнутри. Предусматривается период интенсивного социального взаимодействия между исследователем и теми людьми, за которыми он наблюдает, в естественных для испытуемых условиях, при этом данные собираются систематично и беспрепятственно, хотя и в неструктурированной форме (Taylor S. J., Bogdan R., 1998). Авторы обращают внимание на опасность проведения включенного наблюдения в тех случаях, когда исследователь лично знаком с участниками исследования и тем учреждением, в котором проводится наблюдение. Это связано с неизбежным соблазном цензурировать те находки, которое могут как-то дискредитировать коллег или друзей. Включенное наблюдение вызывает ряд вопросов о надежности и валидности такого метода. Действительно, весьма затруднительно дать оценку точности тех оценок, которые дал исследователь. Теоретически можно одновременно задействовать сразу нескольких наблюдателей и сопоставить их данные, но практически это осуществляется редко. Оценки, даваемые исследователем, могут быть сильно искажены, так как на них могут оказать влияние его предшествующие надежды и ожидания. Это искажение влияет на то, как исследователь видит происходящее, воспроизводит увиденное. Кроме того, присутствие наблюдателя среди обследуемых лиц создает риск реактивности испытуемых : факт наблюдения влияет на поведение тех людей, за которыми осуществляется наблюдение. Такая проблема не является уникальной для исследований, основанных на качественных оценках, она характерна для всех видов наблюдений. Исследователь может снизить этот эффект, выделив достаточное время для привыкания испытуемых к его присутствию. Некоторые исследователи пытаются избежать этой проблемы, организовав скрытое наблюдение, что, в свою очередь, сопряжено с этическими вопросами.
  • Невключенное наблюдение осуществляется со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.
  • Прямое (непосредственное) наблюдение проводится непосредственно самим наблюдателем.
  • Косвенное (опосредованное) наблюдение проводится через посредников. Обычно имеется в виду получение данных от свидетелей и участников событий. Опосредованное наблюдение может предполагать использование технических средств (например, видео- или звукозаписывающей аппаратуры).
  • Спровоцированное наблюдение состоит в том, что исследователь провоцирует наблюдаемого на какие-либо действия. Этот прием употребляется обычно для акцентирования изучаемого явления и для его совпадения во времени с процедурой наблюдения.
  • Неспровоцированное наблюдение предполагает отсутствие специального провоцирующего влияния на ход событий.

В целях стандартизации процедуры возможно привнесение в наблюдение элементов количественных оценок, например подсчета числа эпизодов, сопровождавшихся теми или иными поведенческими актами, продолжительности того или иного типа поведения. При этом необходимо четкое операционное определение поведения того типа, которое необходимо зафиксировать и учесть, хотя это не всегда легкая задача. Оцениваемые показатели и методы их фиксации должны быть заранее четко и недвусмысленно определены. В ходе работы подготовленный исследователь использует четко сформулированные «коды», соответствующие определенным вариантам поведения. В качестве примера приводится кодировка вариантов поведения, использовавшаяся исследователями при наблюдении за взаимодействием учителя и учеников (табл. 5). Как правило, количественный подход к оценке результатов наблюдения ориентирован на оценки ограниченных поведенческих актов. Следует также заранее определить, какие аспекты будут учитываться в количественной форме (например, типы актов агрессии, их частота, интенсивность).

Пример
Наблюдение направлено на обнаружение проявлений агрессии у детей во время игр. Заранее четко определено, что рассматривать как акт агрессии, а что агрессией не является, т. е. задан «код» агрессии (так, если один ребенок дотронулся до другого во время игры, то при каких обстоятельствах можно считать, что он его толкнул, и при каких — ударил?).



Ключевые слова: Наблюдение, Методики, Клиника, Исследования
Источник: Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-Петербург : СпецЛит, 2017. — 328 с.
Материалы по теме
Методы и методики измерения в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Интервьюирование в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Надежность измерения исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Валидность измерения исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Экспериментальный дизайн с одним испытуемым в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Ассоциации и причинно-следственные связи исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Систематическая ошибка исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Влияние искажающих факторов на исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Оставить комментарий