Половые различия в склонностях к профессиям

Половые различия в профессиональной направленности, как пишет Б. Г. Ананьев (1968), заметны уже на ранних этапах развития детей. Уже отмечалось, что даже в возрасте 24 недель, когда влияние среды еще едва заметно, у девочек гораздо выше интерес к человеческим лицам, а мальчики же этого возраста проявляют больший интерес к геометрическим фигурам. Конечно, нельзя говорить о профессиональной направленности младенцев. Скорее, речь должна идти о некоторых психологических особенностях, которые в будущем могут повлиять на склонность к той или иной профессиональной деятельности.

С.  В. Ковалев (1988) отмечает, что в возрасте 1,5-2 лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности, тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках. Мальчики этого возраста стремятся к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств, а девочки обращают внимание на качество и пользу объектов. Это проявляется и в школьные годы, когда активность мальчиков в разных мероприятиях зависит от уяснения ими их смысла и значения, в то время как для девочек — внушенное или внешне заданное значение вещей.

У мальчиков 6-7 лет 70% составляют рисунки с индустриальным пейзажем, в то время как у девочек таких рисунков всего 6%. Девочки в этом возрасте чаще рисуют домики, деревья, цветы, людей, природу.

И. В. Тельнюк (1999) подтвердила эти данные. Девочки любят рисовать цветы, женские образы из сказок, отображают сферу семьи и быта, в рисунках мальчиков явно выражена военная техника, космос, персонажи компьютерных игр. В трудовой деятельности девочкам (55%) интересен хозяйственно-бытовой труд, шитье; мальчики же предпочитают работу с деревом, конструкторскую деятельность.

По данным этого автора, в ручном труде мальчики более решительны и настойчивы в достижении цели. Мальчики предпочитают работать с более крупными инструментами, а девочки — с миниатюрными. Девочки более аккуратны, амплитуда трудовых движений у них меньше.

Неудивительно, что половые различия учащихся оказывают существенное влияние на профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни.

С. Сингер и Б. Штефлер (Singer S., Steffler В., 1954), изучив профессиональные выборы учащихся средней школы, пришли к заключению, что юноши стремятся к работе, позволяющей получить власть, выгоду и независимость, а девушки более всего ценят работу в сфере обслуживания либо дающую интересный опыт.

По данным И. Н. Вакуловой (1979), С. П. Крягжде (1981) и Д. П. Барама (1984Х юноши отдают предпочтение технономическим профессиям, а девушки — социо-номическим. Кроме того, по данным последнего автора, у девочек больше выражен интерес к искусству.

Л. А. Головей (1996) выявила, что среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей — предпринимательская и исследовательская.

Ученые попросили студентов колледжа ответить, могут ли сочетаться определенный род профессиональной деятельности и и гендерные роли (например, отец, сестра) при описании одного и того же человека (Oakhill et al., 2005). Испытуемые чаще отвергали пары терминов, которые шли вразрез с гендерными стереотипами (такие, как электрик - сестра или домохозяин - дядя), и даже когда они принимали такие пары, для этого им требовалось больше времени, чем для пар, которые почти сходятся с гендерными стереотипами... Эти результаты сохранялись даже тогда, когда ученые заранее предупредили испытуемых, что гендерные стереотипы могут влиять на их ответы. Ученые сделали вывод, что гендерные стереотипы в отношении рода деятельности активизируются немедленно, когда люди стараются сформировать умственные образы людей, занимающихся данной профессией, и эта информация, ведомая стереотипами, очень трудно подавляется.

Lips Н., 2008, р. 40.

Б. Розен (Rosen, 1989) приходит к выводу, что большинство подростков выбирают профессии, соответствующие их гендерной роли. Однако вряд ли этот вывод полностью соответствует действительности. Почему гендерная роль должна предписывать девушке выбор профессии педагога или врача и не предписывая» этот выбор мужчине? Или, исходя из каких гендерных соображений многие девушки выбирают инженерные профессии или идут учиться в университет МВД? Связь гендерных установок с выбором профессии скорее постулируется, чем досказывается. При этом не учитывается такой фактор, как оплата труда в той ив иной профессии (что имеет значение для мужчин как кормильцев семьи), наличие в данной местности тех или иных профессиональных учебных заведений, промышленности и т. д. Можно, конечно, сказать, что именно гендерные установки толкают девушек в городе Иванове становиться ткачихами, но можно высказать и другую мысль: в городе Иванове, текстильной столице России, просто больше некуда пойти работать. И разве выбор женщинами помогающих и обслуживающих профессий не может зависеть от их природной эмпатийности, а не от гендерных установок?

Думается, что, несмотря на известное влияние гендера на формирование профессиональной направленности, его роль не следует абсолютизировать.

У юношей профессиональное самоопределение формируется в русле общей жизненной перспективы и органически входит в него. На их профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем более определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в правильности профессионального выбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерны большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля.

В профессиональном самоопределении девушки опережают юношей. И. С. Кон (1989) приводит данные Ю. П. Вавилова и Н. В. Андреенковой, согласно которым среди определившихся с выбором профессии девушек больше, чем юношей (соответственно 33 и 21%).

Ту же закономерность выявила позже и Л. А. Головей (1999): по показателям осознанности профессионального выбора и определенности путей получения профессии девушки имеют преимущество (табл. 19.1).


Среди заканчивающих школу девочки чаще мальчиков предполагают идти в вуз; и в значительной степени это связано с тем, что мальчики ожидают призыва в армию.

При использовании С. Афиногеновой опросника Е. А. Климова о склонности к профессиям определенного типа было выявлено, что девушки по сравнению с юношами отдают предпочтение профессиям типа «человек — природа», «человек — человек» и «человек — художественный образ» (табл. 19.2).


Как видно из данных табл. 19.2, юноши предпочитают профессии типа «человек — техника» и «человек — знак», в то время как девушки — «человек — природа», «человек — человек» и «человек — художественный образ».

По данным Л. Термана и К. Майлз (Terman L., Miles С., 1936), мужчины проявляют интерес к профессиям, связанным с приключениями, в которых предполагаются подвиг, физическое напряжение, к работе вне помещения, к механизмам и инструментам, к науке, физическим явлениям и изобретениям. Женщины склонны к профессиям, связанным с эстетикой, с сидячей работой в помещении, с оказанием помощи, особенно детям, беззащитным и нуждающимся людям.

Сходные данные через полвека получены и другими авторами. По данным В. М. Русалова (1993), мужчины стремятся к разнообразию форм деятельности, обладают легкостью переключения с одного вида деятельности на другой. Отсюда и выбор профессий, в которых преобладает творческий, а не монотонный характер. М. Гиббс (Gibbs, 1985) отмечает, что женщин больше всего привлекает в работе возможность помогать другим людям. При анализе основных предпочтений работающих женщин США оказалось, что в своей профессии они стремятся продолжать типичные семейные виды деятельности: воспитание детей (педагогика), уход за другими (медицина), помощь мужу (секретарская работа; в США 90% секретарей — это женщины), приготовление пищи (кулинария) (Agassi J., 1979). Кроме того, если мужчины предпочитают социальную активность и более динамичны, то женщины ориентированы на кабинетную, камерную, не очень динамичную работу (Bird С., 1971).

О. В. Митина и В. Ф. Петренко (2000) изучили профессиональные предпочтения у российских и американских женщин (рис. 19.1).

Наиболее предпочтительной как для тех, так и для других является возможность иметь высшее образование или профессию высокой квалификации. На втором месте у россиянок — желание работать в государственном учреждении, а у американок — желание посвятить свою жизнь карьере. У американок выше желание быть руководителем предприятия, организации, учреждения или иметь свой бизнес.

По данным Л. А. Коростылевой (2000), легче трудоустраиваются более интеллектуальные, дипломатичные, в меру смелые, недоминантные, считающиеся с мнением других, менее общительные и экспрессивные мужчины и несколько доминантные и социально смелые, более общительные и экспрессивные женщины. Эмоциональная устойчивость в большей мере способствует трудоустройству женщин, чем мужчин. Мужчины, преодолевшие затруднения в трудоустройстве, не столь низко мотивированы, а женщины не столь фрустрированы, как в общих выборках тех и других.

Ключевые слова: Профессия, Пол, Дифференциация
Источник: Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Представленность мужчин и женщин в различных профессиях
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Половые особенности адаптации к профессии
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Пол и профессиональная карьера
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Агрессивное поведение и пол
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Мужчины и женщины в период безработицы
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Креативность лиц мужского и женского пола
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Кто умнее — мужчины или женщины
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Антиобщественное поведение и пол
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Оставить комментарий