Предпосылки возникновения социологии как науки

Исходная проблема истории социологии — вопрос «Когда началась социология?» Современные исследователи так или иначе придерживаются одной из двух основных точек зрения.

Согласно первой из них социология существует столько же, сколько само общество. Уже в далекой древности известны ученые мужи, рассуждавшие о том, как должно быть устроено общество. Идеи Платона, Аристотеля, Блаженного Августина, Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли, Томаса Мора, Томаса Гоббса и других мыслителей Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, эпохи Просвещения рассматриваются как социологические теории наряду с работами исследователей XIX-XX вв.

Согласно второй точке зрения социология сформировалась лишь в середине — конце XIX в., когда Огюст Конт, Карл Маркс, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и другие ученые стали разрабатывать науку об обществе, противопоставляя ее, с одной стороны, традиционной философии, а с другой — таким наукам, как политическая экономия, психология, история.

Первая точка зрения предполагает, что социологией является любое рассуждение интеллектуала о том, как устроена совместная жизнь людей. Такой подход позволяет отыскивать в самом отдаленном прошлом интересные идеи и замечания относительно того, каким должно быть государственное устройство, как следует организовывать ведение хозяйства или воспитывать молодежь. Но эти идеи являются частью произведений философских, как, например, диалог «Государство» Платона, теологических, как трактат «О граде Божием» Блаженного Августина, или художественно-назидательных, как «Утопия» Томаса Мора. Все произведения подобного рода и содержащиеся в них концепции можно, в отличие от социологии, назвать социальными учениями, поскольку в них главным является изображение идеального, т. е. наилучшим образом устроенного, общества, а не исследование того, как в действительности взаимодействуют люди, как организована их совместная жизнь.

Выдающиеся мыслители прошлых эпох опирались на собственные впечатления и учения предшественников, а не на систематическое исследование социальных процессов. Но это отличие их произведений от работ современных социологов не следует считать недостатком или дефектом. Социальные учения прошлого были адекватной условиям своей эпохи формой осознания и объяснения общественных явлений. Различия между социологией и социальными учениями в способе изучения общества связаны с тем, что современные процессы взаимодействия и совместной жизни людей кардинальным образом отличаются от тех, с какими имели дело мыслители Античности, Средневековья или эпохи Возрождения.

Вторая точка зрения по вопросу о времени появления социологии основывается на констатации того, что с середины XVIII в. в Европе и Северной Америке развивались процессы, радикально изменившие характер жизни людей и ставшие социально-историческими предпосылками или факторами развития социологии как особого рода научного знания.

Во-первых, началась так называемая промышленная революция. В Античности, Средневековье и в эпоху Возрождения экономическая деятельность замыкалась в основном в родовой или соседской общине: большинство (до 90 %) людей возделывало землю около своего дома, небольшая часть работала в домашних ремесленных мастерских или на небольших мануфактурах2, и лишь немногие профессионально занимались торговлей, финансами, наукой и искусством. В конце XVIII — начале XIX в. на основе внедрения станков, приводимых в действие водяными мельницами, а затем и паровыми машинами, было организовано производство на фабриках. Привлечение множества людей на фабрики в качестве наемных работников привело к распаду традиционного образа жизни общин. На промышленных предприятиях и в урбанистических3 районах вокруг них складывались новые формы взаимодействия, характеризуемые массовостью и обезличенностью.

Во-вторых, произошла серия так называемых буржуазных революций. До конца XVIII в. политическая деятельность замыкалась в основном в узком кругу двора монарха — его родственников и свиты или собрания граждан — привилегированных жителей городов-республик. Однако в ходе войны за независимость в Северной Америке (1775-1783), Великой французской революции (1789-1795) и последовавших за ними других революций в Европе и Америке в политическую борьбу включились массы простых людей, прежде всего горожан, имевших собственный бизнес — лавку, мастерскую и т. п. Буржуа (фр. bourgeois — горожанин) отвергали традиционную власть аристократии и добивались политических прав под лозунгом «свобода, равенство, братство». Организация государственной власти на принципах демократии и распространение избирательных прав на все большее число людей привели к появлению новых форм взаимодействия — массовых политических партий и движений, агитации через прессу, политических забастовок, маршей протеста и т. д.

В-третьих, с развитием индустриальной экономики и буржуазной демократии обострились проблемы, которые теперь принято называть социальными. Фабричные рабочие трудились по 12-14 часов в день и, принося владельцам фабрик прибыль, получали за свой труд гроши. Пользуясь отменой традиционных ограничений предпринимательства и полученными свободами, буржуа наращивали свой капитал и не старались поддерживать рабочих, как это делали в прошлом феодалы в отношении своих вассалов и слуг. Рабочие и их семьи жили скученно в ветхих и грязных домах. Массовая бедность, преступность, проституция, распространение таких болезней, как туберкулез, оспа, сифилис, вызывали недовольство, протесты и политические дебаты.

Точное знание того, как устроено общество, как его устройство влияет на жизнедеятельность людей и приводит к проблемам и конфликтам, требовалось для разрешения этих проблем и конфликтов. Но такое знание в новых условиях невозможно было получить путем философского диалога заинтересованных граждан, как это делали Сократ и Платон в IV в. до н. э. в условиях маленькой общины, каковой был античный полис. Нельзя было получить такого рода знание и путем рассуждения о моральном долге правителей и подданных, как это делали Блаженный Августин в V в. или Томас Мор в XVI в. в условиях строго иерархического порядка, характерного для общества средневековой Европы. Процессы, в которых участвовали большие массы индивидов, борющихся за свое личное благополучие и свои права, потребовали нового способа познания социальных явлений. Кроме того, можно сказать, что многие явления именно в новых исторических условиях приобрели характер социальных.

Помимо социально-исторических факторов — таких как индустриальный капитализм, буржуазная демократия и сопутствующие им социальные проблемы — формирование социологии было обусловлено особого рода интеллектуальными факторами. В первой половине XIX в. происходило размежевание науки и философии. В XVII-XVIII вв. естествознание развивалось в виде так называемой натуральной философии, которая основывалась на представлении о природных явлениях как проявлениях сущности или субстанции, скрытой в вещах/телах, и о законах природы как правилах, установленных неким мировым разумом. Исходя из такой картины мира ученые создавали концепции, в которых опытные данные и математические формулы встраивались в систему умозрительных рассуждений о сущности вещей. Примерами подобного рода концепций могут служить «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона и «Монадология» Г. В. Лейбница. К середине XIX в. утвердилось новое научное мировоззрение, для которого характерно представление о природных явлениях как эффектах, вызываемых в различных естественных и искусственных системах движением и взаимодействием множества элементов — молекул, клеток и т. п. Исходя из такой картины мира, ученые описывали факты, делали эмпирические обобщения и представляли закономерности как статистически проявляющиеся связи между явлениями. В качестве примеров научных работ этого типа можно привести «Динамическую теорию электромагнитного поля» Дж. Максвелла и «Происхождение видов путем естественного отбора» Ч. Дарвина, ставшие в конце 1850-х годов событиями в физике и биологии. В условиях успешного развития на основе новой картины мира естественных наук начали возникать идеи о превращении изучения общества в строго научное исследование, контрастирующее с исторически предшествующим философствованием.

Проекты науки об обществе, выдвинутые в середине XIX в. О. Контом, К. Марксом, Г. Спенсером, противопоставлялись социальным учениям прошлых эпох, однако социология унаследовала многие идеи мыслителей Античности, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени. Поэтому социальные учения прошлого входят в ряд важных предпосылок развития социологии и могут рассматриваться как ее предыстория. Правильное понимание всей истории социологии и ее современного этапа возможно только в контексте гораздо более длительной интеллектуальной истории человечества.

Ключевые слова: История, Социология
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Социологизм Э.Дюркгейма
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Понимающая социология М. Вебера
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Критическая теория Франкфуртской школы
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Марксисты в российской социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Парадигмальный кризис в социологии 1960-1970-х годов
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Французская постмодернистская социологическая теория
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Протосоциология
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Оставить комментарий