Личностные тесты

Личностные тесты предназначены для изучения разных аспектов личности — темперамента, личностных черт, мотивации, интересов, ценностных ориентаций и др. В практическом плане их уместно разделить на две подгруппы. К первой относят многопрофильные тесты, характеризующие личность сразу по многим параметрам. По форме они представляют опросники. Известными и широко используемыми многопрофильными личностными тестами являются:    мультифазный (многоаспектный) личностный вопросник, разработанный учеными Миннесотского университета; его адаптированные русскоязычные варианты ММИЛ (Ф. Березин и М. Мирошников) и СМИЛ (Л. Собчак); 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела; патопсихологический диагностический опросник (ПДО) и т.п.

В другую подгруппу входят более узкоспециализированные тесты, например, опросник на выявление личностной и ситуативной тревожности Спилбергера — Ханина, его аналог, разработанный Тейлором, тест степени конфликтности К. Томаса, методика выявления синдрома эмоционального выгорания В. Бойко и т.п.

Помимо опросников, личностную характеристику можно оценить также с помощью иных методик, например, методики семантического дифференциала Ч. Осгуда (субъективного шкалирования и оценки), методики репертуарных решеток Г. Келли, методики определения времени С.Я. Рубинштейна.

Важно помнить, что любые опросники, диагностирующие личностные особенности, применимы только в своей культуре, т.е. в той среде, в которой созданы и на которую рассчитаны. «Слепой» перенос данных методов в другие культуры ведет к непредсказуемым ошибкам, поэтому адаптация метода предполагает бережного точного перевода и апробации каждого вопроса на предмет его стандартизации.

Многопрофильные личностные тесты

Миннесотский мультифазный личностный тест (Minnesota multiphasic personality inventory — MMPI) справедливо считается одним из самых серьезных профессиональных тестов для оценки взрослых, подходит больше для клинической диагностики. Его последний оригинальный вариант, известный как MMPI-2 (1989), состоит из 567 утвердительных высказываний, на которых возможны три варианта ответа: «да», «нет», «не могу сказать». Первые 370 пунктов идентичны MMPI, оставшиеся 197 — новые или переработанные. Разработана и подростковая форма MMPI-А (1992). Тест имеет несколько русскоязычных версий, в частности, ММИЛ (методика многостороннего исследования личности, адаптация Ф. Березина и М. Мирошникова, 1976,    1994) и СМИЛ (стандартизированный метод исследования личности Л. Собчик, или опросник СМИЛ, 1971). В классическом виде MMPI использует 13 базисных шкал. Сокращенный, весьма удачный вариант MMPI, разработанный шведским психологом Кинканнон, известен как Мини-мульт. В нем опущены пятая (маскулинность — феминность) и десятая (социальная интроверсия) шкалы. Его русскоязычный вариант (В. Зайцев, В. Козюля, 1981) доступен в электронном виде.

Тест Мини-мульт содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 — оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. В частности:

  • первая шкала (L) характеризует искренность испытуемого;
  • вторая шкала (F) выявляет недостоверные результаты;
  • третья шкала (K) оценивает искажения ответов вследствие избыточного контроля поведения.

Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности:

  • первая — шкала ипохондрии (Hs, Hypochondriasis) — измеряет астено-невротические свойства личности; представлена пунктами, характеризующими заботы о функционировании тела («У меня болит грудь несколько раз в неделю»);
  • вторая — шкала депрессии (D, Depression) — характеризует тревожноробкий тип личности; представлена суждениями о крайнем пессимизме и безнадежности («Я часто думаю, что нет надежд на будущее»);
  • третья — шкала истерии (Hy, Conversion Hysteria) — выявляет конверсионные защитные реакции как средство избегания ответственности; представлена суждениями, позволяющими использовать физические или психические симптомы в качестве средства подсознательного ухода от конфликтов и ответственности («Иногда я ощущаю, как у меня сильно бьется сердце»);
  • четвертая — шкала психопатии (Pd, Psychopathic Deviate) — измеряет степень социальной дезадаптации, агрессивности и конфликтности; представлена суждениями, показывающими повторяющееся и растущее пренебрежение к социальным обязанностям и эмоциональную недостаточность («Мои поступки и интересы часто критикуются другими»);
  • пятая — шкала мужественности — женственности (Mf, Masculinity — Feminity) — присутствует только в полной версии, в кратком варианте отсутствует; представлена суждениями, выявляющими гендерную индентичность респондентов («Я люблю оформлять букеты цветов»);
  • шестая (в кратком варианте следует вместо пятой) — шкала паранойяльности (Pa, Paranoia) — характеризует склонность к формированию сверхценных идей, обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям; представлена суждениями, отражающими патологическую подозрительность и манию величия или преследования («Злые люди пытаются влиять на мой разум»);
  • седьмая — шкала психастении (Pt, Psychasthenia) — предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям; представлена суждениями о навязчивых идеях, патологических страхах, чувстве вины и нерешительности («Я сохраняю все, что покупаю, даже то, что мне уже ненужно»);
  • восьмая — шкала шизоидности (Se, Schizophrenia) — определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов; представлена суждениями о странных или необычных мыслях или поведении, мании или галлюцинациях («Вещи, окружающие меня, не кажутся мне реальными»);
  • девятая — шкала гипомании (Ma, Hypomania) — выявляет гипертимные черты личности, сверхактивность и возбудимость; представлена суждениями, отражающими эмоциональное возбуждение, гиперактивность, полет мысли («Иногда я без видимых причин чувствую себя в приподнятом настроении, а иногда в подавленном»);
  • десятая — шкала социальной интроверсии, или сосредоточенности на себе (Si, Social introversion) — присутствует только в полном варианте, выявляет степень социальной уверенности личности; представлена суждениями, отражающими застенчивость, отсутствие интереса к другим людям, ненадежность («Меня легко привести в замешательство»).

Показания каждого уровня шкалы колеблются от 0 до 120. Если показания индивида по данной шкале выше 70, то его состояние рассматривается как отклонение от нормы. Показатели на шкалах соединяются в единый график, так называемый «профиль», который показывает общее состояние личности индивида и отражает его эмоциональные потребности. В оригинале результаты тестирования трактуют с точки зрения целостного профиля, т.е. не на основании данных отдельных шкал, а путем идентификации со стандартным типом из имеющейся базы стандартных профилей.

Тест-опросник 16PF P. Кеттела. Тест основан на факторной теории личности Кеттела. Последнее переработанное руководство по тесту вышло в 1970 г. Помимо двух основных форм теста (А и В), разработаны формы С, Д и Е. Формы С и Д сокращенные, по 105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е используется для обследования малограмотных.

Обычно процедура теста предполагает проведение двух сеансов-обследований: вначале с использованием одной формы теста (А, С, Е — по уровню образования), затем (как правило, в другой день) — соответствующей параллельной формы (В, D, F). Наиболее часто применяемые формы А и В включают перечень из 187 вопросов, отнесенных к одному из 16 факторов.

Первичные факторы, выделенные из L-данных (факторы от А до О):

  • Фактор А: «замкнутость — общительность»;
  • Фактор В: интеллект;
  • Фактор С: «эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность»;
  • Фактор F: «сдержанность — экспрессивность»;
  • Фактор G: «низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения»;
  • Фактор Н: «робость — смелость»;
  • Фактор I: «жесткость — чувствительность»;
  • Фактор L: «доверчивость — подозрительность»;
  • Фактор М: «практичность — мечтательность»;
  • Фактор N: «прямолинейность — дипломатичность»;
  • Фактор О: «спокойствие — тревожность».

Первичные факторы, выделение преимущественно из Q-данных:

  • Фактор Q1: «консерватизм — радикализм»;
  • Фактор Q2: «конформизм — нонконформизм»;
  • Фактор Q3: «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль»;
  • Фактор Q4: «расслабленность — напряженность»;
  • Фактор MD: «адекватная самооценка — неадекватная самооценка».

Факторы второго порядка:

  • Фактор QI: «экстраверсия — интроверсия»;
  • Фактор QII: «тревожность — приспособленность»;
  • Фактор QIII: «кортертия — пантемия» («живость коры головного мозга»);
  • Фактор QIV: «независимость — покорность»;
  • Фактор QV: «собранность — естественность»;
  • Фактор QVI: «субъективизм — реализм»;
  • Фактор QVIII: «высокое суперэго — низкое суперэго».

Личностный опросник FPI (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел). Данный опросник создан преимущественно для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕР1 и др. Опросник предназначен для диагностики психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы А только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике — 114. Первый (и единственный) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, a X-XII — производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

  • Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности.
  • Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа.
  • Шкала III (депрессивность)    дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома.
  • Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости.
  • Шкала V (общительность)    характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности.
  • Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу.
  • Шкала VII (реактивная агрессивность) выявляет наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа.
  • Шкала VIII (застенчивость)    отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу.
  • Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности.
  • Шкала Х (экстраверсия — интроверсия).
  • Шкала XI (эмоциональная лабильность).
  • Шкала XII (маскулинизм — феминизм).

Методика семантического (смыслового) дифференциала Ч. Осгуда (иначе, субъективного шкалирования и оценки) основана на субъективном понимании и оценке представлений человека о любом явлении в категориях противоположных понятий. Полярности понимания проецированы на градуированную линейную шкалу. В оригинале предложена семибалльная шкала, где каждая градация обозначена словами. Например, шкала «активности — пассивности» (активный — сильно — средне — слабо — никак; слабо — средне — сильно — пассивный) или шкала «злости — доброты» (злой — сильно — средне — слабо — никак; слабо — средне — сильно — добрый). Несмотря на субъективизм предпочтений и оценок выбора, методика дает весьма объективные результаты в сравнительном аспекте, особенно в динамике исследования процесса. Вариант данной методики в литературе советских времен представлен шкалой Дембо — Рубенштейна.

В настоящее время во всем мире в медицинских и психологических исследованиях широко используют модифицированную версию шкалы Ч. Осгуда. Это простая и удобная методика известна под названием системы визуальных аналоговых шкал. Индивидам предлагают обозначить чертой свое видение (свою позицию) касательно интересующего явления на предлагаемой шкале. Последняя представлена вертикальной линией, градуированной в процентах. Концы ее символизируют полярности (крайности) данного явления. К примеру, на шкале активности верхняя точка отражает максимальную 100% активность, нижняя — ее полное отсутствие, 0 % активности. Подобным образом можно оценить и пассивность. Наконец, возможен смешанный вариант, при котором верхняя точка отражает максимальную 100% активность, а нижняя — ее 100% пассивность. Смешанный вариант представляется более проблемным, поскольку при ответах расширяется возможность неверной трактовки шкалы. Принципиально подобным образом испытуемый может оценить любые личностные качества. Например: умный — глупый; добрый — злой; счастливый — несчастливый; здоровый — больной и т.п. Поскольку методика визуальных аналоговых шкал носит проективный характер, она незаменима в отслеживании динамики изменений, происходящих с индивидом под воздействием каких-либо факторов.

Механическое объединение нескольких шкал формирует субъективный семантический профиль и семантическое пространство объекта.

Личностный дифференциал (ЛД). Методика личностного дифференциала разработана психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева путем репрезентативной выборки 120 слов современного русского языка, описывающих черты личности в рамках трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности. Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт.

Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков. В методике рассмотрена 21 личностная черта, в частности, самоуважение, воля, экстравертность/интровертность, доминантность, тревожность.

Характерологический опросник К. Леонгарда. Тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, рассматриваемый как крайний вариант нормы. Опросник включает в себя 88 вопросов. Они распределены по 10 шкалам, в соответствии с выделенными типами акцентуаций. В частности:

  • первая шкала характеризует степень жизненной активности;
  • вторая шкала выявляет возбудимую акцентуацию;
  • третья шкала рассматривает глубину эмоциональной жизни испытуемого;
  • четвертая шкала показывает склонность к педантизму;
  • пятая шкала сигнализирует о повышенной тревожности;
  • шестая шкала указывает на склонность к перепадам настроения;
  • седьмая шкала свидетельствует о демонстративности поведения испытуемого;
  • восьмая шкала выявляет неуравновешенность поведения;
  • девятая шкала показывает степень утомляемости;
  • десятая шкала характеризует силу и выраженность эмоционального реагирования.

Опросник Г. Шмишека предназначен для выявления акцентуаций характера на основе концепции К. Леонгарда, различает 10 типов акцентуации. Этот несложный тест содержит 88 вопросов, требующих альтернативного ответа («да» — «нет»).

Тест «Тип личности» Дж. Олдхэма и Л. Морриса. Опросник содержит 14 основных шкал (типы личности) и шкалу искренности. Число вопросов по каждой основной шкале варьирует от 7 до 9, в шкале искренности — 10 вопросов. Достоинством опросника является сочетание универсальности (он применим как для диагностики личностных проблем, так и при подборе персонала организаций), относительной компактности и многомерности, а также высокой надежности. Существует адаптированная русскоязычная версия.

Узкопрофильные личностные тесты

Психодиагностика темперамента: тест-опросник Стреляу. Тест направлен на измерение трех основных характеристик нервной деятельности: процессов возбуждения, процессов торможения и уровня подвижности. Опросник реализован в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «не знаю», «нет».

Тест-опросник Айзенка EPI (нейротизма —экстраверсии), содержит 57 вопросов. Г. Айзенк предложил в качестве базисных два параметра полярной индивидуальности: «экстраверсию — интроверсию» и «нейротизм — эмоциональную стабильность». Дифференцировка основана на эмпирическом выделении двух типов невротических заболеваний: истерического невроза, который свойственен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам), и невроза навязчивых состояний, который свойственен лицам меланхолического темперамента (нестабильным интровертам). Феноменологически экстраверты проявляют себя в поведении как возбудимые и подвижные, а интроверты — как заторможенные и инертные. Нестабильность рассматривается как результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Опросники EPQ и PEN (Г. Айзенк). Опросники включают 101 и 100 вопросов соответственно и измеряют такие психические свойства, как нейропсихическая лабильность, экстраверсия и психотизм. В частности, опросник EPQ содержит четыре шкалы: 1) экстраверсия — интроверсия; 2) нейротизм — стабильность; 3) психотизм и 4) специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого.

Диагностика уровня субъективного контроля Дж. Роттера. Выявляет предпочитаемый характер ответственности (виноват я или виноват другой). Опросник состоит из 44 утверждений, степень согласия с которыми оценивается по 6-балльной шкале. Профиль личности оценивается по 7 шкалам.

Диагностика агрессии А. Басса и А. Дарки. Тест содержит 75 утверждений, степень согласия с которыми оценивается по 5-балльной шкале. Опросник выявляет разные формы агрессии, но не застрахован от мотивационных искажений.

Ориентационная (ориентировочная) анкета Б. Басса. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. С помощью методики выявляются следующие направленности:

  • Направленность на себя («я») — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
  • Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
  • Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Методики субъективного шкалирования и оценки типа семантического дифференциала Ч. Осгуда и визуальных аналоговых шкал (см. выше). Черты личности, описываемые полярными понятиями прилагательных: «внимательный — невнимательный», «аккуратный — небрежный», «общительный — замкнутый», «отзывчивый — черствый» и т.п., удобно исследовать, основываясь на субъективной шкальной оценке индивида. Такой подход увеличивает возможность прогнозирования поведения человека в максимально широком классе возможных ситуаций.

Опросник Плутчика — Келлермана — Конте выявляет стандартные типы подсознательных защитных реакций. Тест содержит 92 утверждения, разбитых на 8 шкал эгозащитных процессов: вытеснение, регрессирование, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация и рационализация.

Психодиагностика самосознания

В исследованиях самосознания используются: стандартизованные самоотчеты в форме описаний и самоописаний (тесты-опросники, списки дескрипторов, шкальные техники), свободные самоописания с последующим контент-анализом, идеографические методики типа репертуарных матриц, проективные техники.

Стандартизованные самоотчеты. В этих тестах задан набор утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах. Представлены возможные типичные чувства и мысли относительно разных событий жизни, типичные поведенческие проявления во взаимоотношениях с другими людьми. Способ ответа в различных опросниках варьирует: используется двух-, трех-, четырех-, пяти- и семиальтернативный выбор, вербальное или невербальное согласие. К числу популярных опросников относятся, в частности, шкала «я»-концепции» Теннесси и шкала детской «Я»-концепции» Пирса — Харриса.

Шкала «я»-концепции» Теннесси. Этот опросник предназначен для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов на анализ «я»-концепции» и 10 пунктов шкалы лжи. Используется 5-шаговая шкала ответов от «полностью согласен» до «абсолютно не согласен». В итоговой таблице по строкам представлены: 1) самокритичность, 2) самоудовлетворенность, 3) поведение, по столбцам: 1) «физическое «я», 2) «моральное «я», 3) «личностное «я», 4) «семейное «я», 5) «социальное «я». С помощью опросника можно выявить общее самоотношение (самоудовлетворенность) и специфические формы отношения к своему телу, к себе как к моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д. Опросник также позволяет дать дифференцированное заключение о самоотношении.

Шкала детской «я»-концепции» Пирса — Харриса (Piers — Harris Children’s Sеlf Соnсерt Scale). Опросник предназначен для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Он составлен из 80 простых утверждений относительно своего «я» или тех или иных ситуаций и обстоятельств, связанных с самоотношением. Первые утверждения для примера приведены ниже: «1. Мои товарищи смеются надо мной. 2. Я счастливый человек. 3. Мне трудно знакомиться. 4. Я всегда грустный. 5. Я умный...» и т.д. Следует выбрать утверждения, соответствующие самовосприятию и мироощущению.

Тест-опросник самоотношения В. Столина содержит 57 вопросов. Опросник включает следующие шкалы: шкала S — измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «я» испытуемого; шкала I — самоуважение; шкала II — аутосимпатия; шкала III — ожидание положительного отношения от других; шкала IV — самоинтерес. Опросник содержит также 7 шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «я» испытуемого: шкала 1 — самоуверенность, шкала 2 — отношение других, шкала 3 — самопринятие, шкала 4    — саморуководство, самопоследовательность, шкала 5    — самообвинение, шкала 6 — самоинтерес, шкала 7 — самопонимание.

Методика самооценки личности (Будасси) предлагает перечень из слов, обозначающих отдельные качества личности, как то: аккуратность, беспечность, вдумчивость и т.п., сделать несколько выборов по 20 качеств. Методика позволяет весьма точно оценить «я»-идеальное и «я»-реальное.

Самоактуализационный тест (САТ) (М. Кроз, Л. Гозман) создан как оригинальная русскоязычная версия (1987) опросника личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory — POI). Тест измеряет самоактуализацию как многомерную величину, содержит 126 суждений (вопросов), разбитых по шкалам.

Базовые шкалы

  • Шкала компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности субъекта жить настоящим, т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, видеть свою жизнь целостной. Низкий балл по шкале означает дискретное восприятие своего жизненного пути.
  • Шкала поддержки (I) — самая большая шкала теста, 91 пункт, измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Высокий балл означает свободу выбора, субъект управляет своей жизнью. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта.

Дополнительные шкалы

  • В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.
  • Шкала ценностных ориентаций (SAV), 20 пунктов, измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.
  • Шкала гибкости поведения (Ех), 24 пункта, диагностирует степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
  • Шкала сенситивности к себе (Fr), 13 пунктов, определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.
  • Шкала спонтанности (S), 14 пунктов, измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства.
  • Шкала самоуважения (Sr), 15 пунктов, диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.
  • Шкала самопринятия (Sa), 21 пункт, регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.
  • Шкала представлений о природе человека (Nc), 10 пунктов, рассматривает склонность субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности — женственности, рациональности — эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.
  • Шкала синергии (Sy), 7 пунктов, определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
  • Шкала принятия агрессии (А), 16 пунктов, свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как элемент естественного проявления человеческой природы.
  • Шкала контактности (С), 20 пунктов, характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с другими людьми
  • Шкала познавательных потребностей (Cog), 11 пунктов, определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
  • Шкала креативности (Сг), 14 пунктов, характеризует выраженность творческой направленности личности.

Нестандартизованные самоотчеты. Поскольку «я»-образ» всегда проецируется на любое развернутое самоописание, присутствующее в нестандартизованных ответах на вопросы анкеты, дневниковых записях, письмах и т.п., появляется возможность применения техники контент-анализа.

Такие методики называют техникой репертуарных решеток, или репертуарными личностными тестами. В них используются не заданные извне, а собственные, вызванные у самого испытуемого конструкты.

Проективные методики. В данной категории можно упомянуть ТАТ (тест тематической апперцепции Г. Мюррея), тест незаконченных предложений, различные рисуночные тесты: «Нарисуй человека» (К. Маховер), «Дом, дерево, человек» (Дж. Бук), «Дерево» (К. Кох), «Несуществующее животное» (М. Дукаревич), «Рисунок семьи» (В. Вульф), «Автопортрет» (Р. Бернс). Проективные методики рисования предполагают оценку рисунка по условно-стандартным качественно-количественным критериям. Диагностическое значение в ней придается отдельным элементам графики, например, расположению объектов на листе, форме частей, пропускам деталей, последовательность рисования и т.п. Вместе с тем установлено, что многие так называемые «стигмы» не имеют достаточного теоретического и эмпирического обоснования. Это означает, что проективные рисуночные методики в своем подавляющем большинстве не могут служить в качестве надежных валидных объективных критериев.

Оригинальна методика символьных заданий социального «я» (The Self Social Symbols Tasks). Суть этого простого теста заключается в произвольном расположении на листе бумаги кругов, символизирующих «я» и других личностей, при задании разных условий. Его разработчики (Б. Лонг, Р. Миллер и Р. Хендерсон) предположили, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «я» и значимых других лиц, может быть интерпретирована как психологическая дистанция, а их взаиморасположение характеризует аспекты самосознания и самооценки. Символические задания соответствуют различным аспектам (измерениям) «я»-образа.

Самооценка определяется как восприятие субъектом своей ценности, значимости в сравнении с другими. Испытуемому на листе бумаги предъявляется строка, состоящая из восьми кружков, и предлагается выбрать кружок для себя и для других людей из своего окружения. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.

Сила определяется как превосходство, равенство или подчиненность по отношению к определенным авторитетным фигурам. Мерой силы является более высокое положение кружка, обозначающего «я», в сравнении с кружками, обозначающими других. Испытуемому предъявляется кружок, означающий «я», в окружении полукольца, состоящего из других кружков. Испытуемый должен выбрать из этих кружков тот, который означает другого человека (отца, учителя, начальника).

Индивидуализация — переживаемое, мыслимое сходство или отличие от других людей. Испытуемому предъявляется лист бумаги с размещенными на нем в случайном порядке кружками, означающими других людей; внизу размещаются два кружка: штриховка одного из них совпадает, а другого не совпадает со штриховкой прочих кружков. Испытуемому предлагается определить, какой из двух лишних кружков означает его «я».

Социальная заинтересованность — восприятие себя частью группы или отделенным от других. Испытуемому предъявляется лист бумаги с изображенным на нем треугольником, на вершинах которого находятся кружки, обозначающие других людей (например, родителей, учителей, друзей). Испытуемый должен разместить кружок, означающий «я». Если кружок помещается внутрь треугольника, испытуемый воспринимает себя как часть целого, если вне — то он воспринимает себя отделенным от социального целого.

Идентификация — включение или невключение себя в «мы», образованное с конкретным другим. Испытуемому предъявляются горизонтальные ряды кружков, левые крайние из которых обозначают конкретных людей (мать, отца, друга, учителя и т.д.). Испытуемый должен выбрать кружок в каждом ряду, обозначающий его. Чем больше кружков между «я» и другим, тем слабее «мы». В другом задании испытуемому предлагается нарисовать в любом месте листа два кружка, обозначающих его самого и другого (друга, мать, отца и т.д.). Чем ближе кружки друг к другу, тем больше идентификация с другим человеком.

Эгоцентричность — восприятие себя «фигурой» либо «фоном». Испытуемый располагает кружок, означающий «я», и кружок, означающий другого, внутри большого круга. Если свой кружок испытуемый располагает ближе к центру, чем кружок другого, это свидетельствует об эгоцентричности.

Сложность — степень дифференциации «я»-концепции». Испытуемому предлагаются 10 горизонтальных рядов геометрических фигур различной степени сложности. Чем в более сложном ряду выбирает испытуемый фигуру для «я», тем более сложной является его «я»-концепция».

В целом пробы обладают удовлетворительной надежностью. Так, например, ретестовая надежность для подростков достигает по самооценке 0,80, идентификации — 0,78, социальной заинтересованности — 0,84, силе — 0,65, эгоцентричности — 0,58. Символические задания доступны для понимания разными возрастами, результаты сопоставимы между собой, существует и возможность межнациональных сравнений.

Психодиагностика мотивационной сферы личности

При исследовании сферы мотивации используют опросные, проективные методы, а также метод субъективных когнитивных оценок.

Опросные методы сводятся к заполнению так называемых личностных опросников мотивации. Их цель — определить, на что направлена активность индивида (почему, ради чего им что-то делается?). Мотивы обычно рассматриваются как причины выбора направленности поведения. При анализе правильнее говорить скорее о причинных стереотипах, ценностных ориентациях, т.е. о «кажущихся мотивах», чем о реально действующих мотивах деятельности.

В основу многих тестов мотивации положена теория мотивации Дж. Аткинсона. В частности, опросник Р. Нигарда и Т. Гьесме для измерения мотивов имеет две шкалы по 30 пунктов. Тест измеряет мотивы достижения успеха (MS) и избегания неудачи (MAF) раздельно друг от друга. Пункты опросника сформулированы таким образом, чтобы испытуемые воспринимали предлагаемые ситуации одинаковым образом, что гарантирует от различий в актуализации мотивации у разных испытуемых и обеспечивает большую надежность. В подобном же ключе разработан опросник Х. Хеккаузена.

Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)
Основным диагностическим конструктом в тесте являются жизненные ценности. Под этим понимается отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5балльной системе. Перечень жизненных ценностей включает:

  • развитие себя (познание    своих    индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик);
  •  духовное    удовлетворение    (руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными);
  •  креативность (реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность);
  • активные    социальные контакты    (установление благоприятных отношений в различных    сферах    социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли);
  • собственный престиж (завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям);
  • высокое материальное положение (обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования);
  • достижение (постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов);
  • сохранение собственной индивидуальности (преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости).

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей, что сильно снижает ее надежность. Тест рассматривает два класса ценностей:

  1. терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  2. инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда измеряет такие показатели, как адаптивность (дезадаптивность), лживость, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, локус контроля (объект ответственности), доминирование (подчиненность), эскапизм («уход в себя»).

Проективные методы выявления мотивации построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Достаточно часто используют методики: тест тематической апперцепции Х. Моргана и Г. Мюррея (ТАТ), тесты неоконченных предложений, незаконченных рассказов, тест фрустрации С. Розенцвейга и др. В частности, в рисуночном тесте фрустрации С. Розенцвейга, имеющем отдельные формы для детей и взрослых, стимульным материалом являются рисунки, на которых изображены различные ситуации межличностного взаимодействия. На каждом рисунке приводится высказывание одного из персонажей. Испытуемый должен дать ответ за другого персонажа. Методика адаптирована в НИИ В.М. Бехтерова (24 рисунка), с точки зрения процедуры и трактовок ответов более ясная и конкретная в сравнении с ТАТ.

Метод когнитивных оценок ситуаций. В основу его положен фактор предпочтительности выбора определенных ситуаций. Индивиду предлагают высказать свое видение (трактовку) часто встречающихся ситуаций и предложить свое решение от лица каждого из участников. Ориентируясь на когнитивные оценки, можно судить о видимой и скрытой мотивации личности. Данный подход носит творческий характер и предполагает изрядную долю субъективизма трактовок.

Некоторые методики целесообразно использовать совместно, в форме батареи тестов, например, методику диагностики личности на мотивацию к успеху, методику избегания неудач Т. Элерса и методику диагностики степени готовности к риску Шуберта. Это опросники, содержащие 41, 30, 25 вопросов соответственно. Результаты сводят воедино как разные характеристики единых качеств.

Темы: Методики, Тесты, Личность
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Систематика методов психодиагностики
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Об «объективных» тестах личности
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Проективные методики или «объективные тесты»?
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Теория личности Фрейда
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Общее представление о личности
...
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Формирование зрелости личности
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Оставить комментарий