По мнению основателя социологии О. Конта (1798—1857), предметом исследования социологов-позитивистов должны были стать законы общественного развития, из которых бы вытекали практические рекомендации, полезные во всех отраслях деятельности людей. О. Конт уподоблял социологию естественным наукам, иногда называя ее социальной физикой. Законы развития общества, подобно естественным, природным законам, имеют, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей характер.
Макс Вебер (1864—1920) считал предметом социологии так называемое социальное действие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них. Как видим, у М. Вебера предмет социологии субъективируется, «привязывается» к человеку.
Эмиль Дюркгейм (1858—1915) объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде зданий, сооружений и т. д. Каждое поколение индивидов задает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей. Подход Э. Дюркгейма к предмету социологии имеет объективный, не зависимый от данного человека характер.
Но подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее число других социологов, считают поведение человека в обществе обусловленным связями, которые этот человек имеет с окружающими его людьми и предметами, своим предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах.
Итак, предметом социологии являются социальные связи, общественные отношения.
Социальные связи весьма разнообразны и проявляются во всех сферах общества. В экономике — это взаимоотношения людей по поводу производства товаров и их сбыта. Практической организацией производства занимаются так называемые социальные эксперты (human relations'), ответственные за человеческие связи в процессе производства, т. е. за организацию труда и качество продукции. За связи предприятий и фирм с обществом отвечают другие социальные эксперты, так называемые ответственные за связи с общественностью (public relations). Они отвечают за имидж фирмы, рекламу, информацию для прессы, потребительских организаций и отдельных лиц.
В политической сфере общества социологи изучают связи избирателей и кандидатов на выборные должности, отношения рядовых членов общества к институтам власти, участие рядовых граждан в управлении обществом. Для этого существуют различные институты, центры изучения общественного мнения. Например, институт Гэллапа (США), Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Важную роль играют социологи в государственных структурах, давая рекомендации по принятию политических решений.
В культурной сфере социологи занимаются исследованием и практическим решением вопросов содержания и посещения музеев, театров, потребности выпуска литературы, журналов, газет.
Существуют и более «узкие» области социологии: социология права, образования, медицины, науки, спорта, социология семьи, молодежи, досуга, моды, возрастная и межнациональная социология.
Социологию можно также поделить на теоретическую (ею занимаются примерно 5 % социологов) и практическую (прикладную), в которой задействовано подавляющее число дипломированных специалистов.
Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой она развивалась 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не стала самостоятельной наукой. Именно из философии черпает социология парадигмы, концепции, подходы, отдельные идеи, методы и терминологию.
Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука.
Наиболее близкими к социологии науками и по возрасту, и по историческому развитию, и по отношению к философии как к прародительнице можно считать психологию и политологию.
Очень тесные связи социология имеет с такими науками, как экономика, этнография, антропология.
Менее тесные, хотя и не менее значимые для своего развития, связи имеет социология с физиологией, математикой, статистикой, географией и другими науками.
Термин функция в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы.
Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества.
- Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция. Позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, общий взгляд на общество, его социальные связи.
- Информационная функция. Дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.
- Управленческая функция. Она не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выдаче рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.
- Организационная функция. Заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе.
- Прогностическая функция. Позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, кто принимает ответственные решения, затрагивающие отдаленное будущее.
- Пропагандистская функция. Дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.
Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход.
Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования:
- наблюдение;
- изучение документальных источников;
- опрос;
- тестирование;
- социометрия;
- социальный эксперимент.
Таким образом, социология имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. Социология не дублирует и не отменяет других наук. Это самостоятельная наука и учебная дисциплина, занимающая достойное место в системе научного знания.
О. Конт разработал концепцию позитивной науки, которую он ставил на место богословия и старой философии. Он считал, что позитивная наука об обществе должна зиждиться на тех же принципах, что и физика, физиология, биология. По аналогии с физикой О. Конт свою «социальную физику» разделял на социальную статику, т. е. науку об устройстве, структуре общества, и социальную динамику, задачей которой является изучение процесса развития общества. Общество рассматривалось О. Контом как единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Эти части, общественные институты — семья, религия, государство, — своим существованием способствуют «всеобщему согласию», объединению общества. Они помогают преодолеть эгоизм людей и разъединяющее их разделение труда, воспитывают молодое поколение в альтруистическом духе, передают традиции, опыт и моральные нормы старших поколений. Социальная динамика, по мысли О. Конта, должна изучать теорию общественного прогресса.
Следует учитывать, что по своему философскому мировоззрению О. Конт был идеалистом. Для него мир сначала мыслится, потом существует. Следовательно, и развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. О. Конт отождествлял прогресс с развитием человеческого знания, проходящего три стадии, каждой из которых соответствует определенное состояние общества (закон трех состояний).
«Первая стадия, — отмечал О. Конт, — хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение — постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным».
Развитие науки, знания, по взглядам О. Конта, идет от простого к сложному, от общего к специфическому. Каждая последующая наука имеет более высокий порядок изучаемых явлений и включает как необходимую часть предыдущую. Закон классификации наук выглядит как определенная последовательность, иерархия.
Место социологии О. Конт определял на вершине этой иерархии, ибо она изучает самые сложные явления взаимодействия индивидов. Закон трех состояний сочетается с законом классификации наук в том смысле, что положительное мышление, сформировавшееся в математике, астрономии, физике, химии и биологии, должно охватить и социальную сферу и привести к созданию положительной науки об обществе — социологии. Предметом этой науки О. Конт считал общество в целом, историю его развития, трансформации. Причем законы этого развития имеют точный и строгий характер, как и законы математики, физики, химии. Эти законы, по мнению О. Конта, могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее (принцип исторического детерминизма). Но детерминизм О. Конта имеет идеалистический характер. Если у философов Древнего мира состояние общества определяется формой государства, у К. Маркса — способом производства, то у О. Конта — образом мышления. Именно изменением образа мышления при неизменной природе человека и объясняет О. Конт историческое движение человеческой цивилизации.
Материалистическое направление
В 40-е гг. XIX в. возникло материалистическое направление в социологии, основателем которого стал К. Маркс. Развитие человеческого общества, по К. Марксу (в этом он расходится с позитивизмом), происходит не на основе развития знания, духа; оно детерминировано материальным производством (материалистический детерминизм). Именно материальное производство определяет так называемые производственные отношения, производными от которых являются все общественные отношения. Основу любого общества составляет экономический базис, который определяет политическую надстройку, духовную жизнь, все процессы, происходящие в обществе, в том числе и развитие науки, которое обусловлено потребностями материального производства. С изменением общества меняется не только образ мышления, но и сама природа человека, из которой вытекает его образ действий. Следовательно, считал К. Маркс, развивая производство и изменяя социальные отношения, быт, можно изменить и человека. Таким образом, общество переходит на новую, высшую ступень (к новой общественно-экономической формации).
Биологическое направление
Последователь О. Конта английский философ и социолог Г. Спенсер (1820—1903), основатель биологического направления в позитивной социологии, положил в основу своего учения об обществе аналогию с организмом, развивающимся по законам эволюции. В своем труде «Основания социологии» (1886 г.) Г. Спенсер утверждал, что эволюция общества заключается в его дифференциации (как у животных и растений — увеличение числа видов). С другой стороны, эволюция толкает отдельные части — органы общества к большей интеграции, ибо только так можно сохранить целостный общественный организм.
Прогресс состоит в том, чтобы от состояния, в котором личность подчинена целому, общество переходило к состоянию, в котором социальная организация служит составляющим ее индивидам. Причем в первом состоянии общества интеграция является принудительной, а во втором — добровольной. Поведение людей в обществе, как и в животном мире, по Г. Спенсеру, определяет закон силы.
Географическое направление
Другой английский социолог, Г. Бокль (1821—1862), основал географическое направление позитивистской социологии. Он представлял прогресс человеческого общества не как предопределение провидения или результат действия свободной воли исторических деятелей, а как проявление природных факторов. Такими факторами являются: климат, пища, почва, ландшафт. На юге пища более дешевая, почва более плодородная, климат более благоприятный для жизни. Отсюда большое скопление населения в странах Востока, нищета многочисленных работников и огромное богатство немногих правителей. Ландшафт умеренных широт формирует рациональный, логический тип деятельности. Отсюда «...в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы — подчинение человека природе».
Антипозитивизм
Антипозитивизм (1880—1920 гг.) не стремился объяснить мир социальных явлений биологической борьбой за существование или влиянием природной среды. Наоборот, родоначальники антипозитивизма немецкие философы и социологи В. Виндельбанд (1848—1915), Г. Риккерт (1863—1936), В. Дильтей (1833—1911) видели свою задачу в том, чтобы разграничить природу и человеческое общество, которое, по их мысли, живет по своим собственным законам, отличным от природно-физических. Не объяснять общество с точки зрения всеобщих законов физического мира, а понимать смысл социальных явлений, структур и процессов — вот в чем они видели свою задачу. Антипозитивисты считали главным не приобретение объективного знания об обществе, а понимание социальных фактов. Философской основой такого понимания они избрали неокантианство. Неокантианцы критиковали философию И. Канта «справа», с позиций субъективного идеализма. Главным достижением гносеологии И. Канта они считали субъективность мира и существование «вещей в себе», а главными заблуждениями — объективный характер последней. В. Виндельбанд и Г. Риккерт исходили из трансцендентально-психологического подхода к учению И. Канта, т. е. на место объективной истины ставили трансцендентальные ценности, которые хоть и существуют идеально, но имеют значение для людей, оказывают воздействие на их мышление и поведение. Причем большее значение имеет «практическое», приближенное к жизни истолкование социальных факторов, чем теоретические схемы.
Антропологическое направление
Одним из влиятельных направлений антипозитивизма было антропологическое, основанное М. Шелером (1874—1929). Он считал, что человек занимает особое положение на «лестнице существ». У него отсутствуют некоторые необходимые инстинкты, например способность ориентироваться в лесу, в темноте, слабо развитое обоняние, осязание. Человек разорвал свою прямую связь с природой, и как единичное существо, индивид он не самодостаточен. Свои недостатки он компенсирует культурой, т. е. знаниями и навыками, которые он получает от общества.
Дальнейшее развитие цивилизации будет только увеличивать разрыв человека с природой. Отсюда вытекает задача развития социальных институтов — семьи, школы, церкви, государства, которые насыщают индивида культурой и регулируют его поведение.
Психологический подход
Психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддинс) рассматривает развитие общества как часть космической эволюции, которая в отличие от природной эволюции базируется на техническом (целенаправленном), сознательном управлении социальными процессами. Социальное воздействие людей становится возможным на основе так называемого сознания рода, телезиса — психического ощущения общности, целей развития человеческой цивилизации.
Инстинктивизм (У. Мак-Дугал) искал основу жизни в инстинктах и эмоциях, представляющих собой проявления психического склада индивида.
Психология масс (Г. Лебон, Г. Тард), стремилась объяснить поведение больших неорганизованных групп людей с помощью таких групповых свойств, как анонимность индивида в толпе, внушаемость.
Бихевиоризм (Э. Торндайк, Д. Уотсон) объясняет поведение животных и человека, которое представляет собой совокупность двигательных и вербальных реакций как ответ на стимулы (воздействия) внешней среды. Методологической базой бихевиоризма стало положение позитивизма о том, что социология должна основываться на опыте, эксперименте. Отсюда бихевиористы делают вывод о том, что социология (и психология) должна изучать поведение, а не психику и сознание. Согласно бихевиоризму, в каждом человеке заложено определенное количество «схем поведения» (дыхание, принятие пищи и др.). Над этими элементами в процессе научения надстраиваются более сложные. Научение основано на принципе проб и ошибок, но результативная эффективная реакция закрепляется. Таким образом, регулируя стимулы, можно получить определенные реакции индивидов и групп.
Неопозитивизм 20-е — 50-е гг. XX в.
Принципы неопозитивизма:
- натурализм, т. е. подчинение социальных явлений природным законам;
- сциентизм, т. е. методы социологии должны быть точными, строгими, объективными, как и методы естественных наук;
- бихевиоризм, т. е. мотивацию социального поведения можно исследовать только через открытое поведение;
- верификационизм, т. е. истинность научных утверждений должна утверждаться на основе опыта и эксперимента;
- квантификация, т. е. все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;
- объективизм, т. е. социология должна быть свободна от ценностных суждений и идеологических схем.
В 1860-е гг. во Франции и других развитых странах начинается «второе прочтение» О. Конта — процесс, захвативший и Россию. В российских журналах «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки» появляются статьи о позитивной социологии и ее родоначальнике, написанные В. Лесевичем, Д. Писаревым, П. Лавровым. Таким образом, первым этапом становления социологии в России можно считать время распространения социологических идей, образования направлений социологической мысли, ее укоренения в системе российской науки. Этот этап продолжался с середины 60-х гг. XIX в. до середины 90-х гг. XX в.
Второй этап развития российской социологии характеризовался ее институциализацией, т. е. признанием со стороны государства и общества, созданием кафедр и отделений, научных учреждений для подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, основанием научных журналов, обществ и т. д. Этот этап продолжался с середины 90-х XIX в. до середины 20-х гг. XX в., до тех пор, когда социологические учреждения были закрыты, а социологи-немарксисты изгнаны из советской России.
На этом этапе российская социология развивалась в тесном контакте с зарубежной, в первую очередь с европейской. Российские социологи «второй волны» М. Ковалевский, Е. Де Роберти, П. Лилиенфельд стали хорошо известны в Европе, они избирались в зарубежные академии и научные общества, участвовали в работе Международного института социологии (М. Ковалевский был избран его президентом), организовали Школу общественных наук в Париже, где впервые читался курс социологии для русской публики. В 1908 г. на базе Медико-хирургической академии В. Бехтеревым был образован частный Психоневрологический институт, где и была создана первая кафедра социологии в России в составе М. Ковалевского (заведующий) и Е. Де Роберти, к которым присоединились позже П. Сорокин и К. Тахтарев. С 1912 г. на историческом факультете Петербургского университета работала социологическая секция, но только спустя шесть лет появилась возможность создать кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. После смерти М. Ковалевского (1916), создается Русское социологическое общество его имени, которое ставит своими главными задачами развитие социологической науки, социологического образования и распространение социологических знаний. С 1917 г. начинается присуждение ученой степени по социологии. Наконец, в 1919 г. создается петроградский Социологический институт, получивший статус научно-исследовательского учреждения.
Итак, на втором этапе своего развития российская социология прошла процесс институциализации. К сожалению, в 1920-е гг. советская власть начинает относиться к социологической науке все более настороженно и даже враждебно. С 1922 г. ведущих социологов вместе с представителями других немарксистских наук высылают из СССР или отправляют на «перевоспитание» в лагеря. Закрываются кафедры, и прекращается преподавание социологии в вузах. В 1923 г. было закрыто Социологическое общество им. М. Ковалевского.
Следующий, третий, этап, с середины 1920-х по середину 1950-х гг., был самым «черным» в истории российской социологии. В сущности, она была вытеснена научным коммунизмом и марксистско-ленинской философией, на нее был навешен ярлык «буржуазной науки».
Новая институциализация социологии началась на четвертом этапе ее развития после осуждения «культа личности» Сталина. В 1958 г. по решению ЦК КПСС была создана Советская социологическая ассоциация (АСС), члены которой под руководством партийных функционеров представляли советскую социологию за рубежом, боролись с влиянием «буржуазной» науки и готовили кадры социологов в СССР. В 1961 г. в Институте философии АН СССР появился научный сектор исследований новых форм труда и быта (заведующий Г. Осипов); тогда же в Ленинградском университете была создана лаборатория конкретных социальных исследований (заведующий В. Ядов). В течение 1960-х гг. секторы и лаборатории для решения прикладных социологических задач появляются в Новосибирске, Свердловске, Тарту. В 1968 г. в Москве был образован Институт конкретных социологических исследований АН СССР (ИКСИ) (директор — академик А. Румянцев, который в 70-е гг. был снят с должности за недостаточно жесткое противодействие «буржуазной» социологии). Наконец, в 1974 г. был основан журнал «Социологические исследования». Итак, в послевоенное время произошла частичная институциализация социологии в СССР, но она не получила широкого распространения в обществе, а развитие этой науки продолжало сдерживаться партийными органами.
Современный пятый этап — этап бурного развития российской социологии — наступил в середине 80-х гг. На этом этапе социология выходит из-под опеки КПСС и исторического материализма, становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой в большинстве вузов России с 1989/1990 учебного года. Это одна из самых быстро развивающихся наук, которая постепенно ликвидирует пробелы в наших знаниях об обществе и социальных отношениях, догоняет ушедшие вперед национальные социологические школы США, Великобритании, Франции, Германии, других стран.