Агрессивность мужчин и женщин

Прежде всего нужно отметить, что агрессивность как свойство личности и агрессивное поведение (форма проявления агрессии) — разные вещи, хотя часто в психологической литературе их отождествляют. Агрессивность — это склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессия же — это поведение человека в этих ситуациях. В данном параграфе речь пойдет только об агрессивности как свойстве личности. Агрессивное поведение лиц мужского и женского пола рассматривается дальше в параграфе 10.8.

По данным О. С. Баранник (1999), уже с дошкольного возраста наблюдаются половые различия в агрессивности. У мальчиков больше выражены враждебность, конфликтность; у девочек же этого возраста — тревожность и незащищенность.

Половые различия в агрессивности не являются достоверными до 2,5-3 лет, т. е. до возрасте, к которому процесс половой типизации уже вполне успевает направить мальчиков и девочек по различным жизненным путям (Fagot, Leinbach, 0,Boyle, 1992).

Какие социальные факторы могут быть задействованы в процессе, делающем мальчиков более агрессивными, чем девочки? Один из них - склонность родителей играть с мальчиками более грубо, чем с девочками, и энергичнее порицать агрессивные действия последних (Mills, Rubin, 1990; Parcke, Slaby, 1983). Кроме того, револьверы, танки, ракеты и другие символические орудия уничтожения, часто получаемые мальчиками, на законной основе вносят элементы агрессии в повседневную жизнь и способствуют развитию агрессивного поведения (Feshbach, 1956; Watson, Peng, 1992). В течение дошкольного возраста дети, следуя гендерным схемам, начинают рассматривать агрессивность как маскулинную характеристику, и к среднему детству мальчики в большей степени, чем девочки, ожидают, что агрессивные действия принесут им выгоду, и в меньшей степени ждут неодобрения за акты агрессии со стороны родителей или сверстников (Hertzberger, Hall, 1993; Perry, Perry, Weiss, 1989). Таким образом, хотя биологические факторы и могут иметь определенное значение, очевидно, что половые различия в агрессивности в значительной степени зависят от половой типизации и обусловленных половой принадлежностью различий в социальном научении.

Шэффер Д., 2003, с. 727.

П. А. Ковалев, подробно изучивший этот вопрос, выявил, что склонность к агрессии (агрессивность, конфликтность) во всех возрастных группах школьников и студентов (кроме VII класса) выше у лиц мужского пола по сравнению с лицами женского пола. Наблюдаются два пика повышения агрессивности: у мальчиков в 12 лет и 14-15 лет, у девочек — в 11 лет и 13 лет.

Тот факт, что агрессивность мужчин выше, чем у женщин, установлен во многих исследованиях, хотя некоторыми авторами это, казалось бы очевидное, положение оспаривается. Так, Т. Тигер (Tieger, 1980) на основе обстоятельного анализа данных заключает, что до 6 лет различий в агрессивности между мальчиками и девочками нет, и что появляющиеся в дальнейшем различия обусловлены полоролевым воспитанием. А. Фроди и Дж. Маколей (Frodi, Macaulay, 1977) тоже считают неверным мнение о большей агрессивности мужчин. Так, они пишут, что женщины, обладая более выраженной эмпатией, тревожностью и чувством вины, подавляют у себя открытое проявление агрессивности там, где мужчины ее проявляют. На самом деле женщины не менее склонны к агрессии, если расценивают свои действия как справедливые или чувствуют себя свободными от ответственности.

А. И. Винокуров (1996) тоже отмечает большую агрессивность и напористость женщин.

Из данных диссертационного исследования Е. И. Бережковой (2003) следует, что мальчики младшего школьного возраста более агрессовозбудимы, чем девочки. При предъявлении видеопродукции агрессивного содержания агрессивность мальчиков статистически достоверно возрастает, у девочек же это возрастание незначимо. При предъявлении стимульного материала у девочек эмоциональных изменений не наблюдалось, у мальчиков демонстрация конопродукции агрессивного содержания вызывала внешнеобвинительные протестные реакции, эмоциональную напряженность вплоть до тревоги, которую они пытаются скрыть демонстративностью поведения, готовностью к агрессии.

Отношение мальчиков и девочек к предъявлявшейся кинопродукции агрессивного содержания было тоже разным. Большинству мальчиков (61%) она нравилась, «потому что там дерутся». Большинство же девочек (56,6%) относились к этим фрагментам кинопродукции отрицательно. Негативная оценка у мальчиков объяснялась ими так: «страшно», а положительное отношение девочек — «смешно», «интересно».

Очевидно, что решение вопроса о том, кто более агрессивен — мужчины или женщины, во многом определяется видом агрессивности и тем, на кого она направлена. Например, Е. В. Козыревой (2002) показано, что в среднем склонность к аутоагрессии (направленной на себя) несколько больше выражена у женщин, чем у мужчин, а склонность к гетероагрессии (направленной на других) несколько больше у мужчин, чем у женщин. По данным М. К. Отомаровой (2002), у девушек установка на самообвинение выражена больше, чем у юношей, что подтверждает результаты исследования Е. В. Козыревой.

По данным Н. Ю. Жарновецкой (2007), лица мужского пола, как правило, воспринимают себя и воспринимаются окружающими обоего пола более агрессивными, чем лица женского пола. Лица мужского пола и окружающим приписывают большую агрессивность, чем женщины.

Конфликтность, включающая в себя подозрительность, вспыльчивость и обидчивость, выше оценивается у себя лицами женского пола.

Мстительность — это склонность человека к агрессии в отплату за причиненное зло. Изучение мстительности П. А. Ковалевым у школьников V-XI классов показало, что, во-первых, во всех возрастах мстительность у мальчиков выражена больше, чем у девочек, и, во-вторых, наибольшая мстительность у мальчиков наблюдается в возрасте 12 и 14-15 лет (рис. 10.1). У девочек существенной возрастной динамики мстительности не выявлено.


Девочки более склонны к проявлению скрытых форм враждебности, что выражается в пренебрежительном обращении с вызывающим антипатию человеком, в его игнорировании или в обесценивании его социального статуса или взаимоотношений с ним (Crick et al., 1997; Crick, Grotpetr, 1995).

Ключевые слова: Агрессивность, Пол, Дифференциация
Источник: Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Агрессивное поведение и пол
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Пол и профессиональная карьера
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Возрастные, личностные и половые различия в переживании вины
Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN...
Кто умнее — мужчины или женщины
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Антиобщественное поведение и пол
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Мужчины и женщины в период безработицы
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Креативность лиц мужского и женского пола
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Моральное развитие мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Оставить комментарий