Маскулинность — фемининность и выбор вида профессиональной деятельности

При рассмотрении вопроса о занятости женщин в той или иной профессиональной сфере нужно учитывать и тот факт, что в зависимости от выраженности маскулинности — фемининности они могут иметь склонности к разным профессиям. Так, согласно исследованиям Л. Терман и К. Майлз, упоминавшихся выше, выбор той или иной профессии мужчинами и женщинами связан с выраженностью у них маскулинности или фемининности (рис. 23.2).


Это же было выявлено и в исследовании Е. Таслер (2001) с участием эмигрировавших в Германию женщин. Так, женщины с выраженной маскулинностью были склонны к выбору профессий типа «вызов», т. е. связанных с конкуренцией, борьбой (в частности, предпринимательство); женщины с выраженной фемининностью выбирали профессии типа «служение», т. е. традиционно считающиеся женскими.

Отсюда количество маскулинных, фемининных и андрогинных лиц может значительно варьировать в разных выборках в связи со спецификой последних. Так, по данным Е. Таслер, среди женщин, характеризующихся стремлением к конкуренции, борьбе, преодолению препятствий, соотношение гендерных типов было следующим; фемининных — 43%, маскулинных — 30%, андрогинных — 27% (всего обследовано 60 женщин по методике С. Бем). По данным Е. Поляковой (2003) и Д. А. Вылегжанина (2007), среди женщин-менеджеров преобладают лица андрогинного типа.

С. В. Афиногеновой (2007) выявлялись склонности к тому или иному типу профессий в связи с психологическим полом юношей и девушек. Эти данные представлены в табл. 23.9.


Как следует из представленных в этой таблице данных, выявляются следующие тенденции: чем больше выражена маскулинность у юношей и девушек, тем больше отдается предпочтение профессиям типа «человек — техника» (а у юношей — и профессиям типа «человек — знак»); чем больше выражена фемининность, тем больше юноши и девушки предпочитают профессии типа «человек — природа», «человек — человек» и «человек — художественный образ». Андрогинные по своему выбору занимают чаще всего промежуточное место.

Во второй серии исследования С. В. Афиногенова изучала уже состоявшееся профессиональное самоопределение у студентов педагогического вуза в связи с выраженностью у них биологического и психологического пола. Были обследованы на принадлежность к тому или иному психологическому полу девушки и юноши в возрасте 16-22 лет различных факультетов (математики, психологии, управления, технологии и предпринимательства, социальных наук, дошкольного образования и физики). Всего было обследовано 500 человек, из них 168 юношей и 332 девушки. Выявление маскулинности — фемининности проводилось с помощью шкалы «М-F» Фрайбурского личностного опросника.

Больше всего маскулинных юношей найдено на психолого-педагогическом факультете (возможно, это случайно, поскольку количество юношей слишком мало), на факультетах управления и технологии и предпринимательства (табл. 23.10).


Наибольшее количество фемининных юношей оказалось на факультете дошкольного образования, затем на факультетах математики и социальных наук. Маскулинных девушек меньше всего на факультетах технологии и предпринимательства и дошкольного образования. На остальных факультетах количество маскулинных девушек примерно одинаковое (около 20%). Наибольшее число фемининных лиц обнаружено на факультетах математики, дошкольного образования и технологии и предпринимательства. В целом можно отметить, что среди юношей педагогического вуза имеется довольно высокий процент фемининных (19,6%), а среди девушек — меньший процент маскулинных (16,7%) по сравнению с теми данными, которые приводятся в литературе.

Из приведенных данных можно заключить, что такие гуманитарные профессии, как воспитатели дошкольных учреждений, психологи и социальные работники, в основном выбираются девушками; физику, философию, социологию, технологию и предпринимательство чаще выбирают юноши. Психологический пол, судя по данным табл. 23.10, оказывает меньшее, чем ожидалось, влияние на выбор профессии. Возможно, это связано с тем, что данные профессии не предъявляют экстремальных требований к личностным и половым особенностям. В связи с этим значительный интерес представляет изучение влияния психологического пола на выбор для занятий видов спорта, которые традиционно делятся на «мужские» и «женские».

Ключевые слова: Профессия, Гендер, Дифференциация
Источник: Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Половые различия в склонностях к профессиям
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Различие интересов мальчиков и девочек
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Представленность мужчин и женщин в различных профессиях
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Особенности направленности личности у мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Половые особенности адаптации к профессии
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Пол и профессиональная карьера
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Что такое маскулинность и фемининность
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Теория андрогинности
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий